Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, так как является одной из главных предпосылок к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Государство законодательно возложило ответственность на школу, определив в качестве одной из ее главных задач создание здоровьесберегающей школьной среды. В качестве ведущих выделяются задачи:
- сохранения здоровья;
- оптимизации учебного процесса;
- разработки здоровьесберегающих технологий обучения;
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Практически каждый из нас не приучен думать о здоровье, мы привыкли бороться с уже имеющимися болезнями. Изменение этого стереотипа сознания и формирования механизма самосохранения – актуальная задача сферы здоровья, прежде всего для детей и подростков. Опрос учеников школ показал, что они не задумываются о здоровье в будущем. Ценность «здоровье» занимает восьмое место в таблице рейтинга – 9% всех выборов. Хотя статистика говорит, что 30-35% малышей, которые пришли в первый класс, уже имеют отклонения в физическом развитие, а к выпуску этот процент увеличивается до 70%.
Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у учеников мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Среди причин, влияющих на ухудшение здоровья, по мнению ученых, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Обучение, связанное с риском для здоровья затрудняет получение хорошего образования, приводит к отрицательным социальным последствиям. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться, независимо от наших усилий улучшить методы преподавания, стандарты или организационную структуру образования.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок. Ребята должны быть готовы к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел.
На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса. Учитель более трудные задания может располагать выше, чтобы по мере выполнения заданий, более простые задания с решениями вытирались с доски, освобождается место для решения более трудных заданий, так как для записи их решения требуется больше места. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.
У детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой взрослых, поэтому с первых минут урока, учителю необходимо создать обстановку доброжелательности. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, он должен находиться в состоянии психологического комфорта. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Часто в школе можно столкнуться с ситуацией, когда ученик не выполнил домашнее задание и целый урок ждет, когда прозвенит звонок. Он весь урок в напряжении. То есть возникает конфликтная ситуация, которая приводит к формированию непрерывного, эмоционального возбуждения отрицательного характера Детям нужно говорить, что если вы не готовы к уроку, то предупреждайте на перемене учителя (в жизни всякие случаются ситуации) и не переживайте весь урок.
Хорошие результаты по профилактике стресса дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Хоровое проговаривание правил, отдельных терминов, также дает положительный результат. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Предлагая домашнее задание, учитель может продифференцировать уровень сложности указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Потраченное время окупается усилением работоспособности. В ходе урока должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Для успокоения нервной системы, снятия напряжения важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. Учитель может при необходимости, уделяя максимум внимания окраске своего голоса и темпу произношения слов предложить детям закрыть глаза и представить моменты своего пребывания в каком-либо виртуальном месте.
В настоящее время известно на ухе более тысячи биологически активных точек, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
- Потягивание за мочки сверху вниз.
- Потягивание ушной раковины вверх.
- Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Под руководством учителя детям полезно выполнять самомассаж от простуды. Для самомассажа рекомендовано 9 активных зон. Особенно рекомендовано проведение массажа людям, подверженным острым респираторным заболеваниям, особенно в период эпидемий.
9-10 круговых движений в одну сторону в обозначенной точке, затем 9-10 – в другую. Сила давления – 5-6 кг. Чем больше давление, тем более активна ожидаемая реакция. Минимальное давление носит обычно профилактический характер, максимальное – лечебный. |
Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. («Нарисуй цифру».)
С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Применение элементов хромотерапии (лечения цветом) влияет на физическое и психическое состояние. С этой целью на уроке можно использовать карточки, таблицы, изображение фигур на компьютере определенного цвета: синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.
В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить
на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти
числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5
раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа,
и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и
сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 и 62.
Школа может многое сделать для сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная. Каждый ребенок должен уметь быть здоровым, сохранять здоровье и воспитывать в будущем здоровых детей.