I. Проблемная ситуация: Учитель появляется в классе в 1 сережке, показывает гербарии “склеенные половинки листа клена с липой, две половинки от разных листов клена, картинки (Приложение 1).
Проблемная задача:
Вопрос в класс: Что объединяет представленные картинки? По какому признаку прошло объединение? Посмотрим на учителя, можно ли меня отнести к получившейся группе, что является основанием для этого?
Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
Эти строки посвятили математическому понятию “СИММЕТРИЯ”.
Уважаемые ребята!
Предлагаю вам сегодня на уроке прикоснуться к удивительному математическому преобразованию – симметрии. В древности слово “симметрия” употреблялось как “красота”, “гармония”. Термин “гармония” в переводе с греческого означает “соразмерность, одинаковость в расположении частей”.
Математически строгое представление о симметрии сформировалось сравнительно недавно – в XIX веке. Немецкий математик Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: “Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и гармонию”.
А теперь запишем общепринятое определение симметрии. “Симметрией фигуры называют любое преобразование, переводящее фигуру в себя, т.е. обеспечивающее ее самосовмещение”.
Принцип симметрии играет важную роль в математике, архитектуре, искусстве.
Бабочка расправила крылья – и перед нами разноцветный орнамент из линий и пятен, могучие рога оленя, разветвляются в стороны, подобны скульптурной композиции, а какое сказочное зрелище – лебеди, отражающиеся в воде, аллея осеннего парка с уходящими вдаль деревьями.
Сегодня наш урок мы построим через работу в группах, обединившись по 4-5 человек, т.о. составим 4 группы. Задание, которое вы будете выполнять вместе, записано на доске, после прочтения материала по новой теме, вы будете выполнять задания из учебника, в рабочей тетради, далее каждый получит рисунок бабочки или жучка, разукрасит эти картинки, используя определение симметрии (Приложение 3), затем попробуем составить “Азбуку симметричных букв и цифр” (Приложение 4). В заключение урока, объединившись в 2 группы, попробуем отгадать слова-загадки, которые будут состоять только из “симметричных” букв. Этот конкурс у нас пройдет в последние 10 минут урока, значит к тому времени, нам необходимо узнать “А что же такое симметрия?”
Работа в группах (Приложение 2).
II. Выполнение заданий из учебника:
№ 306 – только ответы. (Рассмотрите фигуры на рис. 47, подумайте, по какому признаку они собраны по группам в каждом столбике. На рис. 48 – распределите фигуры по этим группам.)
№ 307 – приведите свои примеры симметричных фигур.
№ 308 – рассмотрите рис. 50, ответьте на вопросы, что такое симметричные точки и ось симметрии? Проверьте правильность понятий, прочитав текст учебника на стр. 68.
№ 312 – из данных на рис. 56 фигур выберите те, которые имеют ось симметрии, зарисуйте их в тетрадь, проводя эту ось. Есть ли среди них такие фигуры, которые имеют более 1 оси симметрии, проведите возможные варианты.
№ 313 – приведите примеры пространственных фигур, имеющих ось симметрии, нарисуйте или запишите названия их в тетради.
III. Выполнение заданий в рабочей теради: стр. 40 – 42.
Выполнение заданий в рабочей теради (стр. 40 – 42): № 10.1, 10.2, 10.4.
IV. Рефлексия Творческая работа-проект:
1) Проверка выполнения заданий из рабочей тетради (по 1 чел. от группы).
2) Выберите из нашего алфавита буквы и цифры, у которых есть ось симметрии, т.е. те буквы и цифры, которые при “перегибании” их части совместятся. Запишите буквы по алфавиту, а цифры в порядке возрастания (Приложение 4).
Соревнование по группам. Каждая группа называет поочередно сначала цифры, потом буквы. (5 баллов получает команда, которая назвала последнюю симметричную букву, 4 балла – предпоследнюю, 3 – еще раньше и 1 балл получает команда, которая приняла участие, но закончила первая участие в этом конкурсе).
3) Теперь объединяем 1 и 4, 2 и 3 команды, будем составлять слова из названных букв (все буквы распределяются внутри команды, составление слов идет по принципу: 1 буква в 1 руке.)
Загадки на слова: Отгадайте и покажите слово, про которое спрашивается в вопросе?
- Жаркое время года. (ЛЕТО)
- Оно мастера боится. (ДЕЛО)
- Ученье ОН, а неученье тьма. (СВЕТ)
- Не ОНО красит человека. (МЕСТО)
- ОНА с гор потекла – весну принесла. (ВОДА)
- Где ОНО, там и добро. (ТЕПЛО)
- ОНА днём красна. (ВЕСНА)
- Река в Париже. (СЕНА)
- Где косарь гуляет, там ОНО пропадает. (СЕНО)
- Рыбу за НЕГО не удержать. (ХВОСТ)
- Муж — голова, но ОН на ней — жена. (КАПЮШОН)
- Отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса. (ЭТАП)
- Один из главных ритуальных символов власти. (ЖЕЗЛ)
- Простейшее лёгкое укрытие, представляет собой сооружение из жердей и палок, покрытых ветками, травой и т. п. от ветра, зноя, холода и осадков. (ШАЛАШ)
- (с фр. — уже виденное) — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определённым моментом прошлого, а относится к “прошлому вообще”. (ДЕЖАВЮ)
А вспомните ли слово, которое сейчас вы отгадывали, которое само является симметричным? (шалаш)
Подводится итог соревнования (по бальным карточкам за каждый правильный ответ).
V. Домашнее задание: п. 10, №№ 314, 320, 315 (а,б).
Вывод: давайте еще раз покажем разноцветных бабочек и получившуюся азбуку симметричных букв и вспомним, какие же фигуры, называются симметричными? И для чего же в жизни нам нужна симметрия? (для гармонии).
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Афанасий Фет.
Каждый ученик прикрепляет свою бабочку на магнитную доску, получился коллаж “Вот и лето прошло...!”
На этом урок закончен. Я желаю вам, чтобы всё у вас было гармонично. Спасибо.