Урок-соревнование по физике "Электрические явления"

Разделы: Физика


Цели: повторить знания учащихся по материалу, закрепить навыки решения расчётных, качественных и экспериментальных задач; научить применять знания в новой ситуации; формировать навыки коллективной работы, воспитывать сознательную дисциплину.

Задачи:

  • воспитание познавательного интереса к предмету, и позитивного отношения к учебе, через развитие логического мышления, познавательной активности;
  • выяснение физической сути изучаемых явлений и формирование устойчивых знаний, формирование умений научного анализа проблемных ситуаций;
  • воспитание творческого отношения к учебному труду, через развитие наблюдательности, творческих возможностей, инициативы, развития речи (устной и письменной), устойчивости внимания, формирования навыков организации умственной деятельности (восприятия, освоения, рефлексивного осмысления ценности знаний, их практической значимости).

Оборудование: наборы по электричеству, мультимедийный проектор, жетоны “Успех”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим изученный материал и сделаем это в виде игры– соревнования.

Слайд 2, см. Приложение 1

Сегодня вспомним все о токах-
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы, и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем.

Тур 1: Вопрос на засыпку

Слайд 3

Любое соревнование начинается с разминки за каждый правильный ответ – 1б

1 Электрическим током называется?
2. Единица сопротивления.
3. Формула закона Ома.
4. Действия тока.
5. Мощность тока это..
6. Кем открыт закон о тепловом действии?
7. Что такое сопротивление?
8. Вольтметр включают в цепь…
9. От чего зависит сопротивление проводника?
10. U одинаково при соединении…
1. Формула работы тока.
2. Амперметр включают в цепь…
3. Короткое замыкание это.
4. I одинакова при соединении…
5. Условия существования тока в цепи.
6. Единица напряжения.
7. 1кОм= Ом
8. Формула сопротивления проводника.
9. При увеличении U, сила тока…
10. Единица напряжения.

– Молодцы.

Тур 2: Физическая эстафета..

Слайд 4

Выясним, как мы знаем формулы.

1) O=q/t
2) U=O*O
3) P=O/O
4) A=O*q
5) I=O/R
1) Q=I2*R*O
2) O=I*U*O
3) O=O*t
4) O=U2/O
5) O=U/I

Экспериментальное задание (конкурс капитанов).

“Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню”

  1. Изобразите электрическую цепь, состоящую из батареи элементов, ключа, лампочки и звонка.
  2. Изобразите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки и измерьте силу тока на лампочке.
  3. Изобразите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки, резистора и измерьте напряжение на резисторе.

Капитаны справились с заданием “хорошо молодцы”.

Каждая команда собирает электрическую цепь по схеме и проводит измерения,

Молодцы схемы читать умеем, цепь собирать и делать измерения умеем.

Тур 4: Люди науки.

Слайд 5

Проверим, кто из вас хорошо знает выдающихся ученых. Угадай физика.

  1. О нем великий Максвелл сказал: «Исследования, в которых он установил законы механического взаимодействия токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда– либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был также добр и также прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер.)
  2. Он открыл один из важнейших законов цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи. (Георг Ом.)
  3. В 1823–1826 гг. он принимал участие в кругосветной экспедиции в качестве физика, где ярко проявился его изобретательский талант. Будучи академиком, направил свои исследования в область электричества. (Э.Х. Ленц.)
  4. Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь», вышедшем в 1827 году. (Г. Ом)
  5. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. (Д. Джоуль)
  6. Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (А. Вольта)
  7. Он стал академиком в 39 лет, причем в избрании не играли ни малейшей роли его работы по электричеству и магнетизму. Их по существу не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (А. Ампер)
  8. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон)
  9. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (А. Ампер)

5. Тур 5: Решение задач.

Слайд №6

“Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа,
Всех без исключения наук!”

Но и физика не обходится без других наук, математика. Давайте проверим, так ли это. Решим задачи.

5) На столах карточки с задачами каждый член команды решает по одной задачи, можно воспользоваться помощью товарища по команде (правильно оформить, решить).

  1. Сила тока в цепи электрической лампы равна 0,3 А. Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали в лампе за 5 минут?
  2. При перемещении по участку цепи заряда 20 Кл была совершена работа 0,1 кДж. Чему равно напряжение на этом участке?
  3. Какое количество электричества протекает через катушку гальванометра, включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 мА?
  4. В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг ядра движутся 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов?
  5. Сила тока в цепи электрической плитки равна 1,4 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение её спирали за 10 минут?

Слайд 7

“Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа,
Всех без исключения наук!”

III. Подведение итогов. Выставление оценок.