Тема урока: "Гриб – какой он?"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • дать понятие о грибах как особом царстве живой природы,
  • познакомить детей с различными видами грибов, строением грибов,
  • совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;
  • способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствовать формированию бережного отношения к природе.
  • воспитывать культуру поведения в лесу.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме урока, карточки с буквами, предметные картинки

I. Организационный момент

II. Мотивация.

Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу. И мы начинаем наш урок… А говорить мы сегодня будем о…

- А вот о чем, отгадайте загадку (Слайд 2)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
(Гриб) (Щелчок слайд 2)

- Так о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Правильно, о грибах.

- Какие вы грибы знаете, назовите.

Сегодня мы с вами обсудим, какие бывают грибы, обсудим, к какому царству живой природы они относятся и, наверное, вы никогда не слышали о грибах – карликах. Оказывается, и такие бывают. И, конечно же, ответим на вопрос – нужны ли грибы?

III. Актуализация знаний.

- Давайте с вами вспомним, какая бывает природа?

на доске:

Живая и неживая закрыты листом бумаги. По мере называния детей, слова открываются.

- А теперь каждой группе задание.

1. Работа в группах.

- У каждой группы на столе лежат буквы. (Приложение 1) Нужно составить слово. Составьте и подумайте вместе, где на доске можно расположить это слово. Какая группа составит, поднимите руку.

- Найдите такую же карточку у меня на столе (Приложение 2) и найдите этому слову место на доске (слова: растения, животные, человек)

- Почему вы их поместили все рядышком? (живая природа)

Да, это царства живой природы.

2. Беседа.

- Давайте вспомним, как выглядят растения? (зеленые, стебель, цветок, листочки)

- А что отличает животных? (передвигаются)

IV. Новая тема

1. Игра “Найди картинке место”

- Давайте с вами поиграем в игру “Найди картинке место”.

(На доске обратной стороной прикреплены рисунки: заяц, человек, береза, птица, цветок.)

Выходят желающие, переворачивают рисунок и находят ему место на доске. А мы знаками показываем, согласны вы или не согласны.

- А последнюю картинку, можно я сама поставлю?

Ставлю картинку гриб на место, где неживая природа.

- Правильно я поставила?

А куда к живой природе нужно поставить?

2. Постановка проблемы

- И так, у нас появилась проблема (слайд 3):

- К какому царству живой природы относятся грибы?

Мы с вами знаем, как выглядят растения, животные, люди. Но вот как устроен гриб, из чего он состоит, еще не знаем. Давайте об этом прочитаем в учебнике.

3. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 22

- Прочитайте и ответьте на вопрос: Каково строение у гриба?

- Указкой покажите на слайде (слайд 4) (3 щелчка по слайду 4)

Решение проблемы

Посмотрите внимательно на грибок, какое он имеет строение, и кто же скажет, к какому царству живой природы относятся грибы?

- К царству – грибы (слайд 5)

4. Рассказ учителя:

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов.

В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

- Вы прочитали, из чего вырастают грибы? (Из кусочков грибницы).

- Где находится грибница? Для чего она нужна?

Так, какая часть у гриба самая важная?

Очень трудно представить, что эти тонкие ниточки не корень, а есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более 100 лет, а грибочек, т. е плодовое тело появляется лишь на 2-3 дня.

Ребята, а можно повредить грибницу? Как?

- Давайте скажем правило, чего же делать нельзя, собирая грибы.

(На доске прикрепляется надпись: Нельзя грубо вырывать гриб. Нужно его осторожно вывёртывать из земли или срезать.

Физминутка

Работа в тетради: обозначить строение гриба.

Взаимопроверка

5. Работа с пословицей

Прочитайте пословицу (слайд 6)

“Всякий гриб в руки берут,
Да не всякий в кузовок кладут”

Что такое кузовок? (корзинка, лукошко, для носки чего на руках.) Посмотрите на картину художника Хруцкого И. Ф.

- Как вы понимаете пословицу?

- Почему не каждый гриб кладут в кузовок?

На какие две группы можно разделить грибы?

(слайд 7 щелчок)

Ответы детей (2 щелчка по слайду 7)

Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Отгадывание загадок, поиск грибов на слайде (слайд 8)

1.

На толстой белой ножке коричневая шапка.
Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик)

2.

Это гриб нарядный
Растёт с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет. (подосиновик)

3.

Это грибок –
Берёзы сынок.
Кто его найдёт,
Всяк в лукошко кладёт (подберезовик)

4.

Жёлто-рыжие сестрички,
Величают нас … (лисички)

5.

Вот грибочек ярко-рыжий,
Вы узнали. Это… (рыжик)

6.

Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас… (опята)

7.

Крепкий маленький грибок,
Маслянистый, как блинок. (маслята)

8.

Люблю я в разных шапках быть -
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это… (сыроежка)

- Это какие грибы? (съедобные)

- Откройте учебник на с. 23, посмотрите на картинку. Там изображены ядовитые грибы. Давайте их назовем.

Посмотрите на них внимательно и постарайтесь запомнить их названия и внешний вид.

- Отправляясь в лес за грибами, какое правило нужно помнить?

Прикрепляется к доске (приложение 3):

  • Не трогай незнакомые и несъедобные грибы.

Физминутка.

Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

Поднял грибок. Положил в кузовок. (Наклоны)

- А теперь я буду называть названия грибов.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб - разводите руки в стороны, повороты головой.

VI. Закрепление полученных знаний.

1. Интерактивная игра в группах “Собери грибы в корзину

У каждой группы компьютер. В программе Paint нужно собрать съедобные грибы в корзину (приложение 1)

Учитель проверяет выполнение работы

Ребят, а что делать с незнакомыми грибами и ядовитыми? Почему?

Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. Например, лоси лечатся мухомором. А ещё всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса.

Какое правило про ядовитые и незнакомые грибы можно сформулировать?

Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы.

Прикрепляется к доске.

VII. Рассказ учителя

Грибы бывают большие. Например, гриб чага. (слайд 9)

И грибы бывают маленькие, по-другому их называют карлики.

Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с родителями в деревню, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу? Она заплесневеет. А что такое плесень?

Это тоже грибы, только очень маленькие. А если их рассмотреть под микроскопом, то увидим, что они очень похожи на привычные для нас грибы. И таких грибов-карликов много. (10 слайд)

(10 слайд - щелчок).- Ваши мамы ставят тесто на пирожки?

Тесто должно подняться, а что надо добавить для этого в тесто?

Дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки, батоны и другие хлебные изделия.

(10 слайд - щелчок).

- Что дает корова?

- В магазинах помимо молока есть кефир, сметана, ряженка, творог – это все молочные продукты. А как получают кефир? Его тоже дает корова?

Есть кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир.

(10 слайд - щелчок).Грибы-карлики нас ещё и лечат. Слышали такое название “пенициллин”? Этот маленький грибок живёт в лекарствах. Он был изобретен во время ВОВ, когда было много раненых и многим из них приходилось ампутировать руки и ноги, т. к. не было этого нужного лекарства. А его изобретателю поставлен за это памятник.

Вывод: грибы-карлики можно встретить в кефире, хлебе, лекарствах.

VIII. Обобщение и подведение итогов.

Из-за своих свойств, грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека?

Еще один интересный факт: в Европе люди не употребляют в пищу грибы, растущие в лесу. Они специально выращивают грибы. Эти грибы называются шампиньоны и трюфели. Даже стали разводить специальную породу свиней, которые находят грибы по запаху.

- Какие же правила надо соблюдать в лесу при сборе грибов?

IX. Домашнее задание.

X. Рефлексия.

Кто сегодня сам себе понравился? А кто не очень понравился?

Спасибо всем за урок.