Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников, воспитатель группы Зубцова Н.И.
Образовательная область: активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.
Участие детей в проекте «Осень как время года» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
- формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
План реализации:
- Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
- Экскурсия в осенний лес. (продолжать знакомить с правилами поведения в лесу. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
- Написание и чтение докладов о деревьях нашего края. (развивать навыки публичных выступлений, умение говорить связно, убедительно.)
- Составление осеннего гербария. (развивать совместное творчество педагогов, родителей и детей.)
- Ведение календаря природы.
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов. (продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведения художественной литературы.)
- Дидактические игры. (формировать у детей смекалку, сообразительность.)
- Занятия по изобразительной деятельности. (закреплять умение работать разными изобразительными материалами.)
- Выставка «Золотая осень».
- Развлечение «Что нам осень подарила». (закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.)
Продукт проектной деятельности: работа с календарем природы и определение средней температуры воздуха за месяц, количество пасмурных, ясных дней. Выставка детских работ «Золотая осень» (рисунки, поделки из листьев, плодов). Развлечение «Что нам осень подарила».
Мероприятия проекта
Методическая работа |
Взаимодействие с детьми |
Взаимодействие с родителями |
1 этап – подготовительный |
||
Подбор методической литературы по данной теме; подбор детской художественной литературы; формулировка цели, задач, конечного продукта проекта. |
Организация прогулок, экскурсий и наблюдений, в ходе которых дети изучали, анализировали состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада, леса, поля, реки). |
Чтение художественной литературы по теме. |
2 этап – реализация проекта |
||
Подбор и проведение дидактических игр; разработка конспектов занятий, экскурсий; практическая помощь в решении задач. |
Исследование одного из видов осени (ранняя) . Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Ведение календаря природы. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов; Дидактические игры. Занятия по изобразительной деятельности; (развивать творчество, активность, фантазию, воображение.) Выставка «Золотая осень». Развлечение «Что нам осень подарила». |
Написание докладов о деревьях нашего края; сбор листьев, цветов; составление осеннего гербария; заучивание стихов об осени, пословиц; составление рассказов об осени. |
3 этап – подведение итогов |
||
Подготовка к презентации |
Подготовка к презентации книги «Золотая осень»; организация выставки; подготовка и проведение развлечения «Что нам осень подарила». |
Участие родителей в выставке. |
Занятие по ознакомлению с окружающим (Приложение 1)