Урок окружающего мира по теме "Почему нужно есть овощи и фрукты". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

  • Научить детей различать овощи и фрукты, группировать их. Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.

  • Ознакомиться с правилами гигиены при употреблении овощей и фруктов.

  • Содействовать развитию внимания, памяти, мышления

  • Развивать познавательные процессы, коммуникативные способности (доказывать, анализировать, делать выводы)

  • Обогащать словарный запас детей.

  • Формирование информационного пространства.

  • Формирование навыков работы в коллективе, индивидуально, с компьютерами.

Оборудование: наличие у детей и учителя компьютеров, мультимедийный проектор, столик для проектора и экран (для презентации и работы в программе ПервоЛого). Раздаточный материал (Приложение 2) и цветные карандашию Альтернатива (если не будут работать в программе ПервоЛого): картинки или муляж фруктов и овощей.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

Мотивация к учебной деятельности:

Прежде чем узнать тему нашего урока, отгадайте загадки. Приложение 1

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.) (слайд 1)

Голова на ножках,
В голове горошки. (Горох.) (слайд 2)

За кудрявый хохолок,
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая. (Морковь.) (слайд 3)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.) (слайд 4)

Каким словом можно назвать эти отгадки? (Овощи.) (слайд 5)

Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу,
“Кушай, мамочка”, – скажу. (Яблоко.) (слайд 6)

На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы.) (слайд 7)

В садочке есть плод,
Он сладок как мед.
Румян, как калач,
Но не круглый как мяч.
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (Груша.) (слайд 8)

Желты цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его… (Лимон.) (слайд 9)

– Каким словом назовем эти отгадки? (Фрукты.) (слайд 10)

– А нужно ли есть фрукты и овощи? Вот об этом мы сегодня и поговорим. (слайд 11)

Работа по теме урока:

С точки зрения ботаники, овощи – это съедобная часть травянистого растения. Что такое ботаника? (Наука о растениях.)

Овощи – это огородные растения, выращенные человеком, идущие в пищу Овощи – основной источник витаминов. Что такое витамины? (Питательные вещества, которые необходимы для здоровья и роста организма.)

Поговорим о некоторых овощах.

Морковь
В моркови очень много витаминов, особенно витамина А. Он защищает организм от инфекций и полезен для зрения.

Капуста
Капуста – это самое древнее овощное растение. Ценят ее за высокое содержание незаменимых аминокислот, сахаров, минеральных солей, В народной медицине сок использовался для заживления гноящихся ран и язв. Капустный сок снижает содержание сахара в крови, усиливает выделение излишней жидкости из организма.

Лук
Человеку известен более 5000 лет. В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. . Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год.

Огурец
Содержащиеся в огурцах вещества и витамины улучшает работу сердца и почек. Исследованиями установлено, что люди, систематически употребляющие свежие огурцы, меньше подвержены заболеваниям щитовидной железы и сосудистой системы.

– А теперь поговорим о фруктах, но сначала мы немножко разомнемся.

Физкультминутка

Дети шли, шли, шли
В огород они зашли.
(Дети шагают на месте.)

Капусту нашли,
Огурцы нашли,
Помидоры все собрали,
Кабачки нашли.
(Наклоны вниз и в стороны (имитируют сбор овощей).)

Все в корзинки положили
И домой пошли
(Шагают на месте.)

– Мы с вами выяснили, что овощи растут в огороде на грядках. А где растут фрукты? (на деревьях) “Фруктом” обычно называют любой плод, состоящий из мякоти и семян. (слайд 12)

Яблоки
Яблоки один из самых распространенных Российских фруктов. По сравнению с другими фруктами и овощами яблоки содержат не так много витамина C, но при этом богаты другими полезными веществами.

В английском языке есть пословица “кто яблоко в день съедает, у доктора не бывает”.

Груши
После яблок самые распространенные на нашем столе – это груши. Витамины в груше и некоторые уникальные эфирные масла помогают укреплять иммунитет. Активные вещества, которые способны повышать защитные силы организма, противостоять инфекционным заболеваниям и самое интересное бороться с депрессией.

Лимон
Витамины в лимоне, особенно витамин С, помогают предотвратить и лечить инфекции, сбить высокую температуру и ускорить заживление ран. Как и другие цитрусовые, лимоны содержат важные питательные вещества

Апельсин
Апельсин, помимо прекрасного вкуса, обладает широким набором целебных и лечебных свойств. Это объясняется полезными веществами и витаминами, входящими в состав апельсина. Плоды и сок апельсина утоляют жажду при лихорадочных заболеваниях.

Апельсины употребляются для возбуждения аппетита и как средство для избавления от лишнего веса.

Банан
В нашей стране бананы уже давно не считаются экзотическими фруктами: ведь купить их можно круглый год, Психологи называют бананы самым безопасным и вкусным антидепрессантом, потому что содержащийся в их сладкой мякоти витамин В6 помогает вырабатываться в нашем организме гормоном радости и играющему важную роль в работе нервной системы.

– Давайте еще немного отдохнем:

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела. (Присесть округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзина довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось. (подняться на носочки, показать руками большой круг).

– Скажите, пожалуйста, можем ли мы сорвать яблоко или огурец и сразу их съесть? (Нет.) А почему? Какой мы можем сделать вывод? (Перед тем как есть овощи и фрукты, их обязательно нужно помыть.) (слайд 13)

Практическая работа.

– Вот мы коротко поговорили о фруктах и овощах.

У вас на столах лежат листочки с заданиями (Приложение 2), переверните их.

Задание 1. Даны две корзины в первой следует нарисовать овощи, а во второй фрукты.

Задание 2. Назови лишний предмет, ответь, почему он является лишним? Разукрась лишний предмет. Или разукрась все предметы, а лишний – нет. На какие две группы можно разделить эти предметы.

Наши глазки немного устали. Давайте немного отдохнем.

Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим – на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх)

Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)

И снова за дело. Немного еще.

Задание 3. (Работа с компьютерами в программе ПервоЛого). Посмотрите на экран. Какие фрукты и овощи вы там видите? Перечислите их.

Из чего мы сварим суп? (Из овощей.) Из чего мы сварим компот? (из фруктов). Ваша задача нажать на нужный фрукт или овощ и удерживая переместить в нужную кастрюлю.

(Дети выполняют задание.)

Задание 4. Что растет на грядках? Что растет на дереве? Необходимо нажать на фрукт или овощ и переместить на нужное место.

Альтернатива

(Если нет персональных компьютеров и программы ПервоЛого)

Можно выполнять задания 3 и 4, группируя карточки с изображением фруктов и овощей или муляжи фруктов и овощей.

Данная работа может быть индивидуальной, групповой или в паре.

Подведение итогов урока.

О чем мы сегодня говорили? (О том что овощи и фрукты очень полезные и в них много витаминов.)

Что такое витамины и зачем они нужны? Что мы обязательно должны запомнить и выполнять, чтобы не повредить своему здоровью?

Методические рекомендации к интерактивному пособию:

Задание 1 (на листе 1) Необходимо перенести продукты для решения поставленной цели. Сварить суп и компот.

Задание 2 (на листе 2) Чтобы перейти на лист 2 нужно нажать кнопку “Оглавление” в нижнем правом углу и на лист 2 в правом верхнем углу.

Необходимо перенести овощи и фрукты для решения поставленной цели. Что растет на грядках? Что растет на дереве?

Удобно работать в режиме демонстрации (чтобы не было видно детям панелей инструментов. На панели инструментов: Мелочи/Демонстрация.

Можно выполнить одно (а на следующий урок выполнить второе) или сразу два задания на уроке.