Творческо-информационный проект "Осень как время года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники  проекта: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников,  воспитатель группы Зубцова Н.И.

Образовательная область: активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.

Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых  реализуется в процессе  различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.

Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.

Участие детей в проекте «Осень как время года» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.

Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

  • познакомить  детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
  • формировать у детей  интерес к окружающему миру, родной природе.                                   
  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
рис.1

План реализации:

  1. Беседа с детьми  на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
  2. Экскурсия в осенний лес. (продолжать знакомить с правилами поведения в лесу. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
  3. Написание и чтение докладов о деревьях нашего края. (развивать навыки публичных выступлений, умение говорить связно, убедительно.)
  4. Составление осеннего гербария. (развивать совместное творчество педагогов, родителей и детей.)
  5. Ведение календаря природы.
  6. Чтение художественной литературы,  стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов. (продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведения художественной литературы.)
  7. Дидактические игры. (формировать у детей смекалку, сообразительность.)
  8. Занятия по изобразительной  деятельности. (закреплять умение работать разными изобразительными материалами.)
  9. Выставка «Золотая осень».
  10. Развлечение «Что нам осень подарила». (закрепить  знания  о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.) 

Продукт проектной деятельности: работа с календарем природы и определение средней температуры воздуха за месяц, количество пасмурных, ясных дней. Выставка детских работ «Золотая осень» (рисунки, поделки из листьев, плодов). Развлечение «Что нам осень подарила».

рис.2

Мероприятия проекта

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

1 этап – подготовительный

Подбор   методической литературы  по  данной теме; подбор  детской художественной литературы; формулировка  цели, задач,   конечного продукта проекта.

Организация   прогулок, экскурсий и наблюдений, в ходе которых дети изучали, анализировали состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада, леса, поля, реки).

Чтение художественной литературы по теме.

                                        2 этап – реализация проекта

Подбор и проведение дидактических игр; разработка конспектов занятий, экскурсий; практическая помощь в решении задач.

Исследование одного из видов осени (ранняя) . Беседа с детьми  на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Ведение календаря природы.

Чтение  художественной  литературы,   стихов,  загадок,  примет  осени. Заучивание стихов;

Дидактические игры. Занятия по     изобразительной  деятельности;  (развивать творчество, активность, фантазию, воображение.)

Выставка «Золотая осень».

Развлечение «Что  нам осень подарила».

Написание докладов о деревьях нашего края;

сбор листьев, цветов; составление осеннего гербария;

заучивание стихов об осени, пословиц;

составление рассказов об осени.

3 этап – подведение итогов

Подготовка к презентации

Подготовка к презентации книги «Золотая осень»; организация выставки; подготовка и проведение развлечения «Что нам осень подарила».

Участие родителей в выставке.

Занятие по ознакомлению с окружающим (Приложение 1)