Программа клуба родительских встреч

Разделы: Работа с родителями


Актуальность

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы ДОУ является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

Педагоги и психологи стремятся повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей, приглашая родителей на собрания, но они не всегда бывают, эффективны по многим причинам.

Социально-экономические условия, изменение ценностных ориентаций оказывают значительное влияние на динамику отношений между родителями и детьми, наиболее убедительные данные приводятся в работах Синягиной Н.Ю.. Анализируя, характер родительско-детских отношений более чем за десять лет, она отмечает, что происходит уменьшение воспитательных ресурсов родителей, в частности, снижение количества и качества речевого обращения, изменение родительских установок. Как показывают данные исследований, нынешние родители не придают большого значения переживаниям и ощущениям ребенка. Они озабочены развитием интеллекта, умственных способностей, познавательной сферы личности. Также нарастает пассивность родителей. Недостатки в развитии детей и проблемы с их поведением родители склонны объяснять внешними факторами, независимыми от них причинами, а не в особенностях взаимоотношений внутри семьи. Этим можно объяснить и низкую эффективность просветительских психологических мероприятий, результативность консультационной работы.

Для повышения активности родителей требуются нетрадиционные методы работы, вызывающие интерес, приглашающие к взаимодействию, повышающие мотивацию родителей к изменениям в отношениях с ребенком можно, позволяющие им увидеть наглядную картину внутрисемейных отношений.

Цели и задачи программы

Основной целью программы является развитие педагогической компетентности родителей, помощь семье в поиске ответов на интересующие их вопросы в воспитании детей, привлечение к активному сотрудничеству в плане единых подходов к формированию личности ребенка.

Задачи программы:

  • Оказание консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания ребенка для расширения возможностей взаимопонимания.
  • Развитие навыков общения родителей с детьми и выработка новых партнерских и игровых способов взаимодействия.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей для укрепления их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Ожидаемые результаты:

  • Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
  • Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах.
  • Сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам и специалистам ДОУ.
  • Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ.

Структура программы заседаний “КРВ”

Программа заседаний “Клуба родительских встреч” основана на “Тренинге взаимодействия родителей с детьми” И.М.Марковской (СПб., Речь, 2000), дополнена новыми темами, которые были выявлены в ходе анкетирования и интересны родителям. В ход встреч включены игры, проблемные ситуации, приемы вовлечения родителей в диалог, отработка практических методов взаимодействия, игровое моделирование способов поведения и общения, применяются методы социо-игровой педагогики.

Программа предполагает занятия с родителями, а некоторые и совместно с детьми в течение 5 месяцев с периодичностью 1 раз в месяц, каждое занятие рассчитано на 1,5-2 часа, всего 5 занятий. В группу может входить от 7 до 12 человек. Формирование групп происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят родители, имеющие детей близкого возраста. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу). Это могут быть и близкие родственники (старшая сестра, бабушка), но обязательно те, кто непосредственно занимаются воспитанием ребенка. Информация о формировании группы сообщается родителям на родительском собрании или в ходе психологической консультации. Краткий рассказ о целях, задачах и режиме работы в группе позволит избежать возможных уходов из группы из-за низкой мотивации или недостаточной информированности.

Структурно-функциональная модель программы заседаний “КРВ” представляет собой алгоритм деятельности педагога-психолога в установлении партнерских взаимоотношений с семьей, родителей с детьми и включает три этапа: информационно-аналитический, содержательно-практический и контрольно-оценочный.

Информационно-аналитический этап предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением. На этом этапе используются следующие методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, комплексное диагностическое обследование.

Содержательно-практический этап предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества с семьями для повышения мотивации родителей к изменениям в отношениях с ребенком. На втором этапе были выделены два взаимосвязанных направления работы:

– повышение уровня педагогической культуры родителей;

– практическое обучение родителей новым навыкам взаимодействия с ребенком.

Особое значение приобретает реализация направления, предусматривающего повышение уровня педагогической культуры родителей. Так как специалисты отмечают усиление чувствительности ребенка к разным воздействиям взрослого. Все это побуждает к внимательному отношению со стороны педагогов и родителей и оказанию ребенку поддержки в семье и за ее пределами, в образовательных учреждениях.

Актуальная задача по поддержке компетентности родителей состоит в терпеливом предоставлении им возможности вместе со специалистом эмоционально прожить как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер. Так же важно практически показать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия, переживания и мысли, рождающие искреннее и живое общение с ребенком в семье. В данном случае применяются практические методы общения, игровое моделирование способов поведения, методы социо-игровой педагогики.

Контрольно-оценочный этап предполагает анализ эффективности мероприятий программы. С этой целью используются: опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы.

Структура заседания “КРВ”

Структура отдельного занятия не жесткая. Она определяется составом группы (только родители, родители вместе с детьми), целями и темой заседания.

1. Приветствие.

Используется для создания рабочей обстановки, снятия напряженности, установления доверительных отношений.

2. Диагностическое упражнение.

Направлено на выявления конкретной проблемы по теме занятия, диагностику особенностей взаимодействия родителей и детей в заданной ситуации, анализ (обсуждение) трудностей в процессе воспитания.

3. Теоретическая часть.

Информационный раздел, где раскрывается суть темы встречи.

4. Практическая часть.

Поиск путей решения проблемы, отработка навыков взаимодействия родителей с детьми.

5. Рефлексия.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Таким образом, активное использование разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи повышения педагогической компетентности в вопросах воспитания, содействует отработке навыков взаимодействия родителей и детей, создает условия для расширения возможностей их взаимопонимания, а также способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. Активное участие родителей в занятиях данной программы и жизни детского сада в целом не только повышает эффективность сотрудничества в воспитательно-образовательном процессе, но и повышает статус дошкольного учреждения в глазах родителей.

Занятие из серии заседаний “Клуба родительских встреч”

Тема: “Взаимодействие с активными детьми в семье”

Цель:

  • Расширение представлений родителей об индивидуальных особенностях детей, проявлениях у них повышенной активности и необходимости учета этих особенностей в процессе воспитания.
  • Показ способов практических приемов общения с активными детьми, оказание психологической поддержки, оптимизация детско-родительских отношений.
  • Развитие интереса к нетрадиционным родительским встречам, обмен родительским опытом, повышение активности во взаимодействии друг с другом.

План работы.

  1. Знакомство.
  2. Игровое упражнение “Ладошки”.
  3. Сообщение “Почему дети такие разные?”.
  4. Работа в малых группах “Трудности воспитания активных детей”.
  5. Советы родителям “Как помочь активному ребенку”.
  6. Игры для активных детей и их родителей “Давайте поиграем!”.
  7. Подведение итогов. Рефлексия.
  8. Прощание в кругу “Огонек”.

Оборудование: доска (либо мультимедийная установка), мягкая игрушка, листы белой или цветной бумаги, карандаши, ручки, фломастеры, памятки, “медали”, 2 разрезные картинки.

Ход встречи

1. Знакомство в кругу “Давайте познакомимся!”

– Я, Светлана, я рада вас видеть! (Участникам встречи предлагается, передавая по кругу мягкую игрушку, называть себя в удобной для них форме и приветствовать соседа словами: “Я рад(а) вас видеть!).

2. Игровое упражнение: “Ладошки”.

Задание родителям:

  1. Обведите свою ладошку на листе бумаги, в середине ладони напишите имя Вашего малыша, и как обычно Вы его называете дома.
  2. На каждом пальчике напишите особенности поведения Вашего ребенка.

Обсуждение. Родителям предлагается прочитать, имя малыша, как его называют дома,
какие индивидуальные особенности поведения они записали. Ведущий обращает внимание родителей, каких слов больше с положительными или отрицательными чертами.

– Подумайте, почему ваш ребенок имеет эти черты характера, поведения, от чего они зависят? (Родители высказываются по желанию. Всем отвечавшим выдается медаль “За успехи в воспитании”. Психолог записывает варианты ответов на доске).

– Послушайте, что по этому поводу говорят психологи.

3. Сообщение “Почему дети такие разные?”.

Одни дети бойкие и активные, другие – тихие и застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие – плачут и с трудом привыкают к детскому коллективу. Ответить на этот вопрос не так просто. Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами. То, каким будет ребенок, зависит от врожденных особенностей – темперамента, типа нервной системы, физического здоровья; от условий жизни; от того, каких принципов воспитания придерживаются родители...

Ребенок может сильно отличаться от родителей, и тогда возникает естественное желание изменить его. Например, быстрой, активной маме трудно смириться с тем, что ее малыш делает все медленно. Она старается “перевоспитать” его, однако нередко результаты ее стараний оказываются прямо противоположными, поскольку некоторые качества изменить невозможно, да и не нужно. Важно уметь принимать малыша таким, какой он есть, помогая ему приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием. Какие-то особенности зависят от возраста детей – например, в 3 года многие дети становятся особенно упрямыми и капризными, в 4-5 лет активно развивается воображение, и дети становятся фантазерами. Иногда следует просто запастись терпением и спокойно принимать происходящее с ребенком.

Итак, индивидуальные особенности детей определяются многими факторами (информация дублируется на доске):

  1. Врожденные особенности: темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик); тип нервной системы (сильная, слабая); особенности физического здоровья.
  2. Условия жизни ребенка и его социальное окружение: удовлетворительные, учитывающие потребности ребенка; неудовлетворительные асоциальные и т.д.
  3. Принципы воспитания: систематичность, последовательность, постоянство, требовательность, уважительность, личный пример и т.д.
  4. Стиль воспитания родителей: демократический, либерально-попустительский, авторитарный; “Золушка”, “козел отпущения”, “кумир семьи” и др. (Приложение 1).

Некоторые особенности поведения напрямую определяются воспитанием в семье, и в этом случае, важно хорошо представлять себе, как ваши методы воспитания, атмосфера в семье могут сказаться на ребенке.

Обсуждение. Родителям предлагается самостоятельно вспомнить и добавить из чего еще, по их мнению, складываются индивидуальные особенности ребенка.

– Уважаемые родители, с чем Вы согласны, что требует объяснения, дополнения, с чем хотели бы поспорить? (Всем отвечавшим выдается медаль “За успехи в воспитании”).

4. Работа в малых группах “Трудности воспитания активных детей”.

Родителям предлагается перечислить трудности, с которыми они сталкиваются при воспитании активных детей.

Затем участники разбиваются на подгруппы с помощью задания – игрового приема социо-игровой педагогики. Компании совместно будут выполнять задание.

Объединение в компании: У каждого родителя в руках часть одной из картинок. Необходимо каждую из картинок собрать в целое 2 разрезанные картинки на разном фоне, с изображениями шаловливых, радостных, играющих детей. Таким образом, участники объединятся в 2 компании.

Компании совместно будут выполнять следующее задание. Находят, обсуждают и записывают способы преодоления трудностей в воспитании активных детей (способы взаимодействия с ними, бесконфликтные решения проблем в общении). По окончании работы, при обсуждении обе компании совместно выбирают наиболее эффективные и оригинальные решения проблем в общении с активными детьми. За активную работу выдается “медаль”.

5. Советы родителям “Как помочь активному ребенку”.

Родителям раздаются памятки “Как помочь активному ребенку” (Приложение № 2). После ознакомления родители выполняют следующее задание.

Попробуйте объяснить, почему не следует:

– Навешивать на ребенка “ярлыки” – “копуша”, “застенчивый”, “злой” и т.д.

– Пытаться изменить ребенка, сделать его таким, как вам хочется. Если ребенок уродился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым, как бы вам этого ни хотелось.

– Сравнивать ребенка с другими детьми.

– Кричать на ребенка, наказывать его за то, в чем он не виноват.

Подумайте, почему следует:

– Принимать ребенка таким, какой он есть, подчеркивать его достоинства, сильные стороны.

– Оказывать ему поддержку, помогая преодолевать трудности.

– Быть последовательным в воспитании, твердо осознавать, что вы разрешаете ребенку делать, а что запрещаете.

– Быть внимательным к нуждам и потребностям малыша.

– Осознавать, что со временем ребенок меняется и на каждом возрастном этапе ему могут быть присущи определенные особенности (Всем отвечавшим выдается медаль “За успехи в воспитании”).

Психолог подводит родителей к следующему выводу.

Вы можете помогать ребенку расти, ощущать себя хорошим и нужным, понимая и учитывая закономерности его развития и бережно относясь к его индивидуальности.

6. Игры для активных детей и их родителей “Давайте поиграем!”.

“Да и нет” (5-6л)

Цель: развитие произвольности регуляции деятельности.

Вы, наверное, все знаете игру ““Да” и “нет” не говорить, черное с белым не носить”. Предлагаю поиграть в похожую игру, определить, кто самый внимательный. Каждому из вас по очереди будут заданы вопросы, на которые проще всего ответить “да” и “нет”, однако есть правило: их запрещено произносить. Например: “Ты ходишь в школу?”, “Ты был на Северном полюсе?” и т. п. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Усложнение: ответить на вопрос наоборот. Например, вопрос: “Ты был на Северном полюсе?” – ответ “Конечно был”.

“Рыбаки” (3-6л)

Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.

Для игры понадобятся пластиковые (в младшем возрасте магнитные) или бумажные рыбки с кольцами и удочки с крючками. Каждому игроку дается минута, чтобы поймать на крючок как можно больше рыбок.

“Черепаха” (5-6 л)

Цель: развитие способности контролировать свои движения.

Участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего “Раз, два, три! В гости пошли!” участники начинают движение. Ведущий следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. По сигналу “Стоп!” – все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

“Представьте себе, что все мы – черепахи – я большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде “Раз, два, три! В гости пошли!” вы можете идти, нигде не останавливаясь. Помните: вы черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов. Торт будет готов, когда ведущий скажет: “Стоп!”.

“Маленький зверек” (4-6л)

Цель: воспитание сочувствия, заботливости.

Ведущий просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст: “Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами, убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза”.

Психолог благодарит родителей за активное участие, самым активным игрокам можно раздать медали, маленькие подарки, например фигурки животных, поделки детей, оригами или рыбок для игры в “рыбака”.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, подсчитаем, кто был самым активным по количеству полученных медалей (родители вместе с психологом подсчитывают, у кого больше награждений и аплодируют победителю).

– Уважаемые родители, я прошу Вас поделиться своим отношением к сегодняшней встрече. Привлекательна ли для вас такая активная форма проведения родительских встреч, чем традиционные собрания?

– Прикрепите карточки с солнышками на доску, если вы получили ответы на свои вопросы, полезные рекомендации, практический материал для игр с детьми, научились чему-то новом, услышали интересный родительский опыт.

8. Прощание в кругу “Огонек”.

– Чтобы завершить сегодняшнюю встречу я прошу встать в круг, взяться за руки и взглядом по кругу передать улыбку соседу.

– До свидания, жду Вас на следующей встрече!

Литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа – СПб.: Речь, 2005.
  2. Карпова Е.В., Лютова Е.К. Психолог в детском саду 2004, № 3.
  3. Шипицина Г.М., Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Яковлева Н.Н., Демьянчук Р.В. и др. / Комплексное сопровождение детей дошкольного возраст / Под ред. Шипицыной Л. М. – СПб.: Речь, 2003 .