Цель:
- Познакомить с квадратом, как частным случаем прямоугольника. Научить чертить квадрат на клетчатой бумаге.
- Развивать мышлении. Воображение, память.
- Воспитывать любовь к труду, аккуратность, старательность.
1. Орг. момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся на помощь в строительстве домика вместе с Мышонком.
- Люди каких профессий участвуют в строительстве? (строители, маляры, плотники, штукатуры, каменщики...).
- Во время работы мы будем считать, решать, а самое главное познакомимся с новой геометрической фигурой и научимся её строить в тетради.
И затеи, и задачи
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи,
За работу! В добрый час!
2. Устный сёт.
(На доске фрагмент домика с замком (на 15) и несколько ключей разного цвета и с разными цифрами)
- Строительство уже началось, но дверь захлопнулась. Поможем Мышонку отыскать нужный ключик.
- Ключ какого цвета подойдёт к замку?
- Молодцы! Вы правильно нашли ключик, а Мышонок подсказывает, что за дверью спрятано ещё одно задание (для устного счёта).
В бидоне 5 литров кваса. После того, как часть кваса выпили, в бидоне осталось 2 литра. Сколько литров кваса выпили?
Купили 2 ленты. Длина белой 7 метров, голубая на 1 метр короче. Сколько метров ленты обеих цветов купили?
На дереве сидели обезьяны. Спустились 8 обезьянок, а 3 испугались. Сколько обезьян сидело на дереве?
РАСШИФРУЙ ТЕМУ УРОКА.
9+9= 6+6= 10+10= 50+50= 7+7= 8+8= 8+4=
Ключи к примерам:
12 – А 16 –Д 20 – Р 14 –В 18 –К 100 - Т
- Вот мы и достроили первый этаж дома и узнали тему урока: КВAДРАТ.
3. Работа в тетради. (Дети записывают число, классная работа, минутку чистописания, а я в это время выставляю один кирпичик за дверь с правой стороны).
4. Новый материал.
(На магнитной доске 4 геометрические фигуры разного цвета: квадрат, 2 прямоугольника, треугольник).
- Рассмотрите фигуры. Какая фигура лишняя? (треугольник).
- Как называются все остальные фигуры? (прямоугольники).
- Что такое прямоугольник? ( это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны).
- Какого цвета фигура, у которой все стороны равны? (красного).
Вывод: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
5. Работа с раздаточным материалом.
- Мышонок принёс конверт, где много белых геометрических фигур (раздать каждому ребёнку квадрат со стороной 5 см).
- Подумайте, как называется эта фигура? (Дети доказывают, что это квадрат и делают вывод, что Квадрат – это...).
6. Работа в тетрадях.
- Начертите квадрат со стороной 3 см.
- Что такое периметр? Найдите его. (Р=12см).
- Как вы узнали? (3+3+3+3=12см).
- Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением. (3х4=12см - Р).
- А теперь найдите периметр белого квадрата, который принес Мышонок, со стороной 5 см.
(5+5+5+5=20см – Р
5 х 4= 20 см – Р
Ответ: Р=20 см).
Вывод: Что такое квадрат? (3-4 человека)
- Вот мы помогли достроить второй этаж дома. (Учитель прикрепляет нужные детали дома).
7. Физ. минутка.
8. Работа с учебником.
Стр.30, №4.(Выполнив задание, появится 3 этаж).
- Молодцы, ребята, вы помогли Мышонку построить 3 этаж.
- Чтобы дом не намок, его нужно покрыть крышей. Если вы решите №7 на стр. 30 правильно, то и крыша будет надёжная. (Самостоятельная работа. Первый, правильно выполнивший задание ученик, покрывает домик крышей).
- Вы отлично справились с заданием и теперь на домике появилась крыша.
9. Работа с индивидуальными карточками.
- Но на крыше не хватает трубы. Мы вместе с Мышонком приготовили вам карточки с геометрическими фигурами. Найдите на этих карточках квадраты и раскрасьте их. (Дети выполняют задание).
- И с этим заданием вы отлично справились. Вот теперь на крыше появилась и труба. (Прикрепить трубу).
10. Итог урока.
- С какой геометрической фигурой мы познакомились?
- Что такое квадрат?
- Из каких геометрических фигур состоит дом?
- Есть ли среди них квадрат? Назовите, какого он цвета?
11. Домашнее задание. (стр. 30, №3, №5).
12. Самостоятельная работа.
- Давайте затопим печь в домике. Возьмите карточки для самостоятельной работы и решите примеры. Первый, правильно выполнивший задание ученик, нарисует дымок из трубы. (Дети работают в индивидуальных карточках).
12. Дополнительное задание.
Логическая загадка: Если у квадрата отрезать один угол, сколько углов останется?
- Ребята, Мышонку очень понравился дом. Мы благодарим вас за отличную работу!
Ничего нет несомненней,
Ничего нет неизменней.
Каждый должен быть бы рад,
Что на свете есть квадрат!