Урок окружающего мира по теме "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • Ознакомление с растениями и бабочками луга; взаимосвязь их в природе.

Задачи урока:

  • познакомить с цветами и бабочками луга;
  • показать их красоты;
  • продолжить обучение распознаванию природных объектов;
  • обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий выработки элементарных эколого-этических норм;
  • развивать память, мышление, воображение и речь.

Оборудование урока:

  • рабочая тетрадь к учебнику “Мир вокруг нас. 1 класс” по программе “Школа России”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска   (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).

Пояснительная записка

Урок окружающего мира в 1 классе (программа “Школа России”) по теме: “Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран (Смарт доска)

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация PowerPoint

I. Организационный момент

- Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: рабочая тетрадь и цветные карандаши.

(Слайд 1)

II. Проверка д/з.

- Урок начнём с проверки д/з. Откройте “рабочие тетради” на стр. 39 № 1. Что надо было сделать?

(Рисунок № 1)

III. Основная часть

Вступление в тему.

- Отгадайте загадку:

Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг
Зелёными травинками
Шумит зелёный... (луг)

2. Объяснение новой темы.

- Сегодня на уроке мы побываем на лугу и узнаем много интересного.

- Что же такое луг?

- Луг – это большая территория с травянистой растительностью. Послушайте стихотворение о растениях луга. Будьте внимательны, т.к. я потом задам вопросы.

(стихотворение читает ученик)

(Слайд 2)

“Что растёт?”
Г. Лагздынь

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.
Граммофончики-вьюнки.
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых.

(Слайды 3 – 15)

- Как вы уже слышали, на лугу можно увидеть много растений. Перечислите их.

(Слайд 16)

Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. (Дети читают стихи о растениях, а учитель рассказывает интересные факты о них).

Лютик

Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот
Солнцем налитой
Лютик золотой.

- Ярко-желтые блестящие цветки лютика можно увидеть с мая до осени, он цветет все лето. Растет лютик на лугах, сыроватых полянках, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик — самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.

(Слайд 17)

Ромашка

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.

- Рома?шка — род многолетних цветковых растений семейства Астровые или Сложноцветные. Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие травы.

(Слайд 18)

Колокольчик

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А вы?

- В пышном разнотравье июньских лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубнами.

(Слайд 19)

Клевер

Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его “пчелиной кашкою”
Называет наш народ.

- Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на колхозных полях, так как он дает питательное сено для животных. Цветки клевера используют в медицине. Вот такое это полезное растение.

(Слайд 20)

3. Физкультминутка

- А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, у своих парт.

(Слайды 21 – 22))

IV. Продолжение изучения нового материала.

- Послушайте ещё 1 загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. (Бабочка)

(Слайд 23)

- Бабочки одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. Именно на лугу можно встретить огромное количество бабочек.

- Бабочки не могут жить без цветов, как и цветы не могут жить без бабочек.

(Слайд 24)

- А почему? Мы сегодня узнаем. Тема урока: “Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?”

(Слайд 25)

Послушайте об этом стихотворение.(Читает ребёнок)

Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.

(Слайд 26)

- Что даёт цветок бабочке? А чем помогает бабочка цветку? Познакомимся с некоторыми бабочками поближе.

(Знакомство с бабочками и объяснение, почему они так названы.)

(Слайд 27- 29)

- А как называются эти бабочки?

(Слайд 30)

- Очень многие путают лимонницу и капустницу. Рассмотрите их внимательно и скажите, чем они отличаются?

(Слайд 31)

Составление рассказа по картинке.

(Посмотрите на картинку и составьте небольшой рассказ по ней)

(Примерный рассказ) Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики.

- Каким останется луг после них? Хорошо ли поступили дети?

(Слайд 32)

- Послушайте стихотворение:

“Если я сорву цветок” Т.Собакин

Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы...

- Если мы сорвём цветы на лугу и принесём их домой, то они порадуют нас день-два и букет завянет. Если мы поймаем бабочку и некоторое время подержим её в руках, она погибнет, т. к. на наших пальчиках останется пыльца с крылышек и бабочка не сможет улететь.

(Слайд 33)

- Составление 2 рассказа по картинке:

Но вот на луг пришли дети. Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные – стали делать рисунки насекомых и цветов.

(Слайд 34)

V. Закрепление пройденного.

1. Закрепление на smart.(Рисунок № 2)

2. Вывод: заполнить таблицу числами от 1 до 21 в порядке возрастания и получится итог нашего урока.

е-4, ч-19, ц-9, к-21, б-1, е-11,и-14, т-7, о-18, в-10, р-3, б-15, ы-13, е- 2, а-16, и-6, т-12, е-20, г-5, б-17, е-8.

(Слайды 36 - 37)

VI. Домашнее задание.

  • Учебник: стр. 35
  • Тетрадь: стр. 40 - 41

Приложение.