Цель: обобщение и систематизация знаний детей о характерных признаках весны.
Задачи:
- закрепить и расширить представление детей о характерных признаках весны, продолжать учить самостоятельно, находить их;
- развивать зрительную и речеслуховую память;
- расширять и активизировать словарный запас;
- способствовать развитию внимания, логического мышления;
- формировать графический навык;
- воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.
Пособия и материалы: мнемотаблицы, магнитофон, металлофон, резиночка на каждого ребенка, игрушка-облочко, простые карандаши и графическое задание на каждого ребенка.
Ход занятия
(дети входят под медленную, спокойную музыку)
Воспитатель: Дети посмотрите к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются гостями).
Встали все друзья в кружок
Улыбнись ты мне дружок
Настроенье поднимай
К волшебству скорей шагай
Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим наше маленькое путешествие. (Дети смотрят друг на друга и улыбаются) Молодцы!
(Появляется веселая тучка). Какая веселая тучка! Тучка, ты откуда?
Облачко: Я не тучка, я весенние облачко, я вам Весну – красну привезла. Хочу вам предложить отправиться в путешествие на волшебную весеннюю полянку. Но, сначала поиграйте со мной. Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне его возвращать, называя прилагательное, описывающее облачко, то есть меня. Понятно! (Ответы детей. Проводится дидактическая игра “Назови какое?”)
Дидактическая игра “Назови какое?”
:Облачко (какое?) – серое, веселое, пушистое, мягкое, весеннее, радостное. (Дети бросают мяч, называя прилагательное)
Облачко: Молодцы! А, теперь в путь!
Воспитатель: Что бы попасть на весеннюю полянку, нам нужно закрыть глаза и послушать весеннюю капель. (Дети, закрыв глаза, слушают капель – звук металлофона. На доске прикреплена мнемотаблица закрытая капельками).
- Вот мы и очутились на весенней полянке! Посмотрите на полянке появилась не обычные проталинки, давайте подойдем поближе. (Дети подходят к первому планшету)
Облачко: Подождите, кто из вас знает загадку о Весне! (Один ребенок загадывает загадку) Молодцы, а теперь отгадайте мое задание (облачко показывает на таблицу, закрытую капельками). Как вы узнаете, что наступила весна, а не осень и не зима? Расскажите мне, а за каждый правильный ответ я вам буду дарить специальные резиночки, которые вы оденете на правую руку. Согласны! (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите слово Весна, на какую букву начинается? (Ответы детей) Правильно на букву “В” (Воспитатель открывает 1-ю картинку)
- Весной на улице, какая погода, теплая или холодная? (Ответы детей) Настя скажи, почему на улице весной тепло? (Ответ ребенка) Правильно, весной ярко светит солнце и сильно пригревает. (Воспитатель открывает 2-ю картинку)
- Юра, что происходит со снегом весной? (Ответ ребенка) Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. (Воспитатель открывает 3-ю и 4-ю картинки)
- Рома, какие осадки бывают весной? (Ответ ребенка) Весной идет теплый дождь. (Воспитатель открывает 5-ю картинку)
- Скажи мне Саша, что происходит с деревьями? (Ответ ребенка) Правильно, на деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки, появляется первая травка. (Воспитатель открывает 6-ю картинку)
- Катя, какие первые цветы распускаются весной? (Ответ ребенка). Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. (Воспитатель открывает 7-ю картинку)
- Даниил, что происходит с насекомыми? (Ответ ребенка) Правильно, насекомые просыпаются весной. (Воспитатель открывает 8-ю картинку)
- Вика, скажи птицы то же весной просыпаются? (Ответ ребенка) Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. Люди строят скворечники. (Воспитатель открывает 9-ю картинку)
Облачко: Молодцы! Все вы знаете! А, скажите мне как вы понимаете, слово “Вестники” весны? (Ответы детей) Слово “вестник” - это тот, кто приносит какие-нибудь вести.
- А, как вы понимаете слово “пригревает” солнышко? (Ответы детей) Правильно, становится теплее, то есть не совсем жарко как летом, а только начинает греть солнышко.
Воспитатель: Посмотрите, мы освободили проталинку от капель. Давайте посмотрим на нашу таблицу, как можно одним словом это все назвать? (Ответы детей)
- Правильно, признаки весны. А кто сможет повторить их? (Ответы 2-3 детей у доски)
Облачко: Еще мы все тепло одеты, а все-таки весны приметы, во всем, во всем, уже видны. Дети, а скажите мне, почему так говорят: Весна и осень - на дню погод восемь. (Ответы детей)
- Молодцы! Потому что погода весной и осенью переменчивая.
Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг (дети встают в круг, проводится физминутка, с дыхательной гимнастикой)
Физминутка
На маленькой проталинке (делают наклон,
руками рисуют круг)
Цветы расти хотят, (выполняют полуприседания)
Росточек самый маленький (ладони вместе,
смотрят в “окошечко”)
Спешит вперед опять. (приседают)
Пригрело солнышко (поднимают голову).
Маленький росток проснулся (разводят руки в
стороны).
К солнцу потянулся (медленно встают и руки
поднимают вверх).
Выше, выше (встают на носочки).
Появился стебелек (руки соединяют),
Появляется листок (разводят ладони),
Раскрывается цветок (руки разводят в стороны,
на ширине плеч, пальцы вместе).
На ветру качается (наклоны вправо, влево, вперед
и назад).
Дует легкий ветерок и качает так листок. (Выдох
спокойный, ненапряженный.)
Дует сильный ветерок и качает так листок. (Сила
выдоха постепенно увеличивается.)
Весенние листочки на веточке сидят, подуем на
листочки. (дети дуют на листочки)
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, давайте пройдем к следующей проталинке. (Дети садятся на стулья). Рассмотрим нашу проталинку. Это не просто проталинка это стихотворение про весну, послушайте его. (Воспитатель читает стихотворение, показывая на соответствующую картинку).
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы громко петь
И расцвел подснежник! (С. Маршак)
Воспитатель: Красивое стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак, давайте его разучим. (Дети вместе с воспитателем заучивают стихотворение)
- Кто хочет рассказать стихотворение? (чтения стихотворения наизусть 2-3 детьми). Молодцы! Остальные расскажите после занятия, а сейчас нам пора отправляться дальше. (Дети встают со стульчиков и проходят к столу)
- Куда пропало наше облачко? Одни точки остались. Давайте попробуем соединить их. (Дети садятся за стол, соединяют точки прямыми линиями. Воспитатель следит за правильной осанкой и держанием карандаша в руке)
- Во что превратились наши точки? (Ответы детей) В облачко, молодцы! О, чем сегодня говорили мы на занятие? (Ответы детей)
- А, вот и наше облачко! (Появляется облачко с подарками)
Облачко: Мне пора возвращаться домой, хочу вам сказать спасибо за интересное путешествие и подарить свои волшебные капельки! (Дети благодарят облачко и прощаются с ним)
Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад. Скажем всем до свидания! (Дети прощаются с гостями, дарят подарки и уходят)