Цели: повторить знания учащихся по материалу, закрепить навыки решения расчётных, качественных и экспериментальных задач; научить применять знания в новой ситуации; формировать навыки коллективной работы, воспитывать сознательную дисциплину.
Задачи:
- воспитание познавательного интереса к предмету, и позитивного отношения к учебе, через развитие логического мышления, познавательной активности;
- выяснение физической сути изучаемых явлений и формирование устойчивых знаний, формирование умений научного анализа проблемных ситуаций;
- воспитание творческого отношения к учебному труду, через развитие наблюдательности, творческих возможностей, инициативы, развития речи (устной и письменной), устойчивости внимания, формирования навыков организации умственной деятельности (восприятия, освоения, рефлексивного осмысления ценности знаний, их практической значимости).
Оборудование: наборы по электричеству, мультимедийный проектор, жетоны “Успех”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Сегодня на уроке мы повторим и закрепим изученный материал и сделаем это в виде игры– соревнования.
Слайд 2, см. Приложение 1
Сегодня вспомним все о токах-
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы, и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем.
Тур 1: Вопрос на засыпку
Слайд 3
Любое соревнование начинается с разминки за каждый правильный ответ – 1б
1 Электрическим током называется?
2. Единица сопротивления.
3. Формула закона Ома.
4. Действия тока.
5. Мощность тока это..
6. Кем открыт закон о тепловом действии?
7. Что такое сопротивление?
8. Вольтметр включают в цепь…
9. От чего зависит сопротивление проводника?
10. U одинаково при соединении…1. Формула работы тока.
2. Амперметр включают в цепь…
3. Короткое замыкание это.
4. I одинакова при соединении…
5. Условия существования тока в цепи.
6. Единица напряжения.
7. 1кОм= Ом
8. Формула сопротивления проводника.
9. При увеличении U, сила тока…
10. Единица напряжения.
– Молодцы.
Тур 2: Физическая эстафета..
Слайд 4
Выясним, как мы знаем формулы.
1) O=q/t
2) U=O*O
3) P=O/O
4) A=O*q
5) I=O/R1) Q=I2*R*O
2) O=I*U*O
3) O=O*t
4) O=U2/O
5) O=U/I
Экспериментальное задание (конкурс капитанов).
“Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню”
- Изобразите электрическую цепь, состоящую из батареи элементов, ключа, лампочки и звонка.
- Изобразите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки и измерьте силу тока на лампочке.
- Изобразите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки, резистора и измерьте напряжение на резисторе.
Капитаны справились с заданием “хорошо молодцы”.
Каждая команда собирает электрическую цепь по схеме и проводит измерения,
Молодцы схемы читать умеем, цепь собирать и делать измерения умеем.
Тур 4: Люди науки.
Слайд 5
Проверим, кто из вас хорошо знает выдающихся ученых. Угадай физика.
- О нем великий Максвелл сказал: «Исследования, в которых он установил законы механического взаимодействия токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда– либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был также добр и также прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер.)
- Он открыл один из важнейших законов цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи. (Георг Ом.)
- В 1823–1826 гг. он принимал участие в кругосветной экспедиции в качестве физика, где ярко проявился его изобретательский талант. Будучи академиком, направил свои исследования в область электричества. (Э.Х. Ленц.)
- Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь», вышедшем в 1827 году. (Г. Ом)
- По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. (Д. Джоуль)
- Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (А. Вольта)
- Он стал академиком в 39 лет, причем в избрании не играли ни малейшей роли его работы по электричеству и магнетизму. Их по существу не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (А. Ампер)
- Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон)
- Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (А. Ампер)
5. Тур 5: Решение задач.
Слайд №6
“Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа,
Всех без исключения наук!”
Но и физика не обходится без других наук, математика. Давайте проверим, так ли это. Решим задачи.
5) На столах карточки с задачами каждый член команды решает по одной задачи, можно воспользоваться помощью товарища по команде (правильно оформить, решить).
- Сила тока в цепи электрической лампы равна 0,3 А. Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали в лампе за 5 минут?
- При перемещении по участку цепи заряда 20 Кл была совершена работа 0,1 кДж. Чему равно напряжение на этом участке?
- Какое количество электричества протекает через катушку гальванометра, включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 мА?
- В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг ядра движутся 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов?
- Сила тока в цепи электрической плитки равна 1,4 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение её спирали за 10 минут?
Слайд 7
“Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа,
Всех без исключения наук!”
III. Подведение итогов. Выставление оценок.