Цель: сформировать способность к сложению двузначных чисел в случаях, когда сумма - круглое число; отработать умения устного счета, повторить известные способы сложения двузначных чисел, закрепить умения решать задачи; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы.
Оборудование:
- у учителя: изображение мышки (или игрушка), таймер, графические модели, листочки настроения,листы с заданиями (см. в конспекте);
- у учащихся: учебник, тетрадь, графические модели.
Этапы урока | Содержание | Примечание |
1. Орг. момент (этап самоопределения) | На добрый путь всегда готовым будь! - Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы понимаете смысл этих слов? - И мы сегодня отправимся в добрый путь за знаниями. Но прежде давайте вспомним, с какими новыми примерами мы познакомились на прошлом уроке? ( На сложение двузначного числа и однозначного, когда в сумме получается круглое число.) - Сегодня на пути к знаниям мы продолжим тему сложения двузначных чисел и узнаем новый прием прием сложения. А сопровождать нас в пути будет наша маленькая гостья - мышка. |
На доске. |
2. Актуализация знаний | - Мышка принесла нам какое-то интересное
задание. Она передала его мне и хочет вместе с
нами выполнить его. Но она нас немного
стесняется, и поэтому пока спряталась в норку. - Тогда, взяли ручки, записывайте в тетрадях только ответы. На сколько 8 больше, чем 3? Первое слагаемое 40, второе - 10. Найти сумму. Уменьшаемое 38, вычитаемое 2. Чему равна разность? Запишите последующее число 41. Запишите предыдущее число 20. Увеличьте 28 на 20. Уменьшите 39 на 12. Утром мышка принесла в свою норку 12 зернышек, а вечером еще 8 зернышек. Сколько зернышек принесла мышка в норку за день? - Проверим. Мышка вместе с вами выполняла это задание. Давайте сверим свои ответы сее. (На 5, 50, 36, 42, 19, 48, 27, 20з.) ( После проверки учитель называет критерии постановки отметки, дети оценивают работу самостоятельно). - А вот и наша мышка-малышка! Она говорит, что вы молодцы, все неплохо справились с заданием. А те, у кого есть ошибки, что скажут мышке? (Мы еще потренируемся, и затруднений не будет.) - Ребята, давайте покажем мышке, что мы умеем работать в парах, и работаем быстро. Я раздам листочки с заданием для каждой пары, а вы должны по моей команде за 2 минуты выполнить задание, в котором надо решить примеры. 43 + 7= 19 +21 = 25 + 15 = 36 + 14 = - Внимание! Начали! - Проверим. Назовите ответ первого примера (второго, третьего, четвертого примера). У кого получился другой ответ? /Все варианты ответов учитель записывает на доске./ |
Открыть на доске изображение норки,
которое закрывает эталон ответов устного счета.
1 ученик на инд. доске пишет под "норкой".
Учитель снимает "норку" с доски.
Изображение мышки.
Раздать листы с заданием для каждой пары. Включить таймер. Открыть эти же примеры на доске. |
3. Постановка проблемы | - Сколько в классе мнений? - Чем последние три примера похожи на первый? (при сложении единиц получается 10.) - Чем они отличаются? (Мы прибавляли однозначное число, а здесь складываем двузначные числа, во втором слагаемом появились десятки.) - Почему мнения разделились? Чего мы не знаем? (Как складывать двузначные числа, когда при сложении единиц получается 10.) - Чем они отличаются? (Мы прибавляли однозначное число, а здесь складываем двузначные числа, когда при сложении единиц получается 10.) |
|
4. "Открытие" знаний | - Какой будет тема урока? (Сложение
двузначных чисел: 36 + 14.) - Что на прошлом уроке помогло нам разобраться в решении примеров? (Графические модели.) - Воспользуемся ими. Выложите графическую модель для примера 19 + 21. - По какому правилу мы будем складывать? (Десятки с десятками, единицы с единицами.) - Что получилось? (При сложении десятков получилось 3 десятка, а при сложении единиц -10.) - Чему равны 10 единиц? (1 десятку.) Замените на графической модели. - Что вы заметили (В ответе получилось круглое число, количество десятков увеличилось на 1.) - Пожмите друг другу руки пары, у которых получился правильный ответ. Остальные - исправьте неверные ответы. - Объясните решение остальных примеров. - Поднимите руки, у кого в примерах нет ошибок. Поставьте себе на полях "+". - Что общего у новых примеров? (единицы слагаемых в сумме составляют десяток, в ответе получается круглое число.) - Как в этом случае найти ответ? (В разряде единиц записать 0, а сумму десятков увеличить на 1.) |
Запись темы урока на доске.
1 ученик у доски, остальные на партах.
По одному с места. |
5. Первичное закрепление | - Откройте учебник на с. 12, №2.
Посмотрите, наша мышка встречает нас там. Она
хочет поработать вместе с нами и порадоваться
нашим успехам. - Читаем задание. - Объясните решение этого примера. (23 - это 20 и 3, 17-это 10 и 7, складываем десятки: 20 + 10 =30; складываем единицы: 3 + 7 =10. 30 + 10 = 40.) - Попробуйте решить такие примеры сами. Первый вариант №2(б), второй вариант №2 (а), объясняя себе в полголоса ход решения. - Повернитесь друг к другу и расскажите, как вы решали. - Теперь попробуем решать такие примеры в столбик. На какой номер надо посмотреть? (на № 3.) - Вспомните, как записываются примеры в столбик? (Единицы под единицами, десятки под десятками.) - С какого разряда начинаем складывать в столбик? (С единиц.) - Объясните решение первого примера. /По ходу объяснения напомнить детям о десятке, который запоминаем, и о том, где его надо записать./ (Далее решаются остальные примеры до тех пор, пока дети не заметят закономерность: во всех примерах ответ 90.) - Надо ли решать примеры дальше? (нет, можно сразу записать ответы.) - Составьте последний пример самостоятельно, учитывая закономерность. - Прочитайте свои примеры. - Отлично! Все хорошо справились с заданиями. Мышка очень рада за вас. |
1 ученик с места.
Работа в парах.
2-3 примера. |
6. С.Р. с самопроверкой в классе. | - Давайте покажем мышке, что мы умеем
самостоятельно справляться и с более трудными
заданиями. - Выполните №5 1 вариант -1, 2 столбик; 2 вариант - 3, 4 столбик. - Прочитайте задание. Примеры записывайте в столбик. На это задание отводится 2 минуты. - Проверим. Кто правильно выбрал и решил примеры, нарисуйте на полях солнышко. - Ученики, которые выполнили задание правильно, выполняют задание №4 на с.12. - У кого есть ошибки в выборе или решении примеров, решите примеры другого варианта. Выполните работу за 2 минуты. - Проверим. Кто решал №5 - сверьте с эталоном и, если ошибок нет, нарисуйте на полях солнышко. |
Таймер. Открыть эталон.
Закрыть эталон. Таймер. Эталон. |
7. Повторение. | - А сейчас выполним сказочное задание.
Это задача № 8 на с. 13 - Прочитайте задачу. Почему я назвала ее сказочной? (Со слов " внекоторомм царстве:." начинаются сказки.) - Что известно в задаче? - Что обозначает на схеме первый отрезок и его части? - Что обозначает второй отрезок и его части? - Что обозначает обоюдная стрелка? (Надо узнать, на сколько детей в одном доме больше или меньше, чем в другом.) - Можем ли мы это узнать? (Нет.Сначала надо узнать, сколько детей живет во втором доме.) - Как это узнать? (17-9 = 8 детей.) Так в каком доме детей больше и на сколько? - Задайте вопрос, который на схеме соответствует фигурной скобке. (Сколько всего жильцов в двух домах?) - Как это узнать? - Вы отлично справились с задачей. А вот мышке пора в свою норку. |
Решение задачи устно. |
8. Рефлексия | - Но перед расставанием давайте
напомним ей, с какими новыми примерами мы
познакомились на уроке? (Сложение двузначных
чисел, когда при сложении единиц получается 10, а в
ответе круглое - число.) - Как найти ответ в этих примерах? (В разряде единиц записать 0, а сумму десятков увеличить на 1.) - Кому еще надо поработать над этими примерами? - У кого все получилось? - Оцените работу класса на уроке. - Оцените свою работу. - Что мы скажем нашей мышке на прощание? - Ребята, давайте, чтобы наша мышка не скучала в своей норке, давайте напишем ей "письма". В них мы сообщим, какое настроение, состояние было у нас на уроке. Обведите на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию на уроке. |
Убрать мышку.
Раздать "листы" настроения. |
9. Д. З. | С.13, №5 (б), № 7 (на выбор), №9. Доп.задание: №10. |