Имя существительное как часть речи. Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи урока:

  • Учить распознавать в речи имя существительное, формировать грамматическое понятие "предмет", учить ставить вопросы и выделять весь комплекс грамматических признаков,
  • определять начальную форму имени существительного.
  • Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Методы обучения: проблемно- поисковый метод.

Формы познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.

Средства обучения: Русский язык: Учебник для 3 класса, 2 часть. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г., магнитофон для проведения физминутки.

Содержание урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание положительной мотивации.

2. Чистописание с актуализацией знаний.

На доске.

Всему название дано - и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И всё что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё что в памяти у нас,-
Означено словами.

Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в первом предложении в имени существительном. Она обозначает глухой непарный звук всегда мягкий. (щ)

Щщ Щщщ Щщщщ :..

Определите закономерность и продолжите.

3. Зрительно-слуховой диктант стихотворения.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Найдите все имена существительные в этом стихотворении. Определите у них род и число. В какую форму нужно поставить слово, что бы определить род и число? (в начальную) Какая форма у существительных называется начальной? (Учебник, стр.4)

- Вы нашли имена существительные : название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово. Имя существительное обозначает предмет. Но разве название - предмет? Память- предмет?

5. Первичное усвоение новых знаний. Работа над понятием предметности имени существительного.

Упражнение №276.

Прочитай стихотворение. Как ответишь на заданные вопросы?

Всё, что вижу я вокруг,
Это всё предметы.
Мне сегодня рассказал
Дедушка про это.
Ну, а дождь - это предмет?
- Нет.
Ну, а радуга - предмет?
- Нет.
Всё, что связано с погодой,
Есть явления природы.
А любимый мой предмет -
Это бабушкин буфет.
Там такие есть предметы
Как печенье и конфеты.
(И. Наумова)

Найди в стихотворении существительные, которые называют : конкретные предметы, лиц и явления природы. Запиши их в начальной форме.

Конкретные предметы: предмет, буфет, печенье, конфета;

Лица: дедушка;

Явления природы: дождь, радуга, погода, явление природы.

Понятие " предмет" в грамматике и понятие "предмет" в повседневной жизни не совпадают. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Какие ещё грамматические признаки есть у имён существительных? (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное и собственное)

- Слово бег какая часть речи? Как определить? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

6. Физминутка.

И г р а "Доскажи словечко". Дети называют слова и изображают представителей каждой профессии.

  • Трактор водит - : (тракторист),
  • Электричку - : (машинист),
  • Стены выкрасит - : (маляр),
  • Доску выстругал - : (столяр),
  • В доме свет провел - : (монтёр),
  • В шахте трудится - : (шахтёр),
  • В жаркой кузнице - : (кузнец),
  • Кто всё знает - : (молодец).

7. Работа по теме урока. Работа в группах. Упражнение в распознавании имен существительных. Наблюдение за именами существительными.

Упражнение №278.

Обсудите, как образуются родственные слова. Выпишите в строчку только существительные.

Можно ли изменить форму рода имён существительных? А форму числа? Какой из этих грамматических признаков у имени существительного постоянный, какой - непостоянный, может меняться?

Конец, кончик, концовка, окончание.

Какие грамматические признаки у имён существительных? Какой признак постоянный? Какой может меняться?

8. Закрепление изученного. Письмо по памяти.

- Как определить, что слово имя существительное? Достаточно задать вопросы и узнать, что обозначает слово? Вот слово - ходьба или желтизна. Что обозначает слово ходьба? Действие. А можно определить род и число этого слова? Ходьба - она моя , ж.р.,ед.ч. Это слово имеет грамматическое значение предметности. Что обозначает слово - желтизна? Признак. Попробуем определить род и число , желтизна- ж.р, ед.ч. И это слово имеет грамматическое значение предметности.

В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом.

Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.

Списать стихотворение, найти имена существительные , определить число и род.

9. Итог урока.

- Что узнали о существительном? Как распознавать существительные в речи?

- Что вызвало затруднение?

- Что показалось интересным? Хотите больше узнать об имени существительном?

10. Домашнее задание. 275, по желанию 279.