Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
- Ознакомление с растениями и бабочками луга; взаимосвязь их в природе.
Задачи урока:
- познакомить с цветами и бабочками луга;
- показать их красоты;
- продолжить обучение распознаванию природных объектов;
- обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий выработки элементарных эколого-этических норм;
- развивать память, мышление, воображение и речь.
Оборудование урока:
- рабочая тетрадь к учебнику “Мир вокруг нас. 1 класс” по программе “Школа России”;
- письменные принадлежности к уроку;
- АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).
Пояснительная записка
Урок окружающего мира в 1 классе (программа “Школа России”) по теме: “Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
Оборудование:
- АРМ учителя
- Проекционный аппарат
- Экран (Смарт доска)
Программное обеспечение:
- Операционная система – Windows XP,
- Microsoft Office XP
- Презентация PowerPoint
I. Организационный момент
- Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: рабочая тетрадь и цветные карандаши.
(Слайд 1)
II. Проверка д/з.
- Урок начнём с проверки д/з. Откройте “рабочие тетради” на стр. 39 № 1. Что надо было сделать?
III. Основная часть
Вступление в тему.
- Отгадайте загадку:
Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг
Зелёными травинками
Шумит зелёный... (луг)
2. Объяснение новой темы.
- Сегодня на уроке мы побываем на лугу и узнаем много интересного.
- Что же такое луг?
- Луг – это большая территория с травянистой растительностью. Послушайте стихотворение о растениях луга. Будьте внимательны, т.к. я потом задам вопросы.
(стихотворение читает ученик)
(Слайд 2)
“Что растёт?”
Г. Лагздынь
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.
Граммофончики-вьюнки.
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых.
(Слайды 3 – 15)
- Как вы уже слышали, на лугу можно увидеть много растений. Перечислите их.
(Слайд 16)
Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. (Дети читают стихи о растениях, а учитель рассказывает интересные факты о них).
Лютик
Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот
Солнцем налитой
Лютик золотой.
- Ярко-желтые блестящие цветки лютика можно увидеть с мая до осени, он цветет все лето. Растет лютик на лугах, сыроватых полянках, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик — самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.
(Слайд 17)
Ромашка
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
- Рома?шка — род многолетних цветковых растений семейства Астровые или Сложноцветные. Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие травы.
(Слайд 18)
Колокольчик
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А вы?
- В пышном разнотравье июньских лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубнами.
(Слайд 19)
Клевер
Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его “пчелиной кашкою”
Называет наш народ.
- Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на колхозных полях, так как он дает питательное сено для животных. Цветки клевера используют в медицине. Вот такое это полезное растение.
(Слайд 20)
3. Физкультминутка
- А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, у своих парт.
(Слайды 21 – 22))
IV. Продолжение изучения нового материала.
- Послушайте ещё 1 загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. (Бабочка)
(Слайд 23)
- Бабочки одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. Именно на лугу можно встретить огромное количество бабочек.
- Бабочки не могут жить без цветов, как и цветы не могут жить без бабочек.
(Слайд 24)
- А почему? Мы сегодня узнаем. Тема урока: “Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?”
(Слайд 25)
Послушайте об этом стихотворение.(Читает ребёнок)
Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.
(Слайд 26)
- Что даёт цветок бабочке? А чем помогает бабочка цветку? Познакомимся с некоторыми бабочками поближе.
(Знакомство с бабочками и объяснение, почему они так названы.)
(Слайд 27- 29)
- А как называются эти бабочки?
(Слайд 30)
- Очень многие путают лимонницу и капустницу. Рассмотрите их внимательно и скажите, чем они отличаются?
(Слайд 31)
Составление рассказа по картинке.
(Посмотрите на картинку и составьте небольшой рассказ по ней)
(Примерный рассказ) Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики.
- Каким останется луг после них? Хорошо ли поступили дети?
(Слайд 32)
- Послушайте стихотворение:
“Если я сорву цветок” Т.Собакин
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы...
- Если мы сорвём цветы на лугу и принесём их домой, то они порадуют нас день-два и букет завянет. Если мы поймаем бабочку и некоторое время подержим её в руках, она погибнет, т. к. на наших пальчиках останется пыльца с крылышек и бабочка не сможет улететь.
(Слайд 33)
- Составление 2 рассказа по картинке:
Но вот на луг пришли дети. Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные – стали делать рисунки насекомых и цветов.
(Слайд 34)
V. Закрепление пройденного.
1. Закрепление на smart.(Рисунок № 2)
2. Вывод: заполнить таблицу числами от 1 до 21 в порядке возрастания и получится итог нашего урока.
е-4, ч-19, ц-9, к-21, б-1, е-11,и-14, т-7, о-18, в-10, р-3, б-15, ы-13, е- 2, а-16, и-6, т-12, е-20, г-5, б-17, е-8.
(Слайды 36 - 37)
VI. Домашнее задание.
- Учебник: стр. 35
- Тетрадь: стр. 40 - 41