Цели:
- обобщение и систематизация материала по теме “Имя числительное”;
- закрепление изученных орфограмм;
- воспитание любви к языку и работе с единицами речи.
Оборудование:
- таблицы “Ь в числительных”, “Склонение числительных оба, обе”;
- рисунок с изображением школы;
- путевые листы (порядковые и количественные числительные);
- сигнальные карточки (целые, дробные, собирательные);
- табличка с ребусом;
- билеты с номерами вопросов.
Метод: поисковая и аналитическая работа.
Оформление доски:
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
- число, тема урока;
- лексическое значение слов: эксперт, экскурсия;
- ребусы.
Ход урока
Слово учителя.
- Ребята, какую тему мы изучили за последнее время, с какой частью речи познакомились? (Правильно “Имя числительное”)
- Основная цель нашего урока – проверить, как мы усвоили эту тему.
- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц в книге; играя в футбол, считаем число забитых голов. Цифры окружают нас везде. А между тем имя числительное - самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов.
- Ответим устно на вопросы, употребляя числительные:
- Сколько дней осталось до каникул?
- Сколько минут идёт урок?
- На какой странице учебника параграф 47?
- В котором часу заканчиваются занятия в школе?
- А теперь сделаем вывод: в каких случаях и для чего мы употребляем числительные в своей речи.
(Для того, чтобы рассказ о чем-нибудь был более точным и доказательным).
- Правильно, ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели грамматическую сказку
“Кто посчитает?” (Инсценировка сказки)
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: “Много”, и Существительное подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
- Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Учитель: Да, ребята, имя числительное очень важная часть речи и значение этой части речи в нашей жизни велико и это мы сейчас проверим. Домашнее задание у вас было подготовиться по вопросам на стр. 131. Для этого мы должны выбрать эксперта и разделиться на 4 группы. Кто такой эксперт? (На доске заранее)
Эксперт - (от лат. Expertus “опытный”) – специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса)
(Выбираем эксперта)
- Делимся на 4 группы (каждая группа получит по 2 вопроса, ответы должны быть с примерами).
Подготовка – 3 минуты (Жребий вопросов)
- Эксперт подводит итог, какая группа побеждает.
- У нас в Татарстане 2 государственных языка: русский и татарский. И многие из вас умеют говорить на обоих языках. Скажите на татарском языке:
- Сколько вам лет?
- Какое сегодня число?
- Сосчитайте до 10!
- Что общего между числительными?
- Сегодня мы с вами совершили экскурсию по школе (заранее на доске).
Экскурсия - коллективное посещение чего-нибудь с познавательной целью.
Ваша задача: У вас на столах лежат путевые листы, вы должны прописью вписывать числительные, которые называет экскурсовод (На доске рисунки школы) (Дать задание)
Количественные | Порядковые
Например: У нас в школе три этажа.
Доп. задание: Надписать простые или составные числительные (2-3 минуты). (Сдаем листочки)
- Все числительные делятся на количественные и порядковые. Мы сейчас с вами вспомним, на какие разряды делятся количественные числительные. (Индивидуальные задания по собирательным, целым и дробным числительным.)
- А к доске пойдут 3 человека и получат задание.
- Вспомнили разряды, поработали с сигнальными карточками.
22 грузчика, пятеро медвежат, 17 барабанщиков, 1/5 территории, двое саней, три школы, 2/3 стадиона, 60 саженцев, трое ножниц, 1/2 сада, 685 человек.
(Проверить индивидуальные задания)
Индивидуальное задание: Склонение числительных: оба, обе.
Работа у доски. Кто начертит схему употребления “Ь” в числительных?
На конце “Ь” | В середине “Ь” |
5 до 20 и 30 | От 50 да 80 |
От 500 до 900 |
Игра “Эстафета” (по рядам).
1 ряд – “Ь” в конце числительных;
2 ряд – “Ь” в числительных, обозначающих десятки;
3 ряд – “Ь” в числительных, обозначающих сотни.
Синтаксическая роль числительных
Запишем предложения (ученик к доске).
Три - нечетное число. Семь и семь – четырнадцать. Учитель попросил разделить шесть на три. Первый луч солнца разбудил девочку. Занятия начинаются в девять часов. (Характеристика предложений)
- Любое числительное – морфологический разбор (самостоятельно).
- Ребята, отгадайте ребус (Заранее на доске).
100 л, 100 лб, 100 ляр
- А теперь попробуйте сами заменить некоторые части слов или целые слова в предложении:
Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку.
(7я, о5, 100л, пре2рительно, вы3)
- Числительные часто используются в фольклоре: пословицы, поговорки, загадки. Сейчас я вам загадаю, вы назовете числительные и определите, какие они.
- Два кольца, 2 конца, посередине гвоздик. (Ножницы)
- Есть 2 друга у меня, 2 серебряных коня, без уздечки и седла помчу ее как стрела. (Коньки)
- Семьсот ворот, а один ход. (Невод)
- Летело семь уток, трех подстрелили, сколько осталось?
Словарный диктант
Экземпляр, миллион, миллиард, километр, центнер, бассейн, гараж, территория, одиннадцать, девяносто, двести, триста, четыреста.
Домашнее задание. Сочинить сказку, используя числительные.