Основные авторы произведений природоведческой тематики для детей

Разделы: Начальная школа


Художественное наследие Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы. Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют “певцом Урала”, открывшим целую область, ранее неизвестную. “Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... “ – говорил он. Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки (“Кормилец”). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику (“В каменном колодце”). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества – готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом. Один из ранних рассказов “Емеля-охотник” открывается превосходной пейзажной зарисовкой: “Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки”. Удивительно слияние почти сказочного зачина “далеко-далеко” и ритмической напевности с реалистической точностью места действия – “деревушка Тычки”. В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. Много сказочного и в рассказе “Зимовье на Студеной”, особенно в описаниях природы (Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты – все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования. Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Особенно трогательно описывает Мамин-Сибиряк долгую дружбу Елески и Музгарки. Скупо и предельно выразительно рассказывается о корнях этой дружбы, о долгих годах ее и о смерти сначала Музгарки, а потом и Елески.

Д.Н. Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.

Детям дошкольного возраста адресованы “Аленушкины сказки”, над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост” начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: “Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес – Вот не боюсь нисколько, и все тут!” Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. “Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный... “ С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – “надоело бояться”, “надоело прятаться”. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: “С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится”. Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.

В “Аленушкиных сказках” образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания (“Умнее всех”; “Сказочка про Воронущку – черную головушку и желтую птичку канарейку”; “Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу”). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

“Аленушкины сказки” занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: “Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки”.

Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали “Маминслог”. Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками.

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево, находившемся вблизи города Елец Орловской губернии, в семье разорившегося купца. Во время учебы в Елецкой гимназии был исключен из нее из-за конфликта с преподавателем географии В. В. Розановым, ставшим впоследствии известным писателем и философом. Годы спустя он стал другом и единомышленником Михаила Пришвина. Михаил учился в Тюменском реальном училище, затем в Рижском политехникуме. Позже стал выпускником философского факультета (агрономическое отделение) в Лейпцигском университете, проучившись там с 1900 по 1902 годы, позже до 1905 был агрономом в земстве в Клину и Луге. Написал и издал несколько книг и статей, посвященных сельскому хозяйству. Во время Первой мировой войны был корреспондентом на фронте, а после Октябрьской революции сначала жил в Ельце, потом на Смоленщине, затем в Подмосковье. Вел активную педагогическую деятельность, увлекался краеведением и охотой. В 1905 году стал вести журналистскую деятельность.

Свой первый рассказ под названием “Сашок” Михаил Пришвин опубликовал в 1906 году. В эти годы он сильно увлекся этнографией и фольклором начал много путешествовать. Под сильным впечатлением от европейской русского Севера, побывав в Олонце, Карелии и Норвегии, написал первые произведения – путевые записи-очерки, такие как “В краю непуганых птиц” (1907) и “За волшебным колобком” (1908). Эти книги помогли писателю окунуться в центр активной литературной жизни Петербурга. Необыкновенно близким пониманием природы, которую Михаил Пришвин называл не иначе как “лицо самой жизни”, характеризуются многие натуралистические очерки, а также детские и охотничьи рассказы. Кроме того, это фенологические произведения писателя – “Родники Берендея” 1925 года, дополненные в 1935 году и выпущенные под новым названием “Календарь природы”. Особенностью произведений Михаила Михайловича является необычный сплав реализма и романтизма, правды и вымысла, былого и небывалого. Стоит отметить повесть “Неодетая весна”, и цикл миниатюр лирико-философского характера “Лесная капель”.
Непроходящий интерес к книгам Михаила Михайловича, обусловлен многими гранями его писательского таланта, такими как четкость наблюдений натуралиста и художника, высокое чувство нравственности, ищущая мысль, яркий и образный язык, впитавший в себя всю прелесть народной русской речи. Очень любимы читателями сказка-быль “Кладовая солнца” и связанная с ней повесть-сказка “Корабельная чаща”, а также роман-сказка “Осударева дорога”. В годы, когда шла Великой Отечественной войны, Михаил Пришвин написал “Рассказы о ленинградских детях” и “Повесть нашего времени”, посвященные трагическим событиям военного времени.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 19 (31) мая 1892 года. Как вспоминал Паустовский, отец его был протестантом и неисправимым мечтателем, по причине чего часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставляет семью, и юному Косте пришлось зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.

Очень сильное влияние на Паустовского в годы юности оказал Александр Грин. Первый написанный Паустовским рассказ “На воде” (1912), который он написал, последний год учась в гимназии, напечатали в киевском альманахе “Огни”. После окончании гимназии, Константин Паустовский продолжил учебу – сначала в Киевском университете, а через некоторое время перевелся в Московский университет. Грянула Первая Мировая война, и учебу пришлось прервать. Когда на фронте погибли два старших брата, Константин Паустовский возвращается в Москву к матери, но через некоторое время снова начинает скитальческую жизнь. Лишь в 1923 году Константин Паустовский возвращается в Москву и становится редактором РОСТА. В это время было напечатано множество его очерков и рассказов. В 1928 выходит в свет первый сборник рассказов Константина Паустовского – “Встречные корабли”. В тот же год был написан новый роман “Блистающие облака”. Во время написания этого романа Паустовский работал в газете “На вахте”, с которой сотрудничали А. Новиков-Прибой, В. Катаев и М. Булгаков, бывший, кстати, одноклассником Константина Паустовского по Первой Киевской гимназии.

В 30-х годах Константин Георгиевич работал журналистом в газете “Правда” и в журналах “30 дней”, “Наши достижения” и других. В эти годы он совершил поездки в Калмыкию, Соликамск, Астрахань и многие другие области страны, объездив значительную ее часть. Впечатления от поездок нашли воплощение во многих в художественных произведениях писателя. В повести “Кара-Бугаз” (1928) Паустовский рассказывает о разработках залежей глауберовой соли в заливе Каспийского моря настолько же поэтично, как описывал странствия романтичного юноши в первых своих произведениях.

После выхода в печать повести “Кара-Бугаз” Константин Паустовский оставляет службу в редакции и становится профессиональным писателем. Как и раньше, много путешествует, совершая поездки на Украину и Кольский полуостров, на Волгу и Каму, Днепр и Дон, и многие другие великие реки. Посещает Среднюю Азию, Алтай, Крым, Новгород, Псков, Белоруссию и другие места. Но особенно ему полюбился Мещерский край. По словам Николая Георгиевича, именно благодаря среднерусской глубинке им было написано столь много вдохновенных произведений. В годы, когда гремела Великая Отечественная война, Константин Паустовский был военным корреспондентом, и в то же время не прекращал писать рассказы.

В 1950-х годах Паустовский жил в Москве, а также в Тарусе, на Оке. В 1955 году выходит в свет одно из самых известных произведений писателя – “Золотая роза”. В период с 1945 по 1963 годы Николай Паустовский постоянно писал свое самое главное литературное произведение – автобиографическую “Повесть о жизни”, которая состоит из шести книг: “Далекие годы” (в ней особенно много места уделено видению родной природы незамутненным детским взором), “Беспокойная юность”, “Начало неведомого века”, “Время больших ожиданий”, “Бросок на юг”, “Книга скитаний”. В середине 50-х годов 20 века к Николаю Паустовскому пришло настоящее мировое признание, благодаря чему он получил возможность совершать поездки по Европе, и побывал в Польше, Болгарии, Турции, Чехословакии, Греции, Италии, Швеции и других странах. В 1965 достаточно долгое время жил на острове Капри. Полученные от этих путешествий впечатления стали основой цикла рассказов и путевых очерков в 50–60-х годах.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и путешественник, родился в урочище Осеки, что в Калужской губернии, 30 (18) мая 1892 года, в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом. Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры. В 1910 году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а вскоре после этого устраивается в Ревеле (сейчас Таллинн) на торговое судно, благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки. В 1918 году, после демобилизации, Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к родителям. Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он уже успел опубликовать свои первые рассказы, которые заметили Бунин и Куприн.

В дальнейшем Иван Сергеевич Соколов-Микитов неоднократно участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе “Георгий Седов” путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа, а однажды отправились на выручку ледокола “Малыгин”. В этой экспедиции Иван Соколов-Микитов участвовал уже в качестве корреспондента газеты “Известия”. Опыт арктических экспедиций подарил ему множество материала для цикла очерков “Белые берега”, а также повести “Спасение корабля”. О многочисленных и разнообразных путешествиях писателя по родной стране можно прочитать в книгах “Пути кораблей” (1934), “Ленкорань” (1934), “Летят лебеди” (1936), “Северные рассказы” (1939), “На пробужденной земле” (1941), “Рассказы о Родине” (1947) и в других произведениях.

В течение четверти века Иван Соколов-Микитов часто бывал в селе Карачарово Конаковского района. Побывав здесь у родственников в октябре 1951 года, писатель приобретает сруб и начинает лично строить свой “карачаровский” домик. Начиная с лета 1952 года Иван Сергеевич большую часть года проводит в Карачарове. Здесь он работает над своими ставшими знаменитыми книгами “Детство” (1953), “На теплой земле” (1954), “Звуки земли” (1962), “Карачаровские записи” (1968), “У святых источников” (1969) и другими произведениями.

Иван Соколов-Микитов являлся членом редколлегии литературно-художественного сборника “Родной край”. В книжном издательстве области выходили его книги “Первая охота” (1953), “Листопадничек” (1955), “Рассказы о Родине” (1956) и многие другие.

Бианки Виталий Валентинович (1894–1959), русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным “лесным учителем”, приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств. В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились “целые тома записок”, о которых он писал: “Они лежали мертвым грузом у меня на душе. В них – как в Зоологическом музее – было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить”. Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале “Воробей” (впоследствии “Новый Робинзон”). Эта публикация стала прообразом его знаменитой Лесной газеты на каждый год (1927). Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. В статье “Об антропоморфизме” (1951) писатель отвергал определение себя как писателя-антропоморфиста. Бианки рассматривал свое творчество как “самоучитель любви к природе”. ( 13, с.12) Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др.).

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что “писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения”. Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях “Лесная газета”, сборник “Лесные были и небылицы” (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей. В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии “Вести из леса”. Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А. Грине мечтал создать клуб “Алые паруса”. За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля (2 августа) 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству. В 1921 году Георгий Алексеевич заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он в другую свою страсть и поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. Но в памяти Георгия Алексеевича постоянно всплывали воспоминания о детстве, о самых первых встречах с родной природой. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа. Таким образом началось объединение в одном человеке двух любимых профессий, и Георгий Алексеевич осознал свое истинное призвание – быть певцом родной природы. Свой первый рассказ – “Ушан”, о зайчонке-листопаднике – Георгий Скребицкий написал в 1939 году, после чего полностью посвятил себя написанию самых разных литературных произведений, посвященных природе. Его книги всегда пользовались большой популярностью и в нашей, и во многих зарубежных странах, будучи переведенными на многие иностранные языки – болгарский, немецкий, албанский, венгерский, словацкий, чешский, польский и другие.

Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве “От первых проталин до первой грозы” и прекрасная повесть о юности “У птенцов подрастают крылья”. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в “Тетрадь наблюдений”, который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом. В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах... Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать – что, как, почему происходит в лесу – вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы – большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья – прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса... У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе. Книги Николая Ивановича – это постоянный поиск ответов на самые разные вопросы, это Природа и Человек, которые внимательно приглядываются друг к другу. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость – проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства. Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова – “Серебряный хвост”. “В природе та же гармония, что и в музыке, выкинь ноту и мелодия нарушится...” Книги Николая Сладкова – рассказы и повести о природе – необычайно гармоничны, они очень полно и точно отражают тайны природы. Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края – можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в любимом уголке и перенестись в прекрасный мир природы... В лесу вы сможете увидеть много всего интересного. Узнаете, например, как медведи по весне просыпаются оттого, что подтаявший снег им “штаны намочил”. А вот испытание для вашего вкуса: как вы думаете, что вкуснее – ивовые почки или березовые? Вы узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот – прилетают к нам, в наши леса. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как “Краешком глаза”, “За пером синей птицы”, “Осиновый невидимка”, “Подводная газета”, “Земля над облаками”, “Свист диких крыльев” и многие другие прекрасные книги... За книгу “Подводная газета” Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Юрий Дмитриевич Дмитриев родился 14 декабря 1925 года. С детства любил природу, интересовался жизнью животных и растений, однако окончил филологический факультет Московского университета. Печататься начал в 1949 году. Основная тема книг Юрия Дмитриевича — природа: “Кто в лесу живёт и что в лесу растет” (1965), “Календарь зеленых чисел” (1972), “Рассказы моей полянки” (1969), “Лесные малыши” (1972), “Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?” (1970), “Для чего птицам хвост” (1973) и многие другие. Основанные на данных современной науки книжки Юрия Дмитриева знакомят маленьких читателей с жизнью, чудесами и загадками животного и растительного мира. Одновременно писатель работает над исторической и историко-революционной темой: “Золотой поезд” (1959), “Матрос Железняк” (1962), “Рассказы о Григории Ивановиче Котовском” (1961), “Первый чекист” (1967), “Рассказы о революционерах” (1968), “Города-герои” (1969) и др. В 1973 году увидела свет пятьдесят пятая книга Юрия Дмитриева “Человек и животные”. Повесть “Зеленый патруль” (1957) экранизирована в 1961 году. Книги Юрия Дмитриевича Дмитриева переведены на многие языки народов нашей страны и других стран. В 1976 году вышла книга, ставшая популярной в начальной школе – “Если посмотреть вокруг”. В ней три раздела: “Здравствуй, белка!” Как живешь, крокодил?” (о том, как разговаривают звери и птицы); “Хитрецы и невидимки” (как защищаются звери и птицы); “Если посмотреть вокруг” (о жизни насекомых). В 1979 г. была написана книга “Земля у нас только одна”, рассчитанная на читателя среднего и старшего школьного возраста. Одно из самых известных произведений Дмитриева – “Большая книга леса” (1974). В двухтомнике “Человек и животные” писатель рассказывает об отношениях людей и животных – диких и домашних, на протяжении всей истории человечества. Мысль об охране природы проходит через все пять книг издания “Соседи по планете”. В 1982 г. ему была присуждена Международная европейская премия.

Учитель, знакомя детей с произведениями классиков детской литературы должен уделять внимание учеников и на биографические сведения об этих людях. Ведь писатели, поэты – это не вымышленные герои, которые нужны для поучения и развлечения, а это конкретные люди со своей уникальной судьбой.