Цели:
- Создать условия для повторения, обобщения и систематизации материала по теме "Решение уравнений";
- Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, доказывать, делать выводы;
- Побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, формировать компетентность в знаниях исторического прошлого нашей Родины.
Оборудование:
- карточки с разноуровневыми заданиями,
- карточки с тестами,
- плакат.
Форма проведения: дидактическая игра "учитель-класс".
Ход урока
I. Организация класса.
1. Рефлексия
1. Узнай себя.
Ребята определяют с каким настроением пришли на урок.
2. На доске написаны слова Ломоносова "А математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".
Ученик произносит вслух высказывание Ломоносова, а несколько учащихся объясняют, как они понимают эти слова.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Тема урока написана на доске, один ученик читает её вслух.
2. Учащиеся формулируют цели урока.
III. Дидактическая игра "Учитель - ученик".
Первый этап.
Правило игры "Учитель - ученик" (разъясняется с помощью плаката).
- Правильный ответ ученика - "+" 1 балл классу
- Неправильный ответ ученика - "+" 1 балл учителю
- Подсказка - "- " 1 балл классу
Баллы заносятся в заранее заготовленную таблицу.
Ребята работают по трем дорожкам: красной, желтой, зеленой.
Зеленая дорожка - задания для слабых учеников, желтая дорожка - задания для учащихся, усваивающих программный материал, красная дорожка - задания для сильных учащихся.
Второй этап (разминка).
Зеленая карточка | Желтая карточка | Красная карточка | ||||||||||||||||||||
Найди ошибку в решении уравнения. а) х. + 0,5 =2,5 х. = 2,5 - 0,5 (+) х. = 2 б) 12,7 - х. = 0,7 х. = 12,7 + 0,7 (-) х. = 13,4 в) х. - 2,6 = 15,2 х. = 2,6 + 15,2 х. = 18 (17,8) |
Решите уравнение. 1) х. + 1,2 =2,3 2) х. - 2,6 = 3,1 3) 9,7 - х. + 2,6 4) 3х = 9,3
|
Тест с выбором ответов. 1. Решите уравнение. х. + 1,2 = 20 а) х. = 32; б) х. = 8; в) х. = 18,8 2. Упростите выражение. 0,4 + х. + 1,8 а) 2,2 + х.; б) 2,3х; в) 3,2х 3. У коли 5 марок, что на а марок больше, чем у Толи. Сколько марок у Толи. а) 5 - а; б) 5 + а; в) а - 5. 4. Решите уравнение. у + 8 + 2у + 12 = 41 а) 7; б) 21; в) 61. 5. Решите уравнение. 3 (х. - 2) = 9 а) 29; б) 27; в) 5. |
||||||||||||||||||||
В скобках показано, как исправить ошибку. | Ставят плюс против правильного ответа. | На доске вывешены правильные ответы. Учащиеся самостоятельно проверяют работу и оценивают работу. Правильные ответы: в), а), а), а), в). |
Подводятся итоги, занося в таблицу соответствующие баллы.
Третий этап.
Устная фронтальная работа.
Работа по карточкам в парах.
1. Укажите букву, под которой записано уравнение:
а) 4 + 2 = 6
б) 4 + х.
в) 4 - х. = 2
г) 41 + (5 - х.)
д) 3х + 15
2. Решите уравнение:
а) х. + 17 = 31
б) 25 - х. = 13
3. Угадайте корень уравнения:
х. + х. + х. + 20 = 20
4. Укажите, какое из заданных выражений является решением задачи:
в 1 мешке 20 кг яблок, что на х. кг меньше, чем во 2 мешке. Сколько яблок во 2 мешке?
а) 20 - х.; б) 20 = х.; в) 20х
Ответы:
1. в
2. а) х. = 14; б) х. = 12.
3. х. = 0.
4. б) 20 = х
Один ученик читает задания и отвечает, второй ученик проверяет ответ, который написан на обратной стороне карточки, потом меняются ролями. (Как правило боле сильный ученик отвечает первым). Полученные в результате выполнения заданий баллы заносятся в таблицу.
Физкультминутка.
Учитель показывает учащимся плакат с уравнениями и ответами к ним.
х + 2 = 8; х. = 6 (встали)
6 - х. = 3; х. = 9 (сели)
2х = 10; х. = 5 (встали)
х3 = 30; х. = 90 (сели)
х. : 2 = 3; х. = 6 (встали)
10 : х. = 2; х. = 20 (сели)
При правильном ответе учащиеся встают, при неправильном учащиеся садятся.
Решение более трудных уравнений.
Работа по карточкам "Карточки - дорожки". Учащиеся самостоятельно выбирают карточку.
Зеленая | Желтая | Красная |
2х + 1,5 = 19,5 | (х. + 2,1) - 4,25 = 6,85 | (2х - 10,02) : 0,3 = 26,6 |
Выставляются баллы. Во всех вариантах ответ 9. Вопрос учителя:
- Ребята, подумайте и ответьте, чем интересно это число?
Так как урок проходит перед 9 мая, то дети ответят:
- День Победы.
Подготовленный ученик рассказывает о Курской битве.
- А теперь, ребята, решим задачу:
В Курской битве Германия потеряла самолетов в 5 раз больше, чем танков. Сколько танков и самолетов было потеряно Германией в Курской битве, если всего потеряно было 900 боевых машин?
Небольшой рассказ о блокаде Ленинграда.
Задача.
Рабочий во время блокады в Ленинграде получал в сутки хлеба в 2 раза больше, чем служащий или ребенок. Сколько хлеба получал рабочий, служащий и ребенок, если семья, состоящая из ребенка, служащего и рабочего вместе получала 500 г?
Самостоятельная работа (работа по тестам)
Вариант 1
1. Решите уравнение 56-2х=36
а) х=46;
б) х=20;
в) х=5;
г) х=10.
2. Решите уравнение 34 - 2(2х-9)=28
а) х=3;
б) х=12;
в) х=6;
г) х=8.
3. Пройденный пешеходом путь S, его скорость v и время движения t связаны соотношением S=vt. Если пешеход за 4 часа прошел 24 км, то его скорость равна:
а) 12 км/ч;
б) 6 км/ч;
в) 96 км/ч;
г) 8 км/ч.
Вариант 2.
1. Решите уравнение 48-3х=36
а) х=12;
б) х=28;
в) х=4;
г) х=6.
2. Решите уравнение
45-2(3х-8)=31
а) х=7;
б) х=44;
в) х=6;
г) х=5.
3. Пройденный автомобилем путь S, его скорость v и время движения t связаны соотношением S=vt. Если автомобиль за 6 часов прошел 420 км, то его скорость равна:
а) 60 км/ч;
б) 70 км/ч;
в) 42 км/ч;
г) 50 км/ч.
Четвертый этап.
Подведение итогов игры.
IV. Рефлексия: Что понравилось на уроке.
V. Задание на дом.
Зеленая | Желтая | Красная |
1. 2х + х. = 15,3 2. Задача. На I полке на 3 книги больше, чем на II полке. Сколько книг на II полке, если всего на двух полках было 103 книги. |
1. Решите уравнение: 2х + 12,4 = 24,8 2. Задача № 387 (а) |
1. Решите уравнение: (х. + 9,8) + 1,4 = 16,9 2. Задача № 368 (б) |
VI. Заключительное слово поэтам!
Придумать стихотворение по системе: существительное, прилагательное, прилагательное, глагол, второстепенные члены предложения.
Например: Уравнения простые и сложные решаем сегодня с удовольствием мы.