Особенности организации и содержание занятий по физической культуре для учащихся 5–7-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Можно смело утверждать, что для большинства учащихся самым интересным является урок физической культуры. И не потому, что на этом уроке вроде бы не надо думать – играй себе в мяч, а потому, только здесь, в спортивном зале, в честно соперничестве можно победить одноклассника в одном из видов физических упражнений или, что ещё почётнее, преодолеть свою физическую и моральную слабость. И это на виду всего класса.

Такие, казалось бы, незначительные победы зачастую остаются яркими воспоминаниями надолго, а то и на всю жизнь.

Урок физической культуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе.

В самом деле, учить детей технике спортивных дисциплин, развивать их физические качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки – и всё это с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Дети любят порядок, дисциплину и не любят хаос и неорганизованность. Мастерство учителя заключается в умении сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное с элементами новизны.

На уроке нет мелочей.На качество урока влияет всё: от выражения лица учителя до тембра его голоса. Есть хорошее правило: прежде чем что-то делать, нужно чётко, внятно и кратко объяснить детям, что хотим от них. Главное – поменьше муштры и побольше осмысленности в действиях.

Однообразно повторяющиеся из урока в урок рывки руками и приседания ребята называют зарядкой. Такая зарядка носит ритуальный, дисциплинирующий характер и не несёт ни смысловой, ни физической нагрузки.

Скоротечная (5-7 минутная), эмоциональная и неожиданная по содержанию разминка с упражнениями, требующими напряжения всех сил, быстро приводит в рабочее состояние.

Очень интересно проходит разминка, если упражнения в командах дети выполняют, положив руки на плечи друг другу. Наклоны, приседания, упражнения для пресса на полу в этом положении дают такой заряд эмоции, веселье, что их может хватить до конца урока.

Необходимо учитывать при проведении общеразвивающих упражнений, систематически напоминая детям о значениях упражнения, например, чтобы не было радикулита – надо постоянно делать вот это, упражнение; если не будете растягивать связки, делать упражнения на гибкость – «закаменеете»; если не будете тренироваться в равномерном беге – ослабнут мышцы сердца и т. д. Так можно подводить ребят к осознанию значения общеразвивающих упражнений.

Оживление в разминку вносят и так называемые «упражнения-ловушки», заставляющие учащихся быстро реагировать на ситуацию, например, из исходного положения – упор присев, быстро, не отрывая рук и ног от пола, выпрямить ноги. Дети, как правило, принимают положение упор лёжа и только один или два ученика в классе принимают правильное положение – упор стоя согнувшись.

Исключить лишние перестроения, длинные объяснения, длительное выполнение упражнений и большие паузы между ними.

Важно не потерять темпа в конце подготовительной части, чтобы плавно и естественно перейти к основной части урока. Дети привыкают к определённому порядку, а главное, укрепляются в осознании значения каждой части урока, если они разделены между собой.

Обучение двигательным навыкам может и должно стать самым увлекательным занятием на уроке физкультуры. Детям для их развития постепенно требуется не только интеллектуальная информация, но и двигательная. И чем больше двигательных навыков осваивает ученик, тем быстрее он развивается физически и умственно.

Дети любят учиться, дети любят, когда с ними занимаются, возятся, они простят многое, если учитель на уроке работает.

Каждый ученик должен получить шанс для реализации своих способностей на уроке физкультуры. Если ростовые данные не позволяют ребёнку доминировать в баскетболе или волейболе, есть спортивная гимнастика, лыжи; имеешь большой вес – можешь поднимать штангу, побороться и т. д.

Класс обучается на уроке новому, повторяет и совершенствует ранее изученное. Здесь вряд ли можно что-то добавить к словам К. Д. Ушинского: «Привязывать к старому, уже твёрдо укоренившемуся, всё изучаемое вновь – это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого обучения. Хорошая школа, кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знания учеников быстро растут...»

Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме: показ и краткое объяснение основ техники движения – первые пробные попытки – исправление ошибок – повторение и совершенствование. Нет необходимости изучать техники движения, да и времени на обучение явно мало. Обучать навыку желательно в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы ученик мог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения используются разнообразные методы: поточный, фронтальный, групповой, но наиболее эффективен самостоятельный. После показа ребята тренируются самостоятельно, а преподаватель время от времени поправляет, подсказывает ученикам,

После 3-5 минут самостоятельных занятий учитель попросит некоторых учеников показать изучаемое движение. Вызывать надо как тех, у кого получается, так и тех, у кого дела идут пока неважно. Учитель указывает на ошибки, отмечает отличившихся, подбадривает неудачников. Хорошо, если изучаемое движение или элемент можно на этом уроке применить в игре, соревновании. Если это получится, учителю не придётся на следующем уроке заставлять класс заниматься, так как дети увидят результат учения не в перспективе, а немедленно. Тогда смело можно говорить, что урок физкультуры состоялся.

Главный принцип обучения: не умел – научился – применил. Замечая и отмечая динамику обучения, урок физкультуры становится для ученика постоянным источником радости. Для преподавателя важно замечать каждого ученика на уроке, особенно в момент самостоятельного совершенствования техники движения, подсказывать, поправлять, отметить малейшие сдвиги в сторону улучшения. Дети должны чувствовать заинтерисованность учителя в результате своего труда, тогда отдача на уроке не замедлит сказаться.

Чтобы процесс обучения состоялся, необходимо два условия:

  • чтобы ученик хотел,
  • чтобы учитель умел.

На уроке обязательно должна быть игра. Урок без игры превращается в нудную работу, которую дети не могут выполнять долго.

Обучая детей, учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее (словословие, паузы, перестроения), делая урок динамичным, интересным.

Заканчиваться урок должен организованно. «Как закончился урок, так начнётся и следующий в этом классе».