Задачи урока:
- Учить распознавать в речи имя существительное, формировать грамматическое понятие "предмет", учить ставить вопросы и выделять весь комплекс грамматических признаков,
- определять начальную форму имени существительного.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Методы обучения: проблемно- поисковый метод.
Формы познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.
Средства обучения: Русский язык: Учебник для 3 класса, 2 часть. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г., магнитофон для проведения физминутки.
Содержание урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание положительной мотивации.
2. Чистописание с актуализацией знаний.
На доске.
Всему название дано - и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И всё что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё что в памяти у нас,-
Означено словами.
Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в первом предложении в имени существительном. Она обозначает глухой непарный звук всегда мягкий. (щ)
Щщ Щщщ Щщщщ :..
Определите закономерность и продолжите.
3. Зрительно-слуховой диктант стихотворения.
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Найдите все имена существительные в этом стихотворении. Определите у них род и число. В какую форму нужно поставить слово, что бы определить род и число? (в начальную) Какая форма у существительных называется начальной? (Учебник, стр.4)
- Вы нашли имена существительные : название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово. Имя существительное обозначает предмет. Но разве название - предмет? Память- предмет?
5. Первичное усвоение новых знаний. Работа над понятием предметности имени существительного.
Упражнение №276.
Прочитай стихотворение. Как ответишь на заданные вопросы?
Всё, что вижу я вокруг,
Это всё предметы.
Мне сегодня рассказал
Дедушка про это.
Ну, а дождь - это предмет?
- Нет.
Ну, а радуга - предмет?
- Нет.
Всё, что связано с погодой,
Есть явления природы.
А любимый мой предмет -
Это бабушкин буфет.
Там такие есть предметы
Как печенье и конфеты.
(И. Наумова)
Найди в стихотворении существительные, которые называют : конкретные предметы, лиц и явления природы. Запиши их в начальной форме.
Конкретные предметы: предмет, буфет, печенье, конфета;
Лица: дедушка;
Явления природы: дождь, радуга, погода, явление природы.
Понятие " предмет" в грамматике и понятие "предмет" в повседневной жизни не совпадают. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Какие ещё грамматические признаки есть у имён существительных? (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное и собственное)
- Слово бег какая часть речи? Как определить? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
6. Физминутка.
И г р а "Доскажи словечко". Дети называют слова и изображают представителей каждой профессии.
- Трактор водит - : (тракторист),
- Электричку - : (машинист),
- Стены выкрасит - : (маляр),
- Доску выстругал - : (столяр),
- В доме свет провел - : (монтёр),
- В шахте трудится - : (шахтёр),
- В жаркой кузнице - : (кузнец),
- Кто всё знает - : (молодец).
7. Работа по теме урока. Работа в группах. Упражнение в распознавании имен существительных. Наблюдение за именами существительными.
Упражнение №278.
Обсудите, как образуются родственные слова. Выпишите в строчку только существительные.
Можно ли изменить форму рода имён существительных? А форму числа? Какой из этих грамматических признаков у имени существительного постоянный, какой - непостоянный, может меняться?
Конец, кончик, концовка, окончание.
Какие грамматические признаки у имён существительных? Какой признак постоянный? Какой может меняться?
8. Закрепление изученного. Письмо по памяти.
- Как определить, что слово имя существительное? Достаточно задать вопросы и узнать, что обозначает слово? Вот слово - ходьба или желтизна. Что обозначает слово ходьба? Действие. А можно определить род и число этого слова? Ходьба - она моя , ж.р.,ед.ч. Это слово имеет грамматическое значение предметности. Что обозначает слово - желтизна? Признак. Попробуем определить род и число , желтизна- ж.р, ед.ч. И это слово имеет грамматическое значение предметности.
В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом.
Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.
Списать стихотворение, найти имена существительные , определить число и род.
9. Итог урока.
- Что узнали о существительном? Как распознавать существительные в речи?
- Что вызвало затруднение?
- Что показалось интересным? Хотите больше узнать об имени существительном?
10. Домашнее задание. 275, по желанию 279.