Актуальность темы
Взлетают в невидимую даль космические
корабли…
Взмывают ввысь самолёты…
По городским и сельским дорогам бегут
автомобили…
В поле колосится пшеница…
В магазинах нам предлагают удобную и прочную
синтетическую одежду…
И всё это – движение, изобилие, красоту – даёт
кровь земли – нефть и газ, превращаемые
человеком в энергию, удобрения ткани…
Горючая маслянистая жидкость – по цвету от светло-коричневого до тёмно-бурого и почти чёрного – это нефть, это «чёрное золото» Земли.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства?
Почему, даже уехав из родных мест на долгие
годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в
городе, селе, он постоянно, с гордостью
рассказывает гостю о красоте и богатстве своего
родного края? Думается, это выражение глубокой
привязанности и любви ко всему, что с ранних лет
вошло в сердце как самое дорогое.
Свою любовь к родным местам, представление о том,
чем они знамениты, какова природа, каким трудом
заняты люди – всё это взрослые передают детям,
что чрезвычайно важно для воспитания
нравственных и патриотических чувств и активную
позицию в этом вопросе должны знать педагоги.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира.
И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну. Свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться. К.Д.Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Из вышесказанного мы ещё твёрже убеждаемся в актуальности патриотического воспитания дошкольников. В настоящее время меняется общество, политические и экономические отношения, но люди продолжают жить рядом друг с другом, общаться и взаимодействовать.
Основная цель нашей работы заключается в том, чтобы показать детям их родной город, рассказать о стране, в которой они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения своей Родиной, гордости и любви.
Работа с воспитателями
Цель: формирование в сознании педагогического коллектива значимости проблем ознакомления необходимости воспитания у детей ознакомления с родным краем.
Тема |
Форма проведения |
Группа |
Срок |
Знакомство с программой | Презентация | Все группы | Сентябрь |
Знакомство с новинками: литература, игры, пособия. | Презентация уголка в группе | Все группы | Сентябрь |
Общение с животными | Экскурсия на станцию юных натуралистов | Средние, старшие, подготовительные | Октябрь |
Открытие фотовыставки «Наш нефтяной край» | Папки-передвижки | Все группы | Ноябрь |
«Обычаи и традиции Севера» | Проведения развлечения | Средние, старшие, подготовительные | Декабрь |
Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия | Средние, старшие, подготовительные | Январь |
Знакомство с гербом ХМАО, Сургута | Стен газета | Средние, старшие, подготовительные | Февраль |
Великие и знаменитые люди нашего края | Фотовыставка | Средние, старшие, подготовительные | Март |
«Что мы знаем о нашем крае» | Викторина | Средние, старшие, подготовительные | Апрель |
Работа с родителями
Цель: Заинтересовать и привлечь родителей к совместной работе для достижения единства целей в решении задач ознакомления дошкольников с Родным Краем.
Тема |
Форма проведения |
Группа |
Сроки |
Знакомство с играми | Презентация | Старшая группа (фронтально) | Сентябрь |
Путешествие детей со взрослыми по природе | Рассказы для домашнего чтения | Старшая группа (индивидуально) | Октябрь |
«Это моя улица, это мой дом». | Выставка папок-передвижек | Старшая группа | Ноябрь |
«Обычаи, традиции» | Выставка фотографий | Старшая группа | Декабрь |
«Наш край нефтяной» | Экскурсия на буровую | Старшая группа | Январь |
«Великие и знаменитые люди» | Рассказы для домашнего чтения и бесед | Старшая группа | Февраль |
«Техника нашего города» | Выставка фотографий | Старшая группа | Март |
Конкурс знатоков г.Сургута | Викторина для родителей с детьми | Старшая группа | Апрель |
Перспективный план по ознакомлению с Родным краем
Месяц | Темы занятий |
Совместная деятельность |
Сентябрь | Москва – столица нашей Родины. Природа России. |
Рассматривание иллюстраций. Создание альбома о природе. |
Октябрь | Беседа о Москве. Рассказ воспитателя
о московском метро. Чтение рассказа С.Баруздина «Ещё город и тоже главный» |
С/р игра «Мы едем в Москву. |
Ноябрь | «Как мы искали следы осени» Герб, флаг, гимн. |
Экскурсия в лес. Наблюдение изменений в
родной природе осенью. Конструирование «Флаги России» |
Декабрь | История возникновения родного города. Рассматривание картины «Дети Севера» |
Рассматривание фотографий, слайдов. Рисование на темы: «Дети Севера», «Олени» |
Январь | Герб ХМАО, Сургута. Знакомство с жизнью народов Севера. |
Ханты: охота и рыбалка. Экскурсия на буровую. |
Февраль | Что такое музей? Чёрное золото Сургута. |
Беседа «Архитектура Сургута» Экскурсия на буровую. |
Март | Природа Севера. Конкурс знатоков г.Сургута. |
Рассматривание иллюстраций о реках,
лесах, животных. Поделки, сувениры, подарки для игры «Путешествие на Север» |
Апрель | Царство растений. Беседа о сельскохозяйственной технике. |
Чтение рассказа «Дождь из семян». Слушание грамзаписей, стихов, песен о природе родной страны. |
Май | Великие и знаменитые люди нашего края. Обобщающая беседа: «Что мы знаем о нашем городе» |
Изготовление альбома о великих людях. Выставка детских работ для стенда «Наш город Сургут» |
Консультация для воспитателей
Тема: Знакомим детей с малой Родиной
Работа по ознакомлению с родным городом, воспитанию у детей любви к родному краю является одним из направлений «Программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Л.В.Пименовой. Содержание работы с детьми определено разделом «Человек в истории», направленным на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своём Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.
Знакомство дошкольников с родным городом является не простой задачей, потому что маленькому ребёнку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведётся последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна. Содержание работы определяется задачами экспериментальной программы по каждому блоку:
Блок «Семья», «Детский сад» – лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребёнка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Используются разные формы организации педагогического процесса: занятия, на которых дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках, рисуют на тему «Дом моей бабушки», «Мы – спортивная семья», «Моя мама», готовят подарки для родных и близких, выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях.
Очень удачной на наш взгляд, оказалась идея о создании традиции группы, таких, как «День рождения нашей группы», ведение летописи группы в виде фото и видеоматериалов, интересных высказываний детей, начиная с младшей группы до выпуска, а на выпускном празднике каждому воспитаннику вручается на память видеокассета. Такая летопись помогает появлению у детей эмоционального контакта с природой; не подавляя активности детей, учим их, замечать и определять словом, прошедшие в природе изменение, помогаем сравнивать явления, подобрать для них нужные слова, нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей среды, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными.