Образовательные задачи:
- закрепить знание детей о сказке «Цветик-семицветик», о её жанровых особенностях;
- эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом.
Развивающие задачи:
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- развивать речь, память, логическое и творческое мышление;
- обогащать словарный запас детей, активизация словаря: цветик-семицветик, сандалеты.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;
- способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Предварительная работа
- чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»
- словесная игра «Волшебные слова»
- драматизации отрывков из сказки «Цветик-семицветик»
- просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»
Оборудование: волшебный сундучок, цветок, мяч, иллюстрации к сказке, предметные картинки, предметы (горошина, ключик, скорлупка, яйцо, колобок), грамм. запись.
Ход занятия
Орг. момент (Дети заходят, садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за сундучок? Он, наверное, волшебный!
– А давайте откроем его и посмотрим (открываем сундучок, там предметы из сказок – горошина, золотой ключ, ореховая скорлупа, яйцо. Дети отвечают из какой сказки эти предметы)
– Молодцы! Я вижу, что вы знаете сказки. А какие еще вы знаете сказки.
– А одну такую сказку, а может и не сказку, а может не простую, хочу вам рассказать. Её я помню с детства, а может и не с детства, а может и не помню, но будем вспоминать…все вместе.
(Заходит девочка и плачет)
Воспитатель: Девочка, почему ты плачешь?
Женя: Мама послала меня в магазин за баранками, я купила семь баранок: 2 баранки с тмином для папы, две баранки с тмином для мамы, две с сахаром для себя и одну маленькую баранку для Павлика. Одна вредная собака съела все баранки. Я погналась за ней и заблудилась.
Воспитатель: Ой, ребята, как же помочь девочке?
(Заходит старушка с цветком)
Старушка: Здравствуйте! Слышала я твою историю, Женя. Не плачь, я тебе помогу. Я подарю тебе этот волшебный цветок. Он все устроит, только нужно сказать волшебные слова (шепчет на ухо и уходит).
Воспитатель: Ребята, вы узнали этот цветок? Как он называется? (ответы детей) А почему он называется «семицветик»? (ответы – потому, что у него семь цветов). Ребята, а теперь вместе с Женей мы отправимся в путешествие по сказке «Цветик-семицветик»
– Женя, тебе нужно попасть домой, вспомни волшебные слова, которые тебе сказала старушка!
Женя:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы были дома!
(комната Жени)
Воспитатель: Ребята, мы теперь дома! Что же она дома натворила?
(дети отвечают)
– А давайте поможем Жене собрать вазу!
Дидактическая игра «Собери вазу»
Женя говорит волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы ваза была целой!
Воспитатель: Ребята, а куда дальше Женя пошла? (ответы детей)
– Ей захотелось побывать на северном полюсе. Давайте поможем Жене. (Ребята хором говорят волшебные слова)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе!
Воспитатель: Ой, смотрите как здесь холодно! Давайте поиграем и согреемся!
Словесная игра «Наоборот» (с мячом)
- Холодный – теплый
- Солнечный – пасмурный
- Быстрый – медленный
- Сладкий – горький
- Твердый – мягкий
- Трусливый – смелый
Воспитатель: А кого встретила Женя на северном полюсе? (ответы детей)
– Давайте возвращаться скорее, здесь холодно. Отрывает Женя лепесток и говорит волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы были дома во дворе!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек! Откуда они! (ответы детей)
– Теперь посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее, чего нет в сказке?
(Дети убирают ненужные иллюстрации)
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель: Давайте вернем все игрушки в магазин.
Женя говорит слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы игрушки оказались в магазине!
Женя: Вот так штука, шесть лепестков потратили, а никакого удовольствия! А что это за мальчик на лавочке. Давайте с ним поиграем!
Женя: Мальчик, как тебя зовут?
Мальчик: Витя! А тебя как?
– Женя. Давай играть в салки!
Мальчик: И я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Воспитатель: Вот и закончились наши удивительные приключения!
(Подходят к столу, на котором лежат иллюстрации к сказке)
Попробуйте расположить эти картинки в нужном порядке, по сюжету сказки.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
– Кто является главным героем этой сказки?
– Какие желания вам показались пустяковые и ненужные?
– Какие желания самые важные и почему?
– Что волшебного в этой сказке?
– Подумайте, а какие бы вы желания загадали, если бы у вас бы л такой волшебный цветок? (ответы детей)
Старушка: Молодцы ребята, сказку вы знаете. За это я хочу подарить вам всем цветики-семицветики! (Старушка дарит всем цветки)
Воспитатель: А этот цветок останется в нашей группе, я первая загадаю желание, а вы вместе со мной произнесете волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы дети в группе «Радуга» были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!
1 ребенок:
Добрым быть совсем не просто!
2 ребенок:
Не зависит доброта от роста!
3 ребенок:
Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды.
4 ребенок:
Доброта с годами не стареет.
5 ребенок:
Доброта от холода согреет.
6 ребенок:
Если доброта как солнце светит,
7 ребенок:
Радуются взрослые и дети.
Звучит музыка, раздают цветы гостям и уходят.
Иллюстрации к занятию см. в Приложении 1.