Сложение и вычитание двузначных чисел 32 + 28. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: сформировать способность к сложению двузначных чисел в случаях, когда сумма - круглое число; отработать умения устного счета, повторить известные способы сложения двузначных чисел, закрепить умения решать задачи; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы.

Оборудование:

  • у учителя: изображение мышки (или игрушка), таймер, графические модели, листочки настроения,листы с заданиями (см. в конспекте);
  • у учащихся: учебник, тетрадь, графические модели.
Этапы урока Содержание Примечание
1. Орг. момент (этап самоопределения) На добрый путь всегда готовым будь!

- Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы понимаете смысл этих слов?

- И мы сегодня отправимся в добрый путь за знаниями. Но прежде давайте вспомним, с какими новыми примерами мы познакомились на прошлом уроке? ( На сложение двузначного числа и однозначного, когда в сумме получается круглое число.)

- Сегодня на пути к знаниям мы продолжим тему сложения двузначных чисел и узнаем новый прием прием сложения. А сопровождать нас в пути будет наша маленькая гостья - мышка.

На доске.
2. Актуализация знаний - Мышка принесла нам какое-то интересное задание. Она передала его мне и хочет вместе с нами выполнить его. Но она нас немного стесняется, и поэтому пока спряталась в норку.

- Тогда, взяли ручки, записывайте в тетрадях только ответы.

На сколько 8 больше, чем 3?

Первое слагаемое 40, второе - 10. Найти сумму.

Уменьшаемое 38, вычитаемое 2. Чему равна разность?

Запишите последующее число 41.

Запишите предыдущее число 20.

Увеличьте 28 на 20.

Уменьшите 39 на 12.

Утром мышка принесла в свою норку 12 зернышек, а вечером еще 8 зернышек. Сколько зернышек принесла мышка в норку за день?

- Проверим. Мышка вместе с вами выполняла это задание. Давайте сверим свои ответы сее. (На 5, 50, 36, 42, 19, 48, 27, 20з.)

( После проверки учитель называет критерии постановки отметки, дети оценивают работу самостоятельно).

- А вот и наша мышка-малышка! Она говорит, что вы молодцы, все неплохо справились с заданием. А те, у кого есть ошибки, что скажут мышке? (Мы еще потренируемся, и затруднений не будет.)

- Ребята, давайте покажем мышке, что мы умеем работать в парах, и работаем быстро. Я раздам листочки с заданием для каждой пары, а вы должны по моей команде за 2 минуты выполнить задание, в котором надо решить примеры.

43 + 7=

19 +21 =

25 + 15 =

36 + 14 =

- Внимание! Начали!

- Проверим. Назовите ответ первого примера (второго, третьего, четвертого примера). У кого получился другой ответ?

/Все варианты ответов учитель записывает на доске./

Открыть на доске изображение норки, которое закрывает эталон ответов устного счета.

 

1 ученик на инд. доске пишет под "норкой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель снимает "норку" с доски.

 

 

Изображение мышки.

 

 

 

Раздать листы с заданием для каждой пары. Включить таймер.

Открыть эти же примеры на доске.

3. Постановка проблемы - Сколько в классе мнений?

- Чем последние три примера похожи на первый?

(при сложении единиц получается 10.)

- Чем они отличаются? (Мы прибавляли однозначное число, а здесь складываем двузначные числа, во втором слагаемом появились десятки.)

- Почему мнения разделились? Чего мы не знаем?

(Как складывать двузначные числа, когда при сложении единиц получается 10.)

- Чем они отличаются? (Мы прибавляли однозначное число, а здесь складываем двузначные числа, когда при сложении единиц получается 10.)

 
4. "Открытие" знаний - Какой будет тема урока? (Сложение двузначных чисел: 36 + 14.)

- Что на прошлом уроке помогло нам разобраться в решении примеров? (Графические модели.)

- Воспользуемся ими. Выложите графическую модель для примера 19 + 21.

- По какому правилу мы будем складывать?

(Десятки с десятками, единицы с единицами.)

- Что получилось? (При сложении десятков получилось 3 десятка, а при сложении единиц -10.)

- Чему равны 10 единиц? (1 десятку.) Замените на графической модели.

- Что вы заметили (В ответе получилось круглое число, количество десятков увеличилось на 1.)

- Пожмите друг другу руки пары, у которых получился правильный ответ. Остальные - исправьте неверные ответы.

- Объясните решение остальных примеров.

- Поднимите руки, у кого в примерах нет ошибок.

Поставьте себе на полях "+".

- Что общего у новых примеров? (единицы слагаемых в сумме составляют десяток, в ответе получается круглое число.)

- Как в этом случае найти ответ? (В разряде единиц записать 0, а сумму десятков увеличить на 1.)

Запись темы урока на доске.

 

1 ученик у доски, остальные на партах.

 

 

 

 

 

 

 

 

По одному с места.

5. Первичное закрепление - Откройте учебник на с. 12, №2. Посмотрите, наша мышка встречает нас там. Она хочет поработать вместе с нами и порадоваться нашим успехам.

- Читаем задание.

- Объясните решение этого примера. (23 - это 20 и 3, 17-это 10 и 7, складываем десятки: 20 + 10 =30; складываем единицы: 3 + 7 =10. 30 + 10 = 40.)

- Попробуйте решить такие примеры сами. Первый вариант №2(б), второй вариант №2 (а), объясняя себе в полголоса ход решения.

- Повернитесь друг к другу и расскажите, как вы решали.

- Теперь попробуем решать такие примеры в столбик. На какой номер надо посмотреть? (на № 3.)

- Вспомните, как записываются примеры в столбик?

(Единицы под единицами, десятки под десятками.)

- С какого разряда начинаем складывать в столбик?

(С единиц.)

- Объясните решение первого примера.

/По ходу объяснения напомнить детям о десятке, который запоминаем, и о том, где его надо записать./ (Далее решаются остальные примеры до тех пор, пока дети не заметят закономерность: во всех примерах ответ 90.)

- Надо ли решать примеры дальше? (нет, можно сразу записать ответы.)

- Составьте последний пример самостоятельно, учитывая закономерность.

- Прочитайте свои примеры.

- Отлично! Все хорошо справились с заданиями. Мышка очень рада за вас.

 

 

1 ученик с места.

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 примера.

6. С.Р. с самопроверкой в классе. - Давайте покажем мышке, что мы умеем самостоятельно справляться и с более трудными заданиями.

- Выполните №5 1 вариант -1, 2 столбик; 2 вариант - 3, 4 столбик.

- Прочитайте задание. Примеры записывайте в столбик. На это задание отводится 2 минуты.

- Проверим. Кто правильно выбрал и решил примеры, нарисуйте на полях солнышко.

- Ученики, которые выполнили задание правильно, выполняют задание №4 на с.12.

- У кого есть ошибки в выборе или решении примеров, решите примеры другого варианта. Выполните работу за 2 минуты.

- Проверим. Кто решал №5 - сверьте с эталоном и, если ошибок нет, нарисуйте на полях солнышко.

 

 

Таймер.

Открыть эталон.

 

Закрыть эталон.

Таймер.

Эталон.

7. Повторение. - А сейчас выполним сказочное задание. Это задача № 8 на с. 13

- Прочитайте задачу. Почему я назвала ее сказочной? (Со слов " внекоторомм царстве:." начинаются сказки.)

- Что известно в задаче?

- Что обозначает на схеме первый отрезок и его части?

- Что обозначает второй отрезок и его части?

- Что обозначает обоюдная стрелка? (Надо узнать, на сколько детей в одном доме больше или меньше, чем в другом.)

- Можем ли мы это узнать? (Нет.Сначала надо узнать, сколько детей живет во втором доме.)

- Как это узнать? (17-9 = 8 детей.)

Так в каком доме детей больше и на сколько?

- Задайте вопрос, который на схеме соответствует фигурной скобке. (Сколько всего жильцов в двух домах?)

- Как это узнать?

- Вы отлично справились с задачей. А вот мышке пора в свою норку.

Решение задачи устно.
8. Рефлексия - Но перед расставанием давайте напомним ей, с какими новыми примерами мы познакомились на уроке? (Сложение двузначных чисел, когда при сложении единиц получается 10, а в ответе круглое - число.)

- Как найти ответ в этих примерах? (В разряде единиц записать 0, а сумму десятков увеличить на 1.)

- Кому еще надо поработать над этими примерами?

- У кого все получилось?

- Оцените работу класса на уроке.

- Оцените свою работу.

- Что мы скажем нашей мышке на прощание?

- Ребята, давайте, чтобы наша мышка не скучала в своей норке, давайте напишем ей "письма". В них мы сообщим, какое настроение, состояние было у нас на уроке. Обведите на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию на уроке.

 

 

 

 

 

 

Убрать мышку.

 

Раздать "листы" настроения.

9. Д. З. С.13, №5 (б), № 7 (на выбор), №9.

Доп.задание: №10.