Содержание программы
Раздел I
1. Личность вожатого
Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).
2. Логика развития лагерной системы
Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. Организационный период: цели и задачи; учёт воспитанников смены; знакомство; целеполагание; планирование (план дня, план-сетка смены); основные дела; единые требования; законы и традиции лагеря. Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде.
3. Основы организаторской деятельности
Основы организаторской деятельности. План смены. План работы вожатого. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация тематических дней. Конструирование тематических дней. Тематические смены. Ролевые игры в лагере.
Раздел II
1. Закономерности возрастного развития ребёнка
Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребёнка в различные периоды. Формы психолого-педагогической поддержки воспитанника.
2. Стадии развития коллектива
Стадии развития коллектива. Способы работы, способствующие развитию коллектива. Формы диагностики развития коллектива, критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция вожатого в игре.
3. Воспитательные возможности коллектива
Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Педагогическое управление развитием коллектива. Психолого-педагогические методы изучения межличностных отношений в отрядах.
4. Методика работы с отрядом
Стили и методы управления. Микрогруппы, инициативная группа, деловая игра, мозговой штурм. Собрание, заседание. Способы принятия решений. Основы проведения собрания, заседания. Роль участников собрания, заседания.
Раздел III
1. Самоуправление в лагере
Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления. Формы организации самоуправления в лагере. Роль вожатого в организации самоуправления.
2. Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы
Тематические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера, развития лидерских качеств. Лидер как член отряда, влияние лидеров на членов отряда, организация работы лидеров.
Раздел IV
1. Игровая деятельность
Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры. Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.
2. Игротека
Игры на знакомство на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.
Раздел V
Методика конструирования и организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ.
Разработка конкурсно-игровых программ
Необходимость самостоятельного творчества. Конкурсно-игровая программа: идея, содержание, создание, организация, проведение. Оформление. Призы. Анализ дела.
Раздел VI
Стенная газета. Фон. Шрифты. Отрядный уголок. План работы: объявление, изготовление призов и т.д.
Сведения о программе
Нормативная база:
- Закон об образовании РФ
- Положение об учреждениях дополнительного образования
Тип: модифицированная
Данная программа создана на основе авторской программы Волобуевой И.И., Сборник № 6 Образовательные программы дополнительного образования детей. М. 2008 г.
Цель: повышение уровня профессионально-педагогической компетентности участников школьного актива.
Задачи:
- обеспечение школ в г.п.Белый Яр вожатыми;
- профессиональная подготовка вожатых для работы с воспитанниками;
- целевая подготовка к включению в инновационную деятельность.
Программа «Школа вожатого» рассчитана на 36 часов учебного времени, включает теоретический материал и практические задания. Время действия программы – один год. Занятия проводятся 4 раза в месяц. Продолжительность одного занятия – 2 часа. Занятия в «Школе вожатого» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения. Курс сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, школе, методике организаций досуга детей.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к профессии педагога;
- расширение кругозора;
- развитие творческих способностей.
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
|
|
Форма организаций занятий: урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-диспут.
Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.
Формы подведения итогов: отчётное выступление, участие в конкурсах различного уровня.
Формы контроля:
- собеседование;
- практические работы в ходе занятий;
- практические работы;
- создание программы воспитательной работы;
- создание программы по организации летнего отдыха школьников;
- создание школьных и отрядных уголков.
План-сетка
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
День | Мероприятие | Дата проведения | Ответственные |
1 | Районный праздник «День защиты детей» | ||
Парк им. Пушкина «Мы идём играть» | |||
2 | «Сказка – ложь да в ней намёк» Библиотека | ||
«Танцы, танцы, танцы…» | |||
3 | «Если хочешь быть здоров» (медицинский осмотр) | ||
Мультлото | |||
4 | «Сказка о Салтане…» Манекен | ||
«Танцы, танцы, танцы…» | |||
5 | Праздник Пожарной Безопасности | ||
Викторина по ПДД | |||
6 | «Что я знаю о медицине» | ||
«Весёлые старты» | |||
7 | «Девчонки и мальчишки» Библиотека | ||
«Танцы, танцы, танцы…» | |||
8 | «Вождь краснокожих» | ||
День независимости России | |||
9 | Кинотеатр | ||
«Звёздный час», игра | |||
10 | Праздник русской берёзки | ||
«Необычайные приключения» Библиотека | |||
11 | «Ищи ветра в поле», игра | ||
Викторина «Заколдованный лес» | |||
12 | Встреча с книгами «Фантазёры» | ||
«Танцы, танцы, танцы…» | |||
13 | День памяти и скорби | ||
«Мы идём играть» | |||
14 | Кинотеатр | ||
«Весёлые старты» | |||
15 | «Волшебная страна» Шоу – программма | ||
«Танцы, танцы, танцы…» | |||
16 | «Летнее путешествие» | ||
Синематограф | |||
17 | Встреча с книгами «Мы с приятелем вдвоём» | ||
Экологический КВН | |||
18 | Посещение краеведческого музея | ||
«До свидания, до новых встреч» Закрытие смены |
ПЛАН-СЕТКА выездного оздоровительного лагеря |
||
1 день «Заезд» 1. Операция «Уют в гнезде» 2. Кругосветка «Знай лагерь!» 3.«Вечер-Здравствуйте!» |
2 день «Выявление
талантов,
сплочение» 1. С/М «__________________» 2. Кругосветка «Веревочный курс» 3. «Алло! Мы ищем таланты!» |
3 день «Открытие смены» 1. С/М «__________________» 2. Линейка открытия смены 3. «Большой праздничный концерт» |
4 день «День юмора» 1. С/М «_________________» 2. Кругосветка «Форд-Байярд» 3. «Смех, да и только!» |
5 день «Чудесный день» 1. С/М «__________________» 2. Кругосветка «День чудес» 3. «Достояние лагеря» (конкурс детской песни) |
6 день «Рекордный день» 1. С/М «__________________» 2. Кругосветка «Пещерные чародеи» 3. «Книга рекордов Зеленой Рощи» |
7 день «Славный день» 1. С/М «__________________» 2. Кругосветка «Царь горы» 3. Мир моих увлечений или «Минута славы!» |
8 день «Купальный день» 1. День Нептуна 2. Кругосветка «Искатели приключений» 3.«Антисказка» (сказка на новый лад) |
9 день
«День Победы в ВОВ» 1. С/М «Легкоатлетическая эстафета в честь Победы в ВОВ» 2. «Мы пришли, чтобы жить…» 3. Конкурс рисунков 4. Кругосветка «Города герои» 5.«Поклонимся великим тем годам» |
10 день «День именин»
1. С/М «__________________» 2. Кругосветка «Знаки Зодиака» 3. «День именинника» |
11 день
«У похода есть начало» 1. С/М «_____________________» 2. Собираемся в поход 3. «Конкурс походной песни» 4. «Стрелы Амура» |
12 день «День улыбок» 1. С/М «_____________________» 2. Кругосветка «Серебряная волна-2010» 3. КВН «Лагерь – бархатный сезон» |
13 день «За все ответят
– вожатые» 1. С/М «Соревнования против вожатых» 2. «Ярмарка» 3. «Вожатый сезона» |
14 день «О, спорт – ты
мир!» 1. С/М «Большие гонки» 2. Кругосветка «Здоровье» 3. «Мистер – ЛЕТО» |
15 день «Год учителя» 1. С/М «Быстрее! Выше! Сильнее!» 2. Кругосветка «Учить-учиться» 3. Конкурс рисунков «Мой любимый урок» 4. «Мисс – ЛЕТО» |
16 день «День танцев» 1. С/М «_____________________» 2. Экологическая кругосветка 3. «Звездный танцпол» |
17 день «День пародий»
1. «Зарница» 2. Отрядное мероприятие 3. «Большая разница» |
18 день «День
изобретателей» 1. С/М «______________________» 2. Кругосветка «День народных традиций» 3. «Мода – 2010» (конкурс костюмов из фантиков) |
19 день «День наоборот» 1. Дискотека 2. Комический футбол 3. Кругосветка «Алиса в стране Чудес» 4. «Чародейский Новый год» |
20 день «Закрытие
смены» 1. Линейка закрытия смены 2. Концерт «До свидания лагерь» 3. Прощальный костер 4. Отрядные огоньки 5. Дискотека |
21 день «Мы уезжаем лагерь, прощай мой друг, звони» |
Список литературы (для педагога)
- Абраменко В.И., Алексеев А.А. Практикум по общей психологии. – М., 1990.
- Берштейн А. Школьный блюз. Автопортрет на фоне профессии. – М., 1996.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб., 1994.
- Вожатому «Орленка». – Центр. метод. кабинет, 1984.
- Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. – М., 1991.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
- Игры для скаутов. – Петрозаводск, 1996.
- Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
- Картотека коллективных познавательных игр и ролевых игр. – М., 1990.
- Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. – Ижевск, 1996.
- Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1996.
- Леви В. Цвет судьбы. – СПб., 1993.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1996.
- Найк Анита. Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам .– М., 1997.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., 1993.
- Психологические тесты для всех. – Киев, 1996.
- Психологические тесты для тинэйджеров. – Киев, 1996.
- Родчанин Е.Г., Зюнин И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.
- Рудестам Ньелл. Групповая психотерапия. – М.,1990.
- Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М., 1997.
- Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск, 1997.
- Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб.,1996.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – Петрозаводск, 1993.
- Журналы: Внешкольник, Воспитание школьников, Время колокольчиков, Школьное воспитание и др.
Список литературы (для обучающихся)
- Кульневич С.В., Лакоценин Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воронеж, 2006г.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1996г.
- Нечаев М.П. «Диагностика воспитанности» Москва, 2006г.
- Пружинская В.Б., Фёдорова Л.Ф. Вожатому летнего оздоровительного лагеря. Сыктывкар, 2001г.
- Ромашина Л.А. Летний отдых и оздоровление детей и подростков в Тамбовской области, 2001г.
- Шмаков С.А. Лето – М.: №13 «Магистр», 1993г.