Цель:
- уточнить знания учащихся о звуках [ч’], [щ’] как всегда мягких, о предложении как единице речи;
- продолжить формирование навыков правописания сочетаний ча-ща;
- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса;
- способствовать развитию внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать;
- учить применять на практике правила правописания изученных орфограмм.
Оборудование: учебники для 2 класса начальной школы «Русский язык» Л.М. Зеленина Т.Е. Хохлова (М.: Просвещение, 2008); таблица «Правописание ча-ща»; тетради на печатной основе О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «3000 примеров по русскому языку» 2 класс; мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 2 класс»; интерактивная доска; проектор; компьютер; музыкальный центр; аудиокассета с записью музыкальных произведений для детей.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок, мы начнем сейчас урок.
Будем думать, рассуждать, чтобы многое узнать.
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
1. Развитие мышления.
– Отгадайте загадку:
Это то, что все мы слышим, когда друг с другом говорим.
Если захотим, запишем, нужно будет – повторим. (Устная и письменная
речь)
– Из чего состоит наша устная речь? А письменная? (Из звуков, из букв)
Дайте характеристику каждому звуку слова «речь».
[р’] – согласный непарный, звонкий, мягкий
[э] – гласный ударный
[ч’] – согласный непарный, глухой, мягкий
– В слове «речь» – 4 буквы (р, е, ч, ь). В этом слове буква «мягкий знак» не обозначает мягкость согласного звука [ч’], а обозначает женский род существительного «речь» (она, моя).
– Ещё учась в первом классе, вы уже многое узнали о буквах и звуках. Сегодня мы будем более подробно говорить о согласных звуках, о некоторых правилах правописания
шипящих согласных.
2. Игра «Исправь ошибку».
– В игре «Исправь ошибку» проверим ваши знания.
- В русском языке звуки делятся на согласные и несогласные (гласные и согласные).
- В русском языке 10 гласных звуков (букв).
- В русском языке 36 согласных букв (звуков).
- Согласные звуки делятся на мягкие и жесткие (мягкие и твердые).
- Согласные звуки делятся на слепые и глухие (звонкие и глухие).
- Согласные звуки [ч’], [щ’], [ж], [ш] называются свистящие (шипящие).
3. Ответы на вопросы.
– Какие согласные звуки всегда произносятся мягко? ([й’], [ч’], [щ’])
– Какие согласные звуки всегда произносятся твердо? ([ж], [ш], [ц])
– Давайте вспомним, над каким материалом мы работали вчера на уроке русского языка.
4. Работа с материалами таблицы «Правописание ча-ща».
– Сегодня мы продолжим знакомиться с этой темой.
Повторение правила хором: «ЧА-ЩА пиши с букой А»
– Используя материалы таблицы назовите слова, где есть сочетание ЧА, ЩА.
III. Проверка домашнего задания
1. Работа в тетрадях на печатной основе О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «3000 примеров по русскому языку» 2 класс.
– Назовите одно слово с сочетанием ча-ща, которое вы запомнили при выполнении домашнего задания в тетрадях «3000 примеров по русскому языку», и оно еще не звучало сейчас на уроке.
(чадушко, свеча, чан, пища, перчатки, сгоряча, бормоча, пощада, пуща, саранча, смущать, прощать, чардаш, чао, пищать, сообщать)
2. Словарная работа.
– Все ли слова вам понятны?
Чадушко – уменьшительное от чадо (ребенок, дитя)
чан – большая деревянная или металлическая бочка
сгоряча – в порыве сильного чувства, не подумав
бормоча – говоря тихо, быстро и невнятно
пощада – прощение, проявление милосердия
пуща – густой, труднопроходимый лес
саранча – насекомое, вредитель сельского хозяйства
чардаш – венгерский танец
3. Развитие речи.
– Устно придумайте с этими словами предложения.
IV. Чистописание
– Послушайте фразу: «Чистоплотный чижик Чик чистил чубчик: «Чик-чирик!» А чумазый чибис Чак, чихнув, умчался на черный чердак.»
– Какой звук встречается в каждом слове?[ч’] Что вы можете сказать про этот звук? Какая буква обозначает этот звук на письме? Поработаем над правописанием строчной и заглавной буквы ч,Ч. На что похожа печатная буква ч?
Мы с ребятами решили:
Ч похожа на 4.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ч ч ч чай чайник чайная чашка
(Занимательный материал)
Чаще всего по утрам люди пьют чай. Чайная церемония – настоящее искусство. Очень важно правильно приготовить этот напиток. Родина чая Китай. Его употребляли там уже более 4,5 тысяч лет назад. Китайцы держали в секрете правила выращивания чайных растений и изготовление чая. Первую в России чайную фабрику около Батума открыл чаеторговец Попов. Он тайком вывез из Китая семена чайного куста и китайских рабочих, которые умели выращивать это растение. Интересно, что листья чая собирают 2 раза в год: в апреле и в августе. Лучший сорт чая получают еще из нераспустившихся листьев.
– Назовите фамилию писателя, в чей дом-музей мы ездили на экскурсию на прошлой неделе. (Чуковский)
– Какие орфограммы в этом слове? Напишем на 2 строке чистописания.
– Это настоящая фамилия писателя или его литературный псевдоним? Назовите его настоящую фамилию. (Корнейчуков Николай)
– Назовите фамилию великого русского композитора, автора музыки балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро». (Чайковский) Напишем и послушаем его музыку из музыкального альбома «Времена года».
Чуковский Чайковский
V. Работа с материалами учебника
1. Работа над упражнением № 168 на стр. 46.
– Кого вы видите на рисунке? (Черепаху.) Что интересного вы запомнили о черепахах из сообщения Миши на уроке окружающего мира?
(Летом Миша с родителями отдыхал на острове Крит, где обитает головастая черепаха карета-карета. Длина её панциря достигает одного метра. Окраска панциря сверху красновато-коричневая или оливковая, снизу – светлее. На побережье острова, в местах активного размножения черепах, созданы заповедники. На территории
заповедника запрещено кричать, слушать громкую музыку, нельзя посещать эти пляжи вечером, а на ночь необходимо убирать шезлонги. Туристам и отдыхающим детям здесь не разрешают копать песок, строить песочные замки дальше одного метра от воды. Нужно обходить метки, где биологи обнаружили кладки яиц черепах. Каждая черепаха откладывает до 120 яиц, но лишь одна черепашка из тысячи достигает взрослого возраста. Этот вид черепах находится под угрозой исчезновения.
Головастая черепаха занесена в Красную книгу и подлежит охране.)
– Прочитайте стихи Бориса Заходера. Объясните, какие буквы пропущены.
Почему в каждой строчке первое слово написано с большой буквы?
– Спишите стихи, вставляя пропущенные буквы. В первом предложении подчеркните главные члены предложения.
Черепаха, не скуч.я,
Ч.с сидит за ч.шкой ч.я.
Черепаха всех смеш.т,
Потому что не спеш.т.
А куда спеш.ть тому,
Кто всегда в своем дому?
2. Работа над упражнением № 169.
– Образуйте и запишите слова с сочетаниями ча-ща.
(Добыча, дача, туча, встреча, куча, задача, пища, чаща, щавель, роща).
VI. Физкультминутка
(Дети имитируют движения.)
Утром щеткой чистим зубы,
Моем шею и глаза.
Чисто утром моем руки,
Вытираем досуха.
Мы наклоны вправо-влево
На зарядке делаем,
Маршируем с ноги левой
И на месте бегаем.
Поднимаем руки вверх,
Глубоко вдыхаем.
Упражнения каждый день
Дружно выполняем.
VII. Предупредительный диктант-игра
– Вам нужно по аналогии с предыдущим текстом догадаться о том, какие слова пропущены.
(Кошки мяукают. Свиньи хрюкают. Овцы блеют. Собаки лают.)
Львы (рычат). Коровы (мычат). Мыши (пищат). Чайки (кричат).
VIII. Закрепление изученного материала
Работа на интерактивной доске.
Выполнение задания № 6, урока № 5. Шипящие согласные. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1 класс. Русский язык. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия».
Распределите слова по столбикам так, чтобы каждое слово совпадало со схемой вверху.
Ча___ ща___ ___ща___ ___ща ___ча ___ча___
(участок, площадка, роща, дача, пища, чашка, свеча, чайник, гуща, саранча, туча, щавель)
IX. Итог урока
– Какое задание было самым интересным? Какое правило запомнили?
Х. Домашнее задание
Работа по пособию О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «3000 примеров по русскому языку» стр. 1, 4-й столбик.