Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку становиться нелегкой задачей для педагогов английского языка в последнее время.
Освоение современных технологий обучения, правильный выбор методических пособий, роль учителя и заинтересованность самого ученика, позволяют достичь высоких результатов при сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Главным помощником в учебном процессе становятся учебные пособия. На сегодняшний день существует большое количество учебных пособий разных изданий, которыми пользуются преподаватели английского языка при подготовке к ЕГЭ.
Пособия направлены на выполнение готовых заданий, но не дают методики, этапов и форм работы для подготовки учащихся для выполнения этих заданий в формате ЕГЭ.
Учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий в разделе “Говорение” и “Письмо”, так как словарный запас ограничен и порой отсутствуют навыки грамотного составления коммуникативных типов предложения. Содержание экзамена требует продуцирования связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика), разных типов диалога, передачу основного содержания прочитанного или увиденного с выражением своего отношения, оценки и аргументации, рассуждение о фактах и событиях. Без знания лексики и умения использовать лексический запас с содержанием экзамена не справиться.
В связи с этим, возникла необходимость в использовании лексических карточек, систематизированных по межтемному принципу. Накопление лексического материала следует проводить в системе, примерно с восьмого класса, так как такая работа требует длительного времени.
Работа с тематическими карточками позволяет учителю реализовывать разноплановые задачи:
1. Учить учащихся использовать изученную лексику в разных разговорных темах.
2. Системно повторять усвоение лексического материала, изучаемого на протяжении длительного периода.
3. Закреплять определенные грамматические структуры и устоявшиеся выражения.
4. Учить использовать карточки в разных видах речевой деятельности (в письме, говорении, чтении и аудировании).
5. Повышать мотивацию и вызывать у учащихся желание говорить на английском языке.
Этапы построения работы по topic card assistant:
I этап: карточка составляется конкретно по теме, используется лексика учебника и дополнительные источники;
II этап: обучение учащихся употреблять лексику двух тем сразу (например “Sport” и “Family”);
Ш этап: составление учителем смешанной карточки (mixed card assistant) как пример;
IV этап: составление карточки самим учащимся.
Пример составления карточки:
I. Составляем карточку согласно этапам.
Например, говорение на тему “Reading Books”. В учебнике предлагаются следующие выражения:
1. to be our great favorites since childhood;
2. to stay in our memory for ever;
3. to read for pleasure or for information;
4. to arouse admiration;
5. to appeal to somebody’s interest;
6. to portray life truthfully;
7. to aroused emotions in you such;
8. to have a good sense of humor;
9. to be influence by good examples;
10.to take a keen interest in something;
11. to be very well-read;
12. to bring pleasure and delight;
13. to develop somebody’s imagination can stand doing something;
14. to take particular care to;
15. to show somebody the right way to do;
17. to do someone good;
18. to take place in;
19. to make refreshing change in doing something;
20. to face serious problems.
II. Используем эту же карточку для разговора на другую тему.
Составляем предложения с выражениями из пособия “English” Л.В.Хрусталева, В.Н.Богородитская:
1. to be our great favorites since childhood;
2. to stay in our memory for ever;
4. to arouse admiration;
5. to appeal to somebody’s interest;
7. to aroused emotions in you such;
8. to have a good sense of humor;
9. to be influence by good examples;
10. to take a keen interest in something;
11. to be very well-read;
12. to bring pleasure and delight;
13. to develop somebody’s imagination can stand doing something;
14. to take particular care to;
15. to show somebody the right way to do;
17. to do someone good.
Данные выражения можно использовать в темах “About myself”, “My family”, “My friend”, “Sport”, “Travelling”, “Leisure time”, “Hobbies”.
III. Рассказывая о себе, ученик может составить следующее высказывание, например, по теме “Sport”:
Doing sports and collecting stamps are my great favorites since childhood. I take a great interest in sports and I am keen on playing with my friends. I am influenced by good examples of our brilliant football players such as Arshavin, Pavluchenko, Eonov and who really arouse my admiration. At the same time I can’t stand playing tennis, jumping and wrestling. As for my collections of stamps they develop my imagination and bring me pleasure and delight when I look them through with my friends and relatives.
IV. Ученик составляет карточку, которую он в дальнейшем будет использовать на уроке. Вся карточка не может быть использована, но определенные выражения могут быть выбраны учащимися. Следовательно, лексика повторяется неоднократно и при таком запоминании легко воспроизвести свои знания во всех разделах ЕГЭ.
Таким образом, предлагается один из возможных вариантов накопления, использования и закрепления лексики для подготовки к сдаче ЕГЭ.