Урок математики в 5-м классе по теме “Смешанные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби” – урок усвоения новых знаний. На предыдущих уроках учащиеся познакомились с понятием дроби, правильными и неправильными дробями, научились складывать обыкновенные дроби. Цель этого урока – знакомство с понятием смешанного числа и алгоритмом представления смешанного числа в виде неправильной дроби. На последующих уроках будем учиться складывать, а затем и вычитать смешанные дроби.
Я работаю по УМК Дорофеева Г.В. В комплект входят учебник, рабочая тетрадь с печатной основой, дидактические материалы, книга для учителя и сборник зачётов. На уроке использованы задания из учебника, рабочей тетради и дидактических материалов как для устной, так и для самостоятельной работы учащихся, для домашней работы предложены упражнения из учебника. Задания подобраны стандартного и повышенного уровня. Предлагаемые авторами УМК упражнения позволяют вести обучение дифференцированно. Часть упражнений носят тренировочный характер и направлены на закрепление умений учащихся по теме, а часть упражнений частично-поискового плана, что даёт учащимся возможность совершенствовать свои умения и применить понятие смешанной дроби в нестандартной ситуации.
На уроке использованы фронтальная, индивидуальная, парная формы работы. Методы работы – репродуктивные и частично-поисковые. Основная часть урока представляет собой решение задач по теме.
Структура урока включает следующие этапы:
1 этап – Актуализация знаний
Обсуждаем вопрос: на какие две группы можно разделить предложенные дроби? (слайд 1)
Прочитайте дробь и определите: правильная она или неправильная (проверка по щелчку мыши – дробь отправляется в нужную группу)
Среди неправильных дробей выберите дроби, которые можно записать натуральным числом. Подумайте, а нельзя ли записать остальные неправильные дроби ёще каким-нибудь способом.
2 этап – Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока
Вспомним задачу, которую мы решали, когда начинали изучать дроби (задача с двумя яблоками – слайд 2)
Сейчас я вам предлагаю новую задачу – разделить на троих 8 яблок. Как запишем её решение? (слайд 2)
Какими способами можно разделить яблоки? (слайд 2)
Обсуждение варианта, когда каждый получит по 2 целых яблока и ещё часть яблока (новый вид числа, его запись и чтение – слайд 2)
Формулируем тему урока и задачи на урок (слайд 3)
3 этап – Организация восприятия и осознания нового материала
Посмотрите на экран и определите координаты точек на координатной прямой. Запишите в тетради (слайд 4)
Проверим, что у вас получилось (заслушиваем ответы, проверяем по щелчку мыши – слайд 4)
Выполняем упражнения из учебника
4 этап – Обобщение и систематизация знаний
Обсуждаем, что нового узнали, чему научились, что ещё не получается
5 этап – Первичная проверка правильности восприятия новых знаний
Работа в парах в рабочих тетрадях с печатной основой
6 этап – Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя
Самостоятельная работа над упражнением из учебника
7 этап – Подведение итогов работы на уроке
Анализируем: с чем познакомились, чем занимались на уроке
8 этап – Домашнее задание
Записываем в дневники, комментируем
Имеет место рефлексия – в течение урока учащиеся проверяли выполнение заданий.
На уроке использованы компьютерные возможности – наглядность в устной работе, при ознакомлении с новым материалом и первичном закреплении. На соответствующих этапах урока вниманию учащихся предлагались слайды презентации на экране.
Проект урока по теме “Смешанные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби”
Блоки | Цели | Учебная деятельность | Формы работы | Методы работы | Учебное задание | Прогнозирование |
Актуализация опорных знаний | Повторить понятие правильной и неправильной дроби; запись деления с помощью дроби; представление дроби в виде натурального числа | Устная работа | Фронтальная | Репродуктивный | 1) Среди дробей найти правильные и
неправильные 2) Среди неправильных дробей выбрать дроби, которые можно записать натуральным числом |
3 минуты |
Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока | Настроить учащихся на восприятие
нового материала Сформулировать тему урока и задачи |
Решить задачи Найти новую форму записи неправильной дроби Сформулировать тему урока и задачи |
Фронтальная | Проблемное изложение | Задачи с яблоками | 3 минут |
Организация восприятия и осознания нового материала | Формировать представление о
смешанной дроби, умение записывать смешанную
дроби и изображать их точками координатной
прямой. Формировать умение выделять целую часть |
Записать в тетрадях число, тему
урока Определяют и записывают координаты точек с экрана Проверяем и объясняем такую запись Выполняют упражнение на построение точек на координатной прямой с заданными координатами Выделение целой части из неправильной дроби Превращение смешанной дроби в неправильную |
Индивидуальная,
Фронтальная Парная
Фронтальная |
Частично-поисковый
Репродуктивные Иллюстративно-объяснительный
Репродуктивные |
Определить и записать в тетради
координаты точек на координатной прямой
№ 993 (с.251)
№ 995 (а) (с. 252) № 1003 (а) |
Неправильно записывают координаты
(разобрать) 8 минуты
10 минут При затруднении делать комментарии |
Обобщение и систематизация знаний | Сделать выводы: с чем познакомились | Просматривают выполненные задания и делают выводы | Фронтальная | Частично-поисковый | 1 минута | |
первичная проверка правильности восприятия новых знаний | Проверить правильность восприятия нового материала | Выполняют задание в рабочих тетрадях с печатной основой | Парная | РТ, с. 53, № 127 | 5-7 минут При необходимости консультировать |
|
самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя | Закрепление умения переводить неправильные дроби в смешанные и наоборот | Выполняют упражнения из учебника | Индивидуальная с самопроверкой | Репродуктивные | с. 252, № 997 (а) | 5 минут |
Подведение итогов работы на уроке | Подвести итог урока | Анализируют свою работу на уроке: с чем познакомились, чем занимались | Фронтальная | Иллюстративно- объяснительный | ||
Д/З | Записать и прокомментировать Д/З | Записывают в дневники и смотрят в учебнике | Фронтальная | Иллюстративно- объяснительный | с. 249-250 (до пр.2), № 996 (б), № 1003 (б), № 994 (по жел.) | Ответить на вопросы, если появятся |