Без дружбы никакое общение между людьми не имеет
ценности. |
Цель: расширять представление о ценности дружбы и единства во взаимоотношениях между людьми.
Задачи:
- раскрывать значение понятий “дружба”, “единство”, “дружный коллектив”;
- развивать способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
- воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу.
Ресурсы: солнышко (мягкая игрушка или выполненное из бумаги), “Книга мудрости”, бумажные цветы (по количеству детей), портрет А. Л. Барто, карточки с названиями различных человеческих качеств (как положительных, так и отрицательных).
Ход урока
Организационный момент:
Учитель читает строчки (при этом учитель вместе с детьми стоит в кругу, взявшись за руки):
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
У меня в руках – маленькое солнышко. Оно наполнено любовью, лаской, теплотой Ваших сердец. Давайте поприветствуем друг друга тёплыми словами и пожеланиями, передавая это солнышко друг другу по кругу.
(Начинаю с себя, показывая тем самым пример учащимся).
Рассказ учителя.
Ребята, наш классный час я хотела бы продолжить очень интересной сказкой.
В маленькой деревушке жили по соседству гномики Бим и Бом. Бим всегда был готов помочь, не давал в обиду малышей, угощал сладостями. Он откликался на просьбы о помощи, если это было ему по силам. В деревушке не было ни одного гнома, который бы его не любил, кроме Бома. Бом же был совсем другим. Дети, завидев его, прятали свои игрушки и конфеты. Ребятишки знали, что он отберёт их. Бома перестали приглашать в гости, потому что знали, что всё может превратиться в драку. Его старались обойти стороной, не вступали в разговор с ним. Казалось, Бома всё устраивает… Когда на празднике летнего солнцестояния все сидели и наблюдали за звёздами, Бим думал о том, как хорошо быть с друзьями. Даже Бом, сидящий в стороне, позавидовал их дружбе. Если жить в мире дружбы, любви и гармонии, то жизнь будет светлой и радостной. Надо любить своих близких, дружить с одноклассниками, беречь природу. Каждый выбирает сам – сидеть ли ему у костра, как Бим, или быть в стороне, как Бом.
– Ребята, как вы думаете, почему Бом сидел в стороне? Чего же не хватало Бому для того, чтобы сидеть рядом со всеми около костра и наблюдать за звёздами?
Сообщение темы классного часа.
– Ребята, как вы понимаете, что такое “дружба”?
(Высказываются мнения детей.)
– А для того, чтобы дать более точное определение данному понятию, давайте обратимся к “ Толковому словарю”. (Работа со словарями различных авторов несколькими учащимися, потом определения зачитываются).
– Молодцы! А теперь предлагаю вам поработать с пословицами и поговорками. Ваша задача – собрать их из отдельных слов. Прочитайте , ребята, что у вас получилось.
– А какие ещё пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?
– А все мудрые мысли мы поместим в нашу “Книгу мудрости”.
(Дети записывают пословицы и поговорки на “цветах”, потом клеим на общий лист и вкладываем в книгу.)
Цитата урока
– А я вашему вниманию хотела бы предложить высказывание Древнегреческого философа Сократа, который очень точно подметил: “Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности”.
Как вы понимаете эти слова?
(Ответы учащихся.)
– Тогда, кого же можно назвать другом?
(Высказываются мнения детей.)
– Ребята, поднимите руку, у кого есть друзья? А почему тогда так важно, с кем – то дружить, быть чьим – то другом?
– Верно, дружба необходима и детям, и взрослым в любой жизненной ситуации. Она нам нужна тогда, когда одному нам просто не справиться. Причём ситуации могут быть самые разные: приобретение новой книги, подарка, решение спорных и конфликтных ситуаций и многое – многое другое.
Решение ситуаций.
– Предлагаю вам поразмыслить над ситуацией, которая нам предлагается.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
– Давайте подумаем можно ли героев этого стихотворения назвать настоящими друзьями?
* * *
– Вашему вниманию предлагаю ещё одно стихотворение, которое написала знаменитая детская поэтесса – А.Л. Барто. Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор разговаривает с ребенком простым бытовым языком, без всяких лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем ее эстетике характерно называть персонажей по именам: “Мы с Тамарой”, “Кто не знает Любочку”, “Наша Таня горько плачет”, “Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение” – речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях. И таким способом, перенося частые детские пороки на каких-то других персонажей, автор неназойливо воспитывает.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной, красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: “Дружи со мной, Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки из одной скорлупки”.
Я шепчу: “Но ты учти –
Ты во всём должна идти другу на уступки”.
Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной!”
Есть разряд у Ильиной И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, буду знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: “А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать”. А девчонки на дыбы!
Говорят: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
“Срочно требуется друг!”
– А для того, чтобы дружба не потеряла своей ценности, как вы думаете, какими качествами должен обладать друг? У вас на листах перечислены самые различные человеческие качества. Ваша же задача найти и раскрасить только те, которыми, на ваш взгляд, должны обладать настоящие друзья.
Учащиеся по очереди предлагают свои варианты.
– Какие качества вы бы ещё добавили?
– А у вас есть эти качества? Можно ли вас назвать другом? А как вы думаете, легко или тяжело быть настоящим другом?
Минутка тишины (звучит спокойная негромкая музыка)
– Закройте глаза… и представьте себя в саду ДРУЖБЫ. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное… Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем-то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения…
– Что вы испытываете? Каким вам показалось это чувство единения и дружбы?
– Ребята, а как вы думаете, что необходимо для того, чтобы дружба оставалась вечной, чтобы друзья не ссорились?... (Создать свод правил дружбы).
– Предлагаю вам в группах составить такой свод правил, а потом поделиться с остальными. (Записываются на листах.)
(Результаты – на магнитной доске).
-Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Круг “От сердца к сердцу”
Предлагаю разделиться на пары, показать мостик при помощи рук, ног, туловища… Потом аналогично втроём, вчетвером,…Заканчивается упражнение тем, что все, взявшись за руки, делают круг и подняв руки вверх, образовывают “Мостик дружбы”.
– Желаю вам, ребята, чтобы ваша дружба была такой же сильной и крепкой, как этот мостик и предлагаю исполнить песню “Улыбка”.
Список литературы
Классные часы: 1 класс/ Авт. – сост. Т.Н. Максимова.– М.: ВАКО, 2009. – 272 с.