Решение уравнений. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • Создать условия для повторения, обобщения и систематизации материала по теме "Решение уравнений";
  • Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, доказывать, делать выводы;
  • Побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, формировать компетентность в знаниях исторического прошлого нашей Родины.

Оборудование:

  • карточки с разноуровневыми заданиями,
  • карточки с тестами,
  • плакат.

Форма проведения: дидактическая игра "учитель-класс".

Ход урока

I. Организация класса.

1. Рефлексия

1. Узнай себя.

Ребята определяют с каким настроением пришли на урок.

2. На доске написаны слова Ломоносова "А математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".

Ученик произносит вслух высказывание Ломоносова, а несколько учащихся объясняют, как они понимают эти слова.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Тема урока написана на доске, один ученик читает её вслух.

2. Учащиеся формулируют цели урока.

III. Дидактическая игра "Учитель - ученик".

Первый этап.

Правило игры "Учитель - ученик" (разъясняется с помощью плаката).

  • Правильный ответ ученика - "+" 1 балл классу
  • Неправильный ответ ученика - "+" 1 балл учителю
  • Подсказка - "- " 1 балл классу

Баллы заносятся в заранее заготовленную таблицу.

Ребята работают по трем дорожкам: красной, желтой, зеленой.

Зеленая дорожка - задания для слабых учеников, желтая дорожка - задания для учащихся, усваивающих программный материал, красная дорожка - задания для сильных учащихся.

Второй этап (разминка).

Зеленая карточка Желтая карточка Красная карточка
Найди ошибку в решении уравнения.

а) х. + 0,5 =2,5

х. = 2,5 - 0,5 (+)

х. = 2

б) 12,7 - х. = 0,7

х. = 12,7 + 0,7 (-)

х. = 13,4

в) х. - 2,6 = 15,2

х. = 2,6 + 15,2

х. = 18 (17,8)

Решите уравнение.

1) х. + 1,2 =2,3

2) х. - 2,6 = 3,1

3) 9,7 - х. + 2,6

4) 3х = 9,3

  1,1 3,1 5,7
1 +    
2     +
3      
4   +  
Тест с выбором ответов.

1. Решите уравнение.

х. + 1,2 = 20

а) х. = 32; б) х. = 8;

в) х. = 18,8

2. Упростите выражение.

0,4 + х. + 1,8

а) 2,2 + х.; б) 2,3х;

в) 3,2х

3. У коли 5 марок, что на а марок больше, чем у Толи. Сколько марок у Толи.

а) 5 - а; б) 5 + а; в) а - 5.

4. Решите уравнение.

у + 8 + 2у + 12 = 41

а) 7; б) 21; в) 61.

5. Решите уравнение.

3 (х. - 2) = 9

а) 29; б) 27; в) 5.

В скобках показано, как исправить ошибку. Ставят плюс против правильного ответа. На доске вывешены правильные ответы. Учащиеся самостоятельно проверяют работу и оценивают работу. Правильные ответы: в), а), а), а), в).

Подводятся итоги, занося в таблицу соответствующие баллы.

Третий этап.

Устная фронтальная работа.

Работа по карточкам в парах.

1. Укажите букву, под которой записано уравнение:

а) 4 + 2 = 6

б) 4 + х.

в) 4 - х. = 2

г) 41 + (5 - х.)

д) 3х + 15

2. Решите уравнение:

а) х. + 17 = 31

б) 25 - х. = 13

3. Угадайте корень уравнения:

х. + х. + х. + 20 = 20

4. Укажите, какое из заданных выражений является решением задачи:

в 1 мешке 20 кг яблок, что на х. кг меньше, чем во 2 мешке. Сколько яблок во 2 мешке?

а) 20 - х.; б) 20 = х.; в) 20х

Ответы:

1. в

2. а) х. = 14; б) х. = 12.

3. х. = 0.

4. б) 20 = х

Один ученик читает задания и отвечает, второй ученик проверяет ответ, который написан на обратной стороне карточки, потом меняются ролями. (Как правило боле сильный ученик отвечает первым). Полученные в результате выполнения заданий баллы заносятся в таблицу.

Физкультминутка.

Учитель показывает учащимся плакат с уравнениями и ответами к ним.

х + 2 = 8; х. = 6 (встали)

6 - х. = 3; х. = 9 (сели)

2х = 10; х. = 5 (встали)

х3 = 30; х. = 90 (сели)

х. : 2 = 3; х. = 6 (встали)

10 : х. = 2; х. = 20 (сели)

При правильном ответе учащиеся встают, при неправильном учащиеся садятся.

Решение более трудных уравнений.

Работа по карточкам "Карточки - дорожки". Учащиеся самостоятельно выбирают карточку.

Зеленая Желтая Красная
2х + 1,5 = 19,5 (х. + 2,1) - 4,25 = 6,85 (2х - 10,02) : 0,3 = 26,6

Выставляются баллы. Во всех вариантах ответ 9. Вопрос учителя:

- Ребята, подумайте и ответьте, чем интересно это число?

Так как урок проходит перед 9 мая, то дети ответят:

- День Победы.

Подготовленный ученик рассказывает о Курской битве.

- А теперь, ребята, решим задачу:

В Курской битве Германия потеряла самолетов в 5 раз больше, чем танков. Сколько танков и самолетов было потеряно Германией в Курской битве, если всего потеряно было 900 боевых машин?

Небольшой рассказ о блокаде Ленинграда.

Задача.

Рабочий во время блокады в Ленинграде получал в сутки хлеба в 2 раза больше, чем служащий или ребенок. Сколько хлеба получал рабочий, служащий и ребенок, если семья, состоящая из ребенка, служащего и рабочего вместе получала 500 г?

Самостоятельная работа (работа по тестам)

Вариант 1

1. Решите уравнение 56-2х=36

а) х=46;

б) х=20;

в) х=5;

г) х=10.

2. Решите уравнение 34 - 2(2х-9)=28

а) х=3;

б) х=12;

в) х=6;

г) х=8.

3. Пройденный пешеходом путь S, его скорость v и время движения t связаны соотношением S=vt. Если пешеход за 4 часа прошел 24 км, то его скорость равна:

а) 12 км/ч;

б) 6 км/ч;

в) 96 км/ч;

г) 8 км/ч.

Вариант 2.

1. Решите уравнение 48-3х=36

а) х=12;

б) х=28;

в) х=4;

г) х=6.

2. Решите уравнение

45-2(3х-8)=31

а) х=7;

б) х=44;

в) х=6;

г) х=5.

3. Пройденный автомобилем путь S, его скорость v и время движения t связаны соотношением S=vt. Если автомобиль за 6 часов прошел 420 км, то его скорость равна:

а) 60 км/ч;

б) 70 км/ч;

в) 42 км/ч;

г) 50 км/ч.

Четвертый этап.

Подведение итогов игры.

IV. Рефлексия: Что понравилось на уроке.

V. Задание на дом.

Зеленая Желтая Красная
1. 2х + х. = 15,3

2. Задача.

На I полке на 3 книги больше, чем на II полке. Сколько книг на II полке, если всего на двух полках было 103 книги.

1. Решите уравнение:

2х + 12,4 = 24,8

2. Задача № 387 (а)

1. Решите уравнение:

(х. + 9,8) + 1,4 = 16,9

2. Задача № 368 (б)

VI. Заключительное слово поэтам!

Придумать стихотворение по системе: существительное, прилагательное, прилагательное, глагол, второстепенные члены предложения.

Например: Уравнения простые и сложные решаем сегодня с удовольствием мы.