Цели урока:
- раскрыть значение понятий "смысловое, интонационное выделение";
- напомнить учащимся условия обособления, продолжить формировать умение определять эти условия;
- совершенствовать умение графически объяснять условия обособления; совершенствовать навыки правильного чтения предложений с обособленными членами;
- закрепить пунктуационные навыки учащихся, совершенствовать навыки целесообразного использования обособленных членов в собственных высказываниях.
Оборудование урока:
- раздаточный материал,
- мультимедийная установка, экран
Ход урока
I. Организационный момент
У учащихся было предварительное задание: повторить изученный материал по теме "Обособленные члены ".
II. Актуализация знаний (слайд 1)
Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. То есть обособленными являются члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно. Существо обособленных членов предложения заключается в том, что они содержат элемент добавочного сообщения, следовательно, обособление тесно связано с сообщительной функцией предложения. Выделенные члены предложения, приобретя относительную самостоятельность, получают большую, по сравнению с обычными членами, смысловую значимость. Обособляться могут только второстепенные члены предложения, так как главные являются носителями основного сообщения, и они не могут быть выключены из состава предложения без нарушения его предикативной основы.
При повторении темы следует обратить внимание на интонационное выделение обособленных членов: перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) повышается голос, делается пауза, фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых отрезков, на которые членится предложение.
1. Учащимся предлагается поработать со схемой и ответить на вопросы (слайд 2)
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Какие члены предложения могут обособляться?
- Как подчеркиваются обособленные члены?
- Что такое распространенные обособленные члены?
- На какие группы делятся предложения с обособленными членами?
- Вспомните условия обособления определений, приложений, обстоятельств и дополнений.
2. Выполнение заданий
- В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? (слайд 3,4)
- В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом? (слайд 5)
Какие виды определений вам известны? Перечислите условия обособления определений.
Согласованные определения обособляются, если:
1. стоят после определяемого слова;
2. относятся к личному местоимению;
3. имеют дополнительное обстоятельственное значение.
Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите обособленные определения и объясните условия их обособления. (слайд 6)
Каким стилям речи принадлежат предложения и какова стилистическая роль в них обособленных определений?
Вспомните условия обособления несогласованных определений.
Несогласованные определения обособляются, если:
1. относятся к имени собственному;
2. относятся к личному местоимению;
3. выражены формой сравнительной степени прилагательного или инфинитивом.
Запишите, расставляя знаки препинания и выделяя несогласованные определения. (слайд 7)
Назовите условия обособления обстоятельств.
1. Выражены деепричастием или деепричастным оборотом.
2. Обособляются существительные с предлогом несмотря на.
Не обособляются.
1. Деепричастие = наречию.
2. Деепричастный оборот - сказуемое.
3. Деепричастный оборот - фразеологизм.
Не являются деепричастными оборотами и не обособляются предложные сочетания смотря по, начиная с, исходя из.
В каких предложениях допущена ошибка? Выпишите номер предложения (слайд 8)
Сформулируйте условия обособления дополнений.
Обычно обособляются существительные с предлогами или предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх и др. с ограничительным или расширительным значением (включения, исключения, замещения).
Перепишите, правильно расставляя знаки препинания. (слайд 9)
3. Самостоятельная работа
Для отработки условий обособления учащимся предлагается работа с текстом (текст распечатан для каждой парты).
(1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос - картошкой, на голове - пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (1)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (2)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. (3)"Беспутный" - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (4)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.
(5) Сашка, ты бы умылся, что ли! (6)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! - кричали женщины и сердито качали головой.
(7) Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его ... жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (8)Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара:
(9) Вот не будешь учиться - станешь таким, как этот Сашка!
(10) Умер Сашка, как и жил, как-то нелепо. (11)Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (12)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:
(13) Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (14)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (15)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (16)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.
(17) Вечером несколько учителей пошли в избушку, чтобы там прибраться перед похоронами. (18)В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (19)А над столом большая картина. (20)На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. (21)Среди неба - пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел.
1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
2. Среди предложений 1- 8найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 7-10 укажите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. Напишите номер этого предложения.
III. Подведение итогов
IV. Домашнее задание: выписать из рассказов А.М Горького предложения с обособленными членами.