Проведение совместных внеклассных мероприятий: родители – дети – классный руководитель

Разделы: Классное руководство


Целевая установка: познакомить участников мастер класса с технологией подготовки и проведения совместного классного часа родители – дети – классный руководитель.

Задачи:

  • вовлечение участников мастер-класса в обсуждение данной проблемы;
  • обогащение опыта работы классных руководителей.

Ход занятия

1. Вступительная часть

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития и воспитания личности ребёнка. А следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача педагога.

Во многих образовательных учреждениях сохраняется проблема взаимоотношения с родителями, происходит это там, где сохраняются однообразные и поверхностные формы работы. В своих исследованиях Недвецкая Марина Николаевна (доцент кафедры педагогики МГПИ) отмечает основные функции взаимодействия школы и семьи это– просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, информационная, корректирующая, прогностическая, организаторская, и координирующая. По мнению автора одним из основных направлений взаимодействия классного руководителя и родителей должно стать активное вовлечение семьи в воспитательный процесс образовательного учреждения и класса. Использование для этого интеллектуального и практического опыта родителей.

Результаты проведённого исследования Степановым Евгением Николаевичем (доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковский Областной институт повышения квалификации работников образования) убеждают в том, что родители были и будут для школьников наиболее значительными (референтными) лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребёнка. Более 75% учащихся при выполнении заданий, связанных с выявлением референтных лиц, отдавали своё предпочтение родителям. Учащиеся в первую очередь выбирали родителей при ответе на вопросы: кто умеет правильно оценивать твои поступки? Кто наиболее точно может указать на твои недостатки? На кого тебе хочется быть похожим? Поэтому, несомненно, такую высокую степень референтности нужно учитывать при организации работы с детьми и родителями.

Встал вопрос: как использовать весь этот потенциал в воспитательной работе?

С первых дней работы с детским коллективом я знакомлю родителей с перспективами его развития и даю возможность стать активными участниками классных дел. При планировании воспитательной работы я большое внимание уделяю участию самих родителей во всех во всех внеклассных мероприятиях. Я стремлюсь формировать у родителей культуру принадлежности к образовательному и воспитательному пространству школы. Помогают мне в этом активные формы деятельности такие как:

– совместное проведение классных часов родители – дети – классный руководитель;
– дни творчества детей и родителей;
– открытые уроки;
– круглые столы для родителей;
– экскурсии.

2. Основная часть

Тема совместного классного часа участниками, которого вы сегодня будете: «Мой режим выходного дня».

Актуальность темы определяется в результате диагностики, проводимой в начале учебного года при составлении плана воспитательной работы. Подготовка заключается в следующем: проводились беседы с родителями и учащимися о значении режима дня, как условие здоровье – сберегающей технологии; проводится анкетирование детей и родителей.

Анкета для детей

В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?
Вспомни, пожалуйста, как ты провёл последние два выходных дня, и перечисли всё, чем занимался в эти дни.
В котором часу ты обычно ложишься спать в выходной день , а в учебный?

Анкета для родителей

  1. Считаете ли вы необходимым условием успешной учебной деятельности вашего ребёнка выполнение им режима дня?
  2. Делает ли ваш ребёнок зарядку, являетесь ли вы для него в этом примером?
  3. Позволяете ли вы своему ребёнку в выходной день увлекаться просмотром телевизора, компьютерными играми?
  4. Гуляет ли ваш ребёнок достаточное время на свежем воздухе?
  5. Считаете ли вы возможным в выходной день встать позже обычного? лечь спать позже обычного?

(Сравнительный анализ анкетирования позволяет классному руководителю выявить противоречия в организации жизни семьи, помочь родителям и детям найти взаимопонимание в этом вопросе)

Задачи классного часа: составить режим выходного дня с учётом интереса детей и родителей; формировать у детей и родителей привычки выполнения режима дня; развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпрепровождению.

Основная часть мероприятия:

Я приглашаю коллег встать в круг. Предлагаю вам сыграть в игру «Миксер».

  • Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай;
  • Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные;
  • Поменяйтесь местами те, кто встал сегодня с той ноги.

(Эта игра помогает преодолеть стеснение и скованность, а так же настроиться на активную плодотворную работу.)

Уважаемые коллеги предлагаю вам выбрать роль ребёнка или родителя, возьмите пригласительные билеты, если вы родители встаньте по левую руку, если вы ребёнок встаньте по правую руку.

Уважаемые родители, дорогие дети мы пригласили вас принять участие в составлении режима выходного дня. Прошу родителей занять места за столами (через одного, оставив место для своего ребёнка)

Итак, первое задание:

Продолжи предложение, родители читают начало предложения, а дети продолжают и занимают место возле своего родителя, задававшего вопрос.

Делу время, потехе час.
Утро вечера
мудренее.
Завтрак съешь сам, а ужин отдай врагу.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Кто рано встаёт, тот долго живёт.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам ,
А нечистым трубочистам стыд и срам.

(К совместной работе сразу подключаются и родители и дети, родители имеют возможность увидеть своих детей в работе, создаётся положительный настрой за успех своего ребёнка и готовность к дальнейшей совместной деятельности.)

Вопрос. Что объединяет все эти пословицы? О чём они? (о режимных моментах). Назовите эти режимные моменты (родители, как правило, дают возможность первого ответа детям).

Второе задание.

Ребята, загляните в свои конверты, и вы увидите карточки-подсказки, давайте прикрепим их к доске в одну линию. А что определяет режим дня (время). Дети садятся.

Родители, какие моменты режима дня главные с вашей точки зрения (обед, сон, подъём, принятие пищи).

А как думаете, вы, ребята (поиграть, погулять, посмотреть телевизор)

Правы и родители и дети, в режиме дня есть моменты обязательные и желательные, и режим дня нужен, чтобы правильно распределить на всё время. Распределим время вместе.

Попрошу всех родителей подойти к доске и вместе распределить на циферблате названные вами обязательные режимные моменты.

(Происходит общение между родителями, они советуются друг с другом, аргументируют свой выбор, дети слушают.)

И в это же время дети договариваются, чем бы они хотели заняться в выходной день 4 дела.

Подходят дети, и происходит совместная коррекция с учётом интересов ребят.

(Такая деятельность является профилактикой возможных капризов, детского негативизма: отрицаю всё, что предлагает взрослый.)

Ну что же мы составили общими усилиями режим выходного дня, постарались учесть и интересы детей и интересы родителей, а поскольку это наше общее творение, то его обязуются выполнять и родители и дети. Даю подарочный экземпляр каждой семье.

В конце таких мероприятий проводятся семейные конкурсы:

– сервировать стол к ужину;
– сходить в магазин, выбрать полезные продукты;
– разучить подвижную игру.

А предлагаю вам испечь Пирог счастье моё.

Ингредиенты: Доброта, улыбка и радость, тепло души, благополучие, голубое небо, цветы радуги, солнечные лучи, пирог счастье моё.

Способ приготовления:

Замесите пирог на доброте,
смешайте улыбку с радостью,
влейте тонкой струйкой тепло души,
в больших пропорциях добавляйте благополучие,
украсьте кусочками голубого неба,
посыпьте цветами радуги
и выпекайте в солнечных лучах до
ощущения счастья.

Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому! Будьте здоровы!

3. Рефлексия

Мастер предлагает выйти из роли, и назвать положительные стороны такого общения и взаимодействия, а так же какие ещё формы взаимодействия возможны при проведении такого мероприятия.

(Участникам мастер-класса предлагаю сесть, т.к. эта поза для взрослого человека является более комфортной, расслабляющей, а значит, даёт возможность свободного общения.)

Литература:

  1. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: Монография [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2008. – 161 с. (10 п.л.).
  2. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. – 160 с.