Цель проекта. Систематизация элементарных знаний и представлений о воде, как объекте неживой природы.
Символ проекта. “Капитошка”.
Девиз проекта. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. (Китайская пословица)
Задачи проекта.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и практическому экспериментированию с ними.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза и классификации в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственные связи.
- Формировать умение объяснять наблюдаемое явление, делать выводы и фиксировать результаты доступными методами.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и стремление защищать.
- Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования и воспитания их детей, привлечь к непосредственному участию в исследовательской деятельности.
Коррекционные задачи.
- Расширять, пополнять и активизировать словарь детей, развивать связную речь.
- Развивать творческое воображение и наглядно-образное мышление, мелкую моторику руки.
Вид проекта.
- По количеству участников – коллективный.
- По контингенту участников – дети 5-6 лет их родители и педагоги.
- По продолжительности – долгосрочный (октябрь – май).
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Методы обеспечения.
Поисково-исследовательские наблюдения; случайные и плановые эксперименты; эксперименты, как ответы на детские вопросы; беседы; игры различного содержания.
Актуальность проекта.
Из своего опыта работы мы пришли к выводу, что эксперименты и наблюдения составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В экспериментировании достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели. Поэтому эта тема является актуальной, особенно в работе с детьми с ОНР, так как пополнение знаний способствует развитию речи.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня любознательности, развитие исследовательских умений и навыков детей;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса, умение задавать вопросы и формулировать выводы);
- развитие личностных характеристик (умение сотрудничать друг с другом, потребность отстаивать свою точку зрения);
- бережное отношение к наблюдаемому объекту в природе;
- взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в накоплении экологических знаний детей о неживой природе;
Игровые персонажи для решения проблемных ситуаций: Дед Знай, Почемучка, Капитошка.
План проведения проекта
1 этап подготовительный:
- составление перспективного плана;
- составление картотеки опытов и наблюдений;
- составление алгоритмов проведения опытов
- создание технической базы для детского экспериментирования (опытно-экспериментальная лаборатория);
- диагностирование знаний детей о неживой природе.
Взаимосвязь в реализации проекта с родителями:
- знакомство родителей с проектом;
- анкетирование родителей о выявлении познавательных интересов детей;
- “Копилка” - сбор информации и иллюстраций о воде;
- помощь родителей в оборудовании лаборатории.
Основной этап.
Работа с детьми:
- серия игр – занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования в образовательной области “Познание”;
- эксперименты в совместной деятельности и при проведении режимных моментов (запланированные, случайные и поставленные в ответ на вопросы детей);
- решение экспериментальных задач;
- сезонные наблюдения за объектом неживой природы – водой в разных состояниях;
- беседы, способствующие уточнению и обобщению представлений о том, кому нужна вода; как человек использует воду; кто живёт в воде и что в ней растёт;
- дидактические игры на активизацию, уточнение и пополнение словарного запаса детей по теме;
- игры с использованием технологии ТРИЗ по ознакомлению с неживой природой.
- рассматривание и описание картины “Круговорот воды в природе”;
- оздоровительная работа с использованием художественного слова о воде (пальчиковая гимнастика, подвижные игры, гимнастика спины);
- рассматривание глобуса;
- чтение художественной литературы по теме проекта.
Работа с родителями:
- рекомендации для родителей “Исследуем и познаём неживую природу” (возможная опытническая деятельность с водой в домашних условиях);
- информация о проводимых экспериментах в приёмной для родителей в рубрике “Рады сообщить Вам”;
- презентация рисунков, газет под девизом “Берегите воду” (совместно с родителями в сопровождении текста);
- составление природоохранных знаков “Как беречь воду” (совместно с родителями);
- сказки, придуманные вместе с родителями по теме проекта;
- презентация фотографий – регистрации экспериментов для родителей на сайте в интернете.
Заключительный этап.
- Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
- Оформление “Журнала исследований” (фоторегистрация проводимых экспериментов с характеристикой опыта и выводами).
- Отражение результатов экспериментов и наблюдений в продуктивной деятельности:
- ведение экологических дневников;
- составление сравнительных и описательных рассказов, рассказов из личного опыта;
- рабочие листы по фиксации экспериментов;
- Анкетирование родителей “Что нового узнал Ваш ребёнок о воде, как объекте неживой природы.
- Рекомендации родителям по организации наблюдений в летний период.
- Конкурс знатоков “Маленькие тайны природы” (совместно с родителями).