Цели и задачи урока:
1. Изучить ФГП материка. Учить определять черты сходства и различия в ГП Австралии.
2. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.
3. Продолжить развивать умение работать с географическими картами, текстом учебника;
4. называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии.
5. Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор посредством элементов игры и проблемных вопросов.
6. Воспитание чувства коллективизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Австралии, карты атласа; портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система и мультимедийный диск (География -7 класс “Наш дом – Земля”, ПК, компьютер, раздаточный материал: план описания материка, текст для заполнения, слайды презинтации.
Ход урока
I. Организация учащихся на урок.
II. Активизация знаний, умений.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать с картой, с текстом учебника, с контурными картами. Давайте постараемся работать так, чтобы каждый получил хорошую оценку. Но, прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, какую мы изучаем сейчас тему?
Работа по вопросам:
1.Какие материки относятся к южным? 2.В состав какого материка они входили в геологическом прошлом? 3.Какой материк мы изучили полностью? 4.Что мы узнали о материке “Африка”?
Учитель: Спасибо, ребята! Вы много интересного рассказали о материке.
Давайте вспомним по какому плану мы изучаем материк.
(1. ГП, 2.Рельеф. З. Климат.4. Внутренние воды.5.Природные зоны. 6.Население.)
Учитель: Правильно. Изучая Африку, мы узнали, что Африка самый ... какой? (жаркий)
Почему? (Ответы учащихся)
III. Изучение нового материала.
Звучит музыка с мультимедийного диска.
1. Вступительное слово учителя.
А вот с каким следующим материком мы познакомимся сегодня, вам поможет узнать отрывок из стихотворения Г.Усовой, который я вам прочитаю. Внимательно послушайте, чтобы потом ответить на вопрос. О каком материке идет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Taм протекают реки без воды.
(Они в пустыни пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение.
Учитель: ( И так, какому материку соответствуют строки стих – я?)
Ответ детей: (Австралия)
Учитель: Молодцы! Вы правильно определили название материка. И так, сегодня мы начнем изучать материк Австралия. Познакомимся с самым загадочным, таинственным и любопытным материком!
Задача нашего урока: познакомиться с ГП и историей открытия Австралии, знать имена путешественников, научиться находить на карте объекты береговой линии, определять ГП, крайние точки. А для этого я вам предлагаю отправиться в воображаемее путешествие по материку.
Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. “Терра инкогнито”, как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. По сути дела, вся страна – это заповедник мирового значения, причем 80% животных – эндемики, так как встречаются, только здесь.
- Демонстрация слайдов.1, 2 (краткий обзор).
- Задание: Записать в тетрадях число, тему и план урока. Слайды 3,4.
Учитель: Интересно? Но более подробно с природой материка познакомимся на следующих уроках. И так мы отправляемся в путешествие. Что нам необходимо знать и уметь в первую очередь о том материке, куда мы отправляемся?
Ответ детей: Географическое положение и историю открытия этого материка.
3. ФГП. Практическая работа.
Учитель: Пользуясь физической картой Австралии и картой полушарий, планом в Приложении, определим ФГП материка. Выделим, что общего и каковы различия в физико-географическом положении Австралии, Африки.
(Учащиеся определяют ФГП материка, находят крайние точки, определяют их координаты, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток)
4. Работа с физической карой мира и физической картой Австралии.
Задание 1. Что общего и каковы различия в физико-географическом положении Австралии, Африки.
Заполнить таблицу
Общие черты Различия 1. 2.
3.
4.
5.
1. 2.
3.
4.
5.
(Работа с физической карой мира и физической картой Австралии.)
Задание 2. Отметьте и подпишите крайние точки материка.
(Работа с контурной картой)
- Север – мыс Йорк;
- Юг – мыс Юго – Восточный;
- Запад- мыс Стип – Поинт;
- Восток – мыс Байрон.
Демонстрация слайдов
(показать крайние точки на физической карте Австралии у доски). Слайды 5,6,7.
Задание 3. Определите координаты крайних точек материка.
Задание 4. Определите протяженность материка с севера на юг и с запада на восток
Учитель. Когда выполните задание, проверьте себя.
(Ответы записаны на доске) Слайд 8,9.
Учитель. Нам необходимо исследовать береговую линию Австралии.
Давайте внимательны будем. Что мы увидим?
- Моря – Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское.
- Проливы – Торресов, Басов.
- Заливы – Большой Австралийский, Карпентария.
- Острова – Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
- Полуострова – Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс Йорк, мыс Юго-Восточный, мыс Северо-Западный, мыс Байрон. Слайд 10-12.
(Уч-ся внимательно изучают береговую линию, затем читают вслух текст учебника на стр. 148 и отвечают на вопросы)
1. Как изрезаны берега Австралии?
2. Где расположены крупные порты? Почему?
3. Почему вдоль северо-восточной части Австралии образовался “Большой Барьерный Риф”
Учитель: А сейчас отметьте найденные объекты на к/к
Задание 5. Работа с контурными картами ( Уч-ся раздаются списки номенклатуры по береговой линии материка, предлагается отметить объекты на К/К).
(Раздать уч-ся списки номенклатуры по береговой линии материка)
Вывод: ( Вывод делают учащиеся)
Откроем атласы и определим ГП этого материка и назовем особенности, которые Вы увидели. (Ответы учащихся)
2. История открытия.
Учитель: Австралия была открыта европейцами позже других материков. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля.
Давайте узнаем, как же открыли Австралию.
- Сообщения учащихся о путешественниках.
1. Исследование Австралии Л.Торресом.(1606г. испанец открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк назвал Торресовым.
2. Исследование Австралии Абелем Тасманом (он исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642г. остров, позже названный его именем — Тасмания)
3. Исследование Австралии Д, Куком.(1770г, 18 в. открыл восточное побережье Австралии).
Задание 5: Внимательно прослушав сообщения учащихся, записать в тетрадях фамилии путешественников. Слайды 13-18
Запись в тетрадь, путешественники:
- Виллем Янсзон.
- Л.Торрес.
- Абель Тасман.
- Джеймс Кук.
Задание 6. Заполнить таблицу.
Исследователи и путешественники | Дата. Что исследовали и открыли? |
1. 2. 3. 4. 5. |
Учащиеся заполняют таблицу.
Учитель. 1. Давайте выделим одну из особенностей материка. 2. Почему материк был открыт позже всех. 3. Когда был окончательно открыт материк и кем
Учащиеся.
1) Главная особенность Австралии – удаленность от других континентов.
2).Мы узнали, что Австралия- материк отдаленный от других континентов громадными океаническими пространствами.
3). Значит, изучен он был позднее, но это не значит, что материк был необитаем. И т. д.
IV. Закрепление.
Учитель. Ну, вот мы и познакомились с ЭГП и особенностями Австралии. Давайте подведем итог. У вас есть контурные карточки. Закроим атласы и отметим объекты, которые мы изучили на этом уроке.
1.Остров Тасмания.
2.Торресов пролив.
3.Все крайние точки и напишем их название.
4.Озеро Эйр.
5.Столицу- город Канберра.
6.Тиморское море.
7.Коралловое море.
8.Большой Австралийский залив.
9.Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко.
10.Остров Новая Зеландия.
Учитель. Открыли атласы и поверили правильность своих работ.
Задание 7. Вписать в кроссворд нужные слова.
Кроссворд “Географическое положение Австралии”
1. Самая восточная точка Австралии
2. Крупный остров, расположенный севернее Австралии
3. Самая южная точка Австралии
4. Самая западная точка Австралии
5. Пролив между Австралией и Новой Гвинеей
6. Пролив между Австралией и Тасманией
7. Море, омывающее северо-восточные берега Австралии
8. Самая северная точка Австралии
9. Остров, расположенный к югу от Австралии
(Правильные ответы: 1 - Байрон; 2 - Новая Гвинея; 3 - Саут-Ист-Пойнт; 4 – Стип-Пойнт; 5 - Торресов; 6 - Басов; 7 - Коралловое; 8 - Йорк; 9 - Тасмания)
Учитель: Ответы на доске.
V. Итог урока. Ребята! Вы сегодня только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Австралии. Я надеюсь, что у вас возникло желание больше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного материка. Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите необычные домашние задания. Это – творческие проекты, они могут быть индивидуальные и коллективные. Благодарю всех за урок. Все были активны и показали хорошие знания карты и текущего материала.
VI. Задание на дом. Открыли дневники и записали домашнее задание: читать параграф 35,36. Составить кроссворд по теме урока.
Темы проектов: Создание презентаций по разным темам: “Эндемики Австралии”, “Природные уникумы”, и т.д. Сочинения, стихи об Австралии. Австралия в произведениях поэтов, писателей и художников. (Это задания по всей теме)
Слайд 19
VII. Оценки за урок.
Учитель: Самооценка. Слайд. 20