Урок окружающего мира по теме "Вода в природе. Основные свойства воды". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: знакомство с основными свойствами воды и использование их человеком.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;

  • в процессе опытов и практических работ установить основные свойства воды;
  • дать представление об использовании этих свойств на практике.

Развивающие:

  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность детей;
  • способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные:

  • учить бережному отношению к воде и её экономии;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • Полоски цветной бумаги: голубая, синяя, белая, зелёная.

  • Глобус.
  • Набор лабораторного оборудования.
  • Вещества для проведения опытов: вода, соль, сахар, речной песок.
  • Тетрадь на печатной основе по курсу “Окружающий мир”, учебник “Мир вокруг нас” 3 класс автор А.А.Плешаков.
  • Тесты для проверки домашнего задания.
  • Презентация.

Тип урока: урок-исследование.

Форма проведения урока: групповая.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

Речевая разминка.

Какое сейчас время года?

Назовите осенние месяцы?

Изменилась ли температура воздуха с наступлением осени?

Можно ли купаться в эту пору? Если нет, то почему?

С каких деревьев уже опадают листья?

Продолжите осенние приметы:

Гром в сентябре (к тёплой осени).

Много рябины (к дождливой осени).

Что вы испытываете, глядя на яркие разноцветные наряды деревьев?

3. Проверка домашнего задания.

Работа учащихся с тестами. Тест у каждого обучающегося. Учитель читает задание вслух, учащиеся про себя, затем обводят в кружок правильный ответ.

Тест:

1. Что такое воздух?

а) Воздух – смесь газов. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа;
б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;
б) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

а) при нагревании воздух расширяется?
б) при нагревании воздух сжимается.

4. Какой воздух мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ?
б) кислород;
в) азот.

4. Сообщение темы и задач урока.

Вещество, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды).

Вы догадались верно. Тема нашего урока – вода.
Как бы вы объяснили название темы?
Что вы знаете о воде?
Что хотели бы узнать? (Выслушиваются ответы учащихся)

5. Проблемная ситуация.

В одной из русских народных сказок, героине дают задание “принести воды в решете”. Как вы думаете, она справилась с заданием или нет?

Послушайте ещё одну загадку:

Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита.
Догадайся, кто же я? (Вода)

Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои ответы.

6. Ассоциативный ряд.

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово “вода”?

Запишите эти слова. (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник).

Ни умыться, ни напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна – Вода!

7. Рассказ учителя с использованием презентации.

– Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара облаков, туч.

Вода есть и под Землей (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90–95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2\3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется 2 литра воды.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только поит, но и кормит – по морям, океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода добывает электрический ток, работая на электростанции. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

Вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой заводи рек, и в глубине рек, и в широте морей и океанов. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают, ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас.

Какие реки вы знаете?

Покажите их на карте России.

Назовите реки нашей области.

Озёра называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей страны является озеро Байкал.

А знаете ли вы, что озеро Байкал хранит в себе 1/5 пресной воды и более 80% запасов поверхностной воды нашей страны.

Какие моря и океаны вы знаете. Покажите их на карте.

Знаете ли вы, где ещё на Земле встречается вода?

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого и постараемся определить свойства воды.

8. Практическая работа.

Выясним свойства воды, выполняя практическую работу. Постараемся заполнить таблицу, которую вы видите на доске:

№ п/п Вопрос Предполагаемые ответы Ответы после опыта
1 Какова прозрачность воды?    
2 Имеет ли вода запах?    
3 Какого цвета вода?    
4 Что произойдёт с солью, если её бросить в воду?    
5 Можно ли очистить мутную воду?    
6 Что произойдёт с водой при нагревании и при охлаждении?    
7 Что произойдёт, если воду вылить из посуды?    

Опыт 1.

Какова прозрачность воды?
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?
Какой можно поставить опыт?
В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: она прозрачна.

Опыт 2.

Какого цвета вода?

На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

– Можно ли сказать, что вода синяя, зеленая, красная, желтая, белая? (Нет, цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)

– Как вы видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов.

– Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3.

Каков запах воды?

Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.

Насыпь в один стакан с водой сахара. Помешай воду.

Что можно заметить?

О чем говорит этот опыт? (Вода растворила сахар.)

Вывод: вода – растворитель.

Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, даже серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

Учитель готовит два стакана: первый – марганцовка, второй – порошок.

Вода растворила марганцовку и порошок. Марганцовку для дезинфекции ран, порошок для лечения больных.

Опыт 5.

Что произойдет с водой, если её вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)

Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

Во всех этих случаях появляется одно и тоже свойство воды.

Какое?

Вывод: вода течёт (свойство – текучесть.)

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Опыт 6.

Насыпаем в стакан с водой мел.

Что произошло?

В воде не растворился мел, есть вещества, которые в воде не растворяются.

Приготовьте фильтр.

Объяснение слова фильтр.

Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из ваты. Я буду вливать мутную воду в воронку. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте её на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 7.

Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?

Вывод: вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

В старших классах на уроках физики будете ставить опыты и узнаете еще об одном свойстве воды.

9. Физкультминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щеткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

– О каких свойствах воды вы узнали? (Вода – растворитель, текучесть воды.)

10. Подведение учащихся к выводу.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Дома следить, чтобы вода не лилась понапрасну.

Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм, фабрик, заводов пропускают через очистные сооружения. Каждый человек должен беречь воду.

11. Итог урока.

– Много ли воды на Земле?

– Где встречается вода?

– Как можно очистить воду от мути?

– Что нужно делать, чтобы не загрязнять наши водоёмы?

– Как нужно вести себя во время отдыха на реке, чтобы не засорять и не загрязнять её?

– Каковы основные свойства воды?

– Какие свойства воды использует человек?

– Может ли человек жить без воды?

Чтение вывода по учебнику с.52.

12. Домашнее задание.

Ответить на вопросы “Проверь себя” с.52; подготовить сообщения: “Айсберг”, “Туман”.