Практические задания в коррекционной школе VIII-го вида

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Введение.

Об образовательном и развивающем значении математики в жизни ребенка говорили П.Я.Гальперин, С.Я.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и другие учёные- дефектологи. Математика как учебный предмет играет особую роль в развитии познавательных процессов школьников с проблемами в развитии.

В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, к труду и семейной жизни. Одним из важных направлений школы VIII вида является подготовка учащихся с нарушением интеллекта к жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку учащихся к профессионально-трудовым навыкам.

Изучение литературных и методических источников, а также собственные исследования особенностей математических представлений и понятий у учащихся с нарушением интеллекта помогли мне выявить наличие трудностей в овладении учащимися новым для них способом деятельности и переноса его на сходное задание. Проблема обучения детей с нарушением интеллекта обусловлена не только недостаточной сформированностью психических процессов, но и в некоторых случаях, недостатками организации обучения таких детей.

Обучая учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными.

В связи с этим весьма актуальным является переход от предметной, наглядной основы к формированию доступных математических понятий. Необходимо подводить учащихся к обобщениям, и на их основе выполнять практические работы, используя полученные знания в реальной жизни.

Поэтому передо мной встал вопрос о необходимости разработки комплекса различных математических занятий, способствующего развитию способностей к интеллектуальному поиску, отходу от стандартного мышления.

Считаю, что использование данных материалов даст возможность успешней сформировать математические понятия у учащихся с нарушением интеллекта и использовать имеющиеся знания, умения, навыки в новых обстоятельствах, в тех или иных жизненных ситуациях, таким образом, в определённой мере подготовить учащихся к социальной адаптации.

Подходы к организации математических занятий.

С психологической стороны процесс обучения математике отражает основные положения теории учебной деятельности, среди структурных компонентов которой ведущую роль играет познавательный интерес. Особое значение приобретает учет познавательных интересов при обучении детей с нарушением интеллекта. У таких детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Для повышения интереса таких детей к процессу обучения необходимо, чтобы учебный материал был посильным и личностно значимым.

Психологи предлагают развивать познавательный интерес через усвоение учащимися общественного смысла учения и саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. Организацию учебного процесса авторы рекомендуют осуществлять через раскрытие ребёнку сущности, лежащей в основе всех частных явлений.

Известно, что у любого ребёнка посредством обширных ассоциативных связей, а также связей, функционально объединяющих разные отделы коры головного мозга, обеспечивается функциональное единство всех высших психических процессов. Однако, у школьников с общим интеллектуальным недоразвитием с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное недифференцированными, что приводит к грубому уподоблению знаний. Алгоритмы решения каких-либо практических или умственных задач формируются очень медленно, причём чаще это не алгоритм, а косный стереотип, который не работает при малейшем изменении условий познавательной задачи.

Обучая школьников с проблемами в развитии, необходимо учитывать, что знания, получаемые ими, должны быть осознанными. В связи с этим, на мой взгляд, актуальными являются разработки курсов обучения А.М.Щербаковой (интегрированные занятия СБО и математики) и И.М. Бгажноковой экономический практикум для детей с нарушением интеллекта.

Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, выбирать и оплачивать разнообразные услуги и прочее, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретённого опыта недостаточно. После окончания школы подросткам и взрослым, умственно отсталым лицам, предстоит вступать в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту. Именно этим обусловливается введение в программу курса математики занятий экономического характера, имеющих практическую направленность.

Разработка комплекса занятий.

Наличие трудностей в овладении учащимися новым для них способом деятельности и переноса его на сходное задание можно объяснить как особенностями мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта, так и, по моему мнению, недостатками разработанной системой занятий, направленных на развитие операций сравнения, обобщения, классификации.

В связи с этим мною был разработан комплекс различных математических занятий, способствующий развитию способностей к интеллектуальному поиску, для того, чтобы появилась возможность успешней сформировать математические понятия у учащихся с интеллектуальным недоразвитием и в определённой мере подготовить их к социальной адаптации.

На уроках математики предлагаю использовать следующую тематику занятий и примерный перечень возможной постановки задач социальной адаптации:

1. Личная гигиена.

Задача: Отработать и закрепить навыки соблюдения личной гигиены, предупреждение заболеваний.

Тематика: Стоимость - цена. Необходимые и дополнительные траты на предметы личной гигиены.

Задача: Формировать возможность жить в домашних условиях, бережно относиться к собственности. Уметь пользоваться услугами различных жилищно-эксплутационных служб.

Тематика: Дороже - дешевле. Стоимость: посуда, моющие средства, холодильник, ванная, мебель

2. Одежда и обувь.

Задача: Научить делать покупки и обосновывать свой выбор.

Тематика: Год. Времена года. Месяц. Дороже - дешевле. Стоимость. Сравнение цен. Что дешевле: сохранить или купить? Нужно ли детям покупать дорогие вещи?

3. Бюджет.

Задача: Формировать умения планировать бюджет, распоряжаться деньгами и уметь их распределять. Вступать в социальные взаимоотношения, уметь вести хозяйство.

4. Торговля.

Задача: Научить вступать в социальные взаимоотношения, уметь вести хозяйство, делать покупки.

Тематика: Дешевле - дороже. Выбор места покупки в зависимости от дохода семьи. Распродажа. Рыночные и магазинные цены. Опт- розница.

Примерные задания:

Вы всю неделю провели на реке Ангара - рыбачили. Поймали 5 вёдер рыбы хариус по10 кг в каждом ведре.

а) Сосед вам предлагает обменять 3 ведра рыбы на 3 таких же ведра с клюквой.

Выгодно ли это, если:

цена 1кг рыбы хариус - 70р

цена за 1кг клюквы - 50р

б) Если вы не согласны на сделку с соседом, что вы будете делать с рыбой?

- продадите по 1кг, так чтобы что-то и себе осталось?

- продадите всю рыбу и отправитесь опять на рыбалку?

- оставите себе все 5 вёдер, но выгодно ли это?

5. Питание.

Задача: Формировать ответственность за своё здоровье, через организацию правильного питания. Правильно вести себя дома и вне дома при приеме пищи.

Тематика: Расчет питания на день, неделю, месяц. Стоимость блюда (расчет по рецепту).

Примерные задания:

Внимательно прочитай или прослушай:

Мальчик пошел в магазин и купил:

500 гр. масла, полкило колбасы, 1литр молока, 2кг картофеля.

Ответь на вопросы:

- Сколько сахара должен купить мальчик, чтобы общий вес продуктов был равен 5кг?

- Можно ли из продуктов, купленных мальчиком, приготовить творог? А пюре? Расскажите, как это сделать.

Таким образом, считаю, что построение обучающего комплекса математических занятий с практическим содержанием экономического характера способствует более успешному формированию математических знаний, умений и навыков у учащихся с общим интеллектуальным недоразвитием.

Данная работа нашла отражение в построении мною целостной системы уроков математики в начальных классах в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, где особую роль играют арифметические задачи.

Одним из важных этапов на уроках математики является решение арифметических задач. Данная работа помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, математических понятий, отношений, закономерностей, конкретизировать их, связать с определённой жизненной ситуацией.

Велика роль решения задач в подготовке детей с нарушением интеллекта к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности.

Опыт моей работы показывает, что подготовку к решению арифметических задач следует начинать с обогащения и расширения практического опыта учащихся, ориентировки их в окружающей действительности. Учеников необходимо ввести в ту жизненную ситуацию, в которой приходится считать, решать задачи, производить измерения (инсценировать задачу). Считаю, что необходимо широко использовать как один из приёмов обучения решению задач, составление задач самими учащимися. Составление задач помогает школьникам с нарушением интеллекта лучше осознать жизненно-практическую значимость задачи, глубже понять её структуру, а также различать задачи различных видов, осознать приёмы их решения. Очень полезно, когда для составления задач учащиеся привлекают материал, «добываемый» ими во время экскурсий, из газет, журналов и т.д., тем самым возможно показать ученикам, что задачи ежедневно ставит сама жизнь и уметь решать такие задачи – значит подготовить себя к ориентировке в окружающей действительности.

В начальных классах в начале урока математики для разминки или на этапе организационного момента я использую следующие задания:

Попробуй назвать:

  • первый день весны;
  • первый день последнего месяца весны;
  • последний день последнего месяца учебного года;
  • если сегодня суббота, какой день недели будет послезавтра;
  • Скажи: если в 10 часов вечера на улице шёл дождь, может ли через 5 часов на небе светить яркое солнце? Докажи. И т. д.

Для лучшего усвоения материала на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы вся информация, преподносимая учащимся с общим интеллектуальным недоразвитием должна быть социально значима для них. Исходя из этого, для решения задач я подбираю материал, связанный с их собственной жизнью: домашним бытом, учёбой, отдыхом, предполагаемой различной деятельностью во взрослой жизни.

Примерные варианты задач:

  • Скоро наступят зимние каникулы. Возможно, ты отправишься на лыжную прогулку с мамой или друзьями. Попробуй решить следующие задачи:

1. В день поездки рассвело в 9ч 30 мин утра, а стемнеет в 16ч 30 мин.

  • а) Сколько часов будет светло в этот день?
  • б) Сколько времени ты сможешь покататься, если поедешь на лыжную базу в поселок Невон в 10 часов утра? (Дорога до базы и обратно занимает 2 часа).

2. До лыжной базы можно доехать на автобусе. Автобусный билет стоит 15 рублей. У тебя десять монет по 50 копеек, пять монет по1 рублю и 2купры в 10 рублей. Хватит ли этих денег на две поездки в автобусе?

  • У хозяина 60 кроликов. Из них 26 белых кроликов, серых - на 8 кроликов меньше. Остальные кролики пёстрые. Сколько пёстрых кроликов у хозяина?

Задачу необходимо инсценировать. (Выбирается сильный ученик - ч.п., разводчик кроликов.) В последующей работе над данной задачей несколько раз задаётся вопрос: а может ли такое быть на самом деле?

Успешность реализации данной программы, по моему мнению, повышает уровень сформированности математических представлений у учащихся с нарушением интеллекта.

Над данной темой я работаю с 2003г., опыт моей работы с учащимися как среднего, так и младшего звена подтвердил социальную значимость уроков математики с практической направленностью, помог более успешно организовать коррекционно-развивающую работу.

В течение этого времени наблюдалась стабильно положительная динамика в развитии умения решать различного вида задачи в соответствии с программными требованиями. Результатом чего явилось повышение качества усвоения программного материала по математике. Это наглядно можно проследить по мониторингу представленному в приложении (Таблица 1).

Анализ результатов показал, что у учащихся с нарушением интеллекта в течение учебного года незначительно, но повышается уровень сформированности умения решать задачи. Однако, наблюдая динамику продолжительное время, с 1 по 3 класс, можно убедиться, что уровень повышается значительно, это можно проследить по Таблице 2.

Систематическая работа по данной проблеме, показывает, что повышается не только уровень сформированности умения решать задачи, но и качество усвоения учебного материала по математике (Таблица 3).

Таким образом, по результатам мониторинга, можно сделать вывод, что в повышении качества усвоения учебного материала по математике сыграло немаловажную роль построение обучающего комплекса математических занятий с практическим содержанием экономического характера.

Заключение

Работа по теме: «Использование на уроках математики заданий практического характера, как одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса в рамках специальной (коррекционной) школы VIII вида», помогла выявить ряд трудностей в овладении учащимися новым для них способом деятельности и переносом его на сходное задание. Несформированность данных способностей не позволяла учащимся успешно овладевать математическими знаниями, умениями и навыками.

Проверка эффективности использования предложенной мной методики показала, что построение обучающего комплекса занятий с практическим содержанием экономического характера способствовало более успешному формированию математических знаний, умений и навыков у учащихся с проблемами в здоровье.

В рамках актуальности этой темы мною был обобщен имеющийся опыт использования интеграции с социально-бытовой ориентацией курсов математики, систематизированного курса основ экономики, имеющего практическую направленность.

Считаю, что моя работа в этом направлении в условиях Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, помогает в решении ряда актуальных задач:

  • повышение качества образования по предмету,
  • умение решать задачи социально значимые для учащихся с интеллектуальным недоразвитием,
  • повышение мотивации к обучению математике.
  • повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.

Список литературы.

    1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. – М., 2001.
    2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М., 1998.
    3. Луксина Л.А. Связь с жизнью – один из методов активации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 1982. - № 5.
    4. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – СПб., 1996.
    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2. – М., 1989.
    6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
    7. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и её друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. В 2-х ч. – М. – Самара, 2001.
    8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1988.
    9. Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития детей. – Иркутск, 2000.
    10. Щербакова А.М. Новая модель в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы. – М., 2002.

Приложение 1

Презентация.