Цель:
- Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных во множественном числе, с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
- Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
- Развивать речь, память мышление, умение анализировать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
(2 слайд)
– Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.
– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
(Открывается запись на доске:)
Урок
- интересный
- познавательный
- развивающий
- плодотворный
– Поясните каждое понятие. Что общего в этих словах?
II. Повторение пройденного
(4 слайд)
– Что такое прилагательное?
– Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
– Как изменяется прилагательное в единственном числе? (Окончание повтор по таблице)
– Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?
– Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?
– Итак, вы сказали, что урок должен быть ______________
– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
– Какими должны быть на уроке ученики? (отвечают ученики)
Запись на доске
Ученики:
- активные
- думающие
- работоспособные
- внимательные
- аккуратные
- дисциплинированные
– Сможете стать такими?
– Что общего в данных словах?
– Скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?
– Назовите тему урока.
III. Тема: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
(7 слайд)
– Что, по вашему мнению, вы должны узнать и научиться
Цели.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прилагательных во множественном числе.
– Будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа
Продолжим учиться грамотно отвечать на вопросы, красиво и грамотно писать.
IV. Каллиграфическая минутка
(9 слайд)
– Выделим окончания имен прилагательных во множественном числе.
– Назовите их.
– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончаниями прилагательных во множественном числе.
– Определите порядок написания букв в данной цепочке:
ыеиеие иеыеые
(В первой цепочке после окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во втором написании наоборот)
Напишете эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.
V. Словарная работа
Живописная (яжиавносип), активный (ыкйатнив), деликатное (едолеикнта), серебряные (еснырбеяре)
Работа в парах
- Расшифровать слова и записать их в тетрадь.
- Определить род.
Проверка
- Прочитайте слова
- Проверим написание слов по доске
- Назовите буквы, которые надо запомнить.
- Определите род
- Какое слово вызвало затруднение?
Возникает вопрос, а изменятся ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?
Это, нам предстоит узнать
VI. Работа над новым материалом
(9 слайд)
Уч.: Сегодня мы с вами проведем исследование учебного материала по теме имени прилагательного во множественном числе, вы ответите на поставленные перед вами вопросы, самостоятельно сделаете выводы и объясните учебный материал другим.
– Вопросы, на которые вы должны будете ответить.
(На доске.)
- Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
- Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
- Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
- Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
Работаем в группах.
– Приступаем к исследованию имени прилагательного.
1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
- Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
- выделите окончания имен прилагательных.
- Изменяются ли окончания имен прилагательных?
- В каких падежах окончания сходны в каких различны?
Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.
2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний
- Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
- выделите окончания имен прилагательных.
- Составить таблицу окончаний.
- В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
Им.п. | Какие? | -ые, -ие |
Р.п. | Каких? | -ых, -их |
Д.п. | Каким? | -ым, -им |
В.п. | Какие? | -ые, -ие |
Т.п. | Какими? | -ыми, -ими |
П.п. | (о) каких? | -их, -их |
Вывод. Запишите его в таблице.
3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
- Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
- Выделить окончания имен прилагательных.
- Поставить ударение в именах прилагательных
- Сравнить ударные и безударные окончания.
- Как можно проверить безударные окончания прилагательных?
Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.
4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
- Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
- Выделите окончания имен прилагательных.
- С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
- Менялись ли окончания прилагательных?
- Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?
Вывод. Сделать вывод. Записать его.
5 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей
- Выделить окончания имен прилагательных.
- Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
- Как определить падеж имени прилагательного?
Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.
Проверка
Все работали со словосочетаниями: стройные березы, маленькие кусты
1. Проверим как вы просклоняли данные словосочетания, называет каждая группа по словосочетанию
Какие окончания написали в прилагательных?
Уч: -каждая группа проводила исследование, и отвечала на поставленные вопросы
Мы слушаем их выводы
свое
2. Выступает представитель от группы
Обобщение по плану
Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам?
Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?
- Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
- Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
- Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
- Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
Оформление памяток
Закреплении нового
1. Физминутка (сидя за партами)
Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх
низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.
2. Вставить окончание и определить падеж
(на доске)
О морозных днях (П.п.), в зимних шубках (П.п.) снежных хлопьев (Р.п.) Холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в раскошных, зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), в серебристым инеем (Д.п.), стройные березки (И.п.)
1. Записать в тетрадь и определить падеж
2. Проверка
Фронтальная работа
Прочитайте словосочетании, назовите окончания, падеж
Творческая работа
Используя данные слова, написать мини– сочинение на тему «Зимний лес»
Подготовительная работа
– Посмотрите иллюстрации с изображением зимнего леса, как великолепна картина зимнего леса!
А так зимний лес изобразила наша художница
Редванская Влада (Картина учащейся)
Сейчас вы прослушаете произведение П.И. Чайковского Времена года
Вслушиваясь в музыку, напишите, как вы представляете себе зимний лес
Проверка
Дети зачитывают сочинения по желанию
VII. Итог урока
Закончите предложения.
На уроке
- я узнал …
- я научился …
- мне понравилось…
Моё настроение …
Источники:
- Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
- Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие по русскому языку»