Урок по теме "Это мой город!" Окружающий мир. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

Образовательные: проверить знания:

  • о названии региона, символике города, достопримечательностях и памятниках;

продолжить формирование умений: описывать исторические события,

  • находить, обобщать информацию и выделять главное, связно излагать свою точку зрения;

Воспитательные: продолжить формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своего города, к своей малой Родине, бережного отношения к памяти о героическом прошлом и уважения к людям, прославившим наш город;

Развивающие: продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи;

Планируемый результат.

Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

УУД

Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.

Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами существования в городе.

Оборудование и дидактический материал: презентация, гербы, таблички с датами основания и названия городов, план урока, задания по группам.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой (слайд 1)

Пожелаем гостям интересного урока. А вам, ребята, успехов в усвоении знаний.

II. Актуализация знаний.

(на доске пословица) “ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА”.

- Что написано на доске?

- Кто объяснит смысл? Что значит своя сторона? (Место, где ты родился.)

- Как оно называется? (Малая родина)

(на доске)

  • 1147 г
  • 1703 г
  • 1216 г

- Что это за даты? (Основания городов.)

- Каких?

“Летописец” прикрепляет таблички: САНКТ- ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, РЖЕВ.

Посмотрите, что лежит на ваших столах? (гербы) Подберите к названию герб города.

III. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

- О каких городах мы уже вели речь на уроках?

- Кто догадался, какая тема урока? (Это мой город.) (слайд 2)

- Предположите о чём мы будем говорить? Составьте план урока.

(на доске план урока)

История.

Наше время.

Проблемы нашего города.

IV. Основная часть. Презентация нового материала.

1. ИСТОРИЯ.

- Первый пункт плана – история.

- Сегодня мы снова работаем по группам, в каждой группе есть исследователи, аналитики, иллюстраторы.

- Встаньте, пожалуйста, кто получил задание заранее. Это наши исследователи. Они расскажут нам об истории Ржева.

(Сообщение детей и показ слайдов.)

(слайды 3,4) Много городов стоит на берегах реки Волги. Но Ржев был первым волжским городом.

О нём упоминается в летописи в 1216(тысяча двести шестнадцатом) году. Тогда он входил в состав Смоленского княжества. Первым ржевским князем был Мстислав Мстиславович Удалой.

(слайд 5) Ржев занимал большую территорию и удобное положение. Многие хотели владеть городом. Ржевский кремль был мощным укреплением. Соборную гору , на которой стояла крепость, с одной стороны омывали воды Волги и Холынки, а с другой был прорыт ров, который, тоже наполнялся водой. В 16 веке деревянная крепость уже имела 6 башен с воротами и 14 башен глухих.

(слайд 6) В Большой Советской энциклопедии есть глава, посвящённая ржевитянину:

“Волосков Терентий Иванович (1729 – 1806) , русский изобретатель. Жил и работал во Ржеве.

Волосков построил большие часы, которые показывали не только минуты и часы, но и дни, различные праздники, фазы Луны, движение Солнца по знакам Зодиака. Волосков изготовлял астрономические приборы. Большой вклад он сделал в отечественное производство красок. Терентий Иванович был избран первым городским главой.

(слайд 7)С самого основания Ржев был крупным торговым центром. Ржевитяне поставляли товары в Англию, Францию, Польшу, за шведский рубеж. Это были хлеб, соль, рыба, сало, кожи, меха. Ярмарки в Ржеве собирали тысячи людей. Купечество составляло значительную часть населения города.

(слайды 8.9) Александр Сеславин родился в селе Есимове Ржевского уезда Тверской губернии.В 1812(тысяча восемьсот двенадцатом) году ,во время войны с французами, стал партизаном. Возглавил эскадрон гусарского полка. Не раз был ранен. Имел много наград. Его похоронили на холме у места впадения в Волгу реки Сишки.

(слайды 10, 11) 14 октября 41 года началась оккупация Ржева немецкими войсками. Те, кто остался в Ржеве, жили в голоде и холоде, под постоянными обстрелами и бомбёжками. В городе тайно работала подпольная комсомольская организация, руководимая А.П.Телешевым. Ржевские подпольщики добывали документы и оружие, устраивали диверсии, распространяли листовки.

В марте 42 года молодые патриоты были арестованы, а 31 марта

А. Телешева, В. Новоженова, А. Белякова казнили. Остальных участников сопротивления расстреляли. Их именами названы улицы города.

(слайды 12, 13) Ржевская битва в 1941–1943 годах получила название “Ржевская мясорубка”. Красная Армия провела здесь четыре наступательных операции. Судьба столицы во многом зависела от мужества и героизма участников Ржевской битвы. После долгих и кровопролитных сражений Ржев был освобождён.

ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК В ЧЕСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОРОДА Ржева был открыт в марте 1944г. Он был поставлен на деньги, собранные жителями города.

(Слайд 14) Ржев был превращён немцами в груду развалин. Уцелевших домов осталось совсем мало. Иностранные журналисты, были здесь весной 43 года. Они заявили, что Ржев не восстановить и за 100 лет и его лучше строить на новом месте. Но ржевитяне не согласились с иностранными советчиками. Через семь лет последний ржевитянин покинул землянку.

(слайды 15, 16) В 1978 году Ржев был награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

8 октября 2007 года нашему городу было присвоено звание “Город ВОИНСКОЙ СЛАВЫ”.

- Наши близкие воевали и восстанавливали Ржев. Мы вечно будем помнить и чтить их память. В первом классе мы начали работать над проектом “Они сражались за Родину”. Наши материалы постоянно пополняются новой информацией.

- Какая информация была для вас новой?

- Какие чувства испытали? (гордость, уважение, боль, страх, что война может повториться.)

- Давайте отдохнём.

(сообщение ученика)

Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит своё гнёздо рядом с жилищем человека. Это пример любви и верности родному дому.

ФИЗМИНУТКА.

Жура- жура- журавель! Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: “Где же лучшая земля?”
Отвечал он, пролетая: “Лучше нет родного края!”

2. НАШЕ ВРЕМЯ.

- А какой же наш город сегодня? (сообщение ученика) (слайды 17, 18, 19)

Давно отгремели бои. Отстроили Ржев. Красивый , зелёный стоит он по обоим берегам Волги. Но наша память будет возвращаться к военным событиям. Об этом в нашем городе напоминают памятники войны. Давайте вспомним их. (слайд 20)

- Перейдем ко 2 пункту нашего плана. (Показ слайдов памятников, комментирование.)

1) первый памятник в честь освобождения г. Ржева (слайд 21)

2) стела на месте казни ржевских подпольщиков (слайд 22)

3) обелиск героям В.О.в. (слайд 23)

4) памятник - пушка (слайд 24)

5) памятник – танк (слайд 25)

6) памятник - паровоз (слайд 26)

7) военная техника у краеведческого музея (слайд 27)

8) братская могила на Смоленском кладбище (слайд 28)

9) братская могила Курган (слайд 29)

10) новое советское мемориальное кладбище (слайд 30)

11) стела “Город ВОИНСКОЙ Славы” (слайд 31)

- Сколько лет скоро будет Ржеву? В каком году? (800лет, в 2016 г)

Обобщение: Красив наш город, но есть у нас проблемы. Поговорим о них.

3. НАШИ ПРОБЛЕМЫ.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ГРУППОВАЯ РАБОТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ.

Каждая группа получает задание (напечатано на листках). Время для обсуждения 2 мин, для выступления не более 3 минут.

- Встаньте, пожалуйста, “аналитики”. После обсуждения вы будете зачитывать задание и отвечать.

Задание для 1 группы:

Назовите экологические проблемы нашего города. Зарисуйте их схематично.

Задание для 2 группы:

Предложите идеи, как можно сделать наш город более чистым своими силами.

Я буду... Я не буду...

Задание для 3 группы:

Как вы конкретно помогаете справляться с проблемами города, участвуя в Движении “Добрые дети Мира”? Придумайте призыв к жителям города.

Обсуждение в группах. (“Ладошки”)

Заслушивание и подведение итогов.

(1 группа - транспорт, загрязнение воздуха, отходы.)

(2 группа – самим следить за порядком, выбирать “более безопасный” вид транспорта,

Постараться уменьшить количество отходов, больше сажать зелени, деревьев, не мусорить)

(3 группа – рассказ о Движении “Добрые дети Мира”. Мы стараемся сделать наш город чище не на словах, а на деле...)

- Вы сейчас рассказали как нам жить дальше.

V. Итог урока.

Давайте подведём итог нашего урока. Кто сможет кратко сделать вывод по плану? (выслушиваются ответы учеников)

- Город замечателен своей историей, а проблемы мы поможем решить, если будем хорошо учиться.

- Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Много интересных и нужных идей высказали. Это нам обязательно пригодится. (слайд 32)

Домашнее задание:

  • 1 группа: нарисовать плакат “Проблемы нашего города”,
  • 2 группа: записать все свои идеи и предложения,
  • 3 группа: написать заметку “Сделаем наш город чище!” в стенгазету.