Тип урока: урок изучения нового материала.
Ведущие технологии обучения: групповые, информационные (компьютерные).
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.
Задачи: с опорой на раздаточный материал (составленный на основе учебника под ред. Ведюшкина В. А., Бурина С. Н.) изучить в группах экономику, политику, религию, искусство, науку Англии в эпоху Тюдоров; представить информацию в виде тезисов для заполнения общей таблицы; сравнить новый материал с уже изученным.
Цели урока:
- Образовательные – обобщение имеющихся знаний по данной теме, выявление особенностей экономического и политического развития Англии в XVI в., специфики английской Реформации, выяснение обстоятельств, приведших к превращению страны в сильную морскую державу, изучение расцвета культуры Елизаветинской эпохи.
- Воспитательные – развитие чувства коллективизма, формирование представления о несправедливости деления общества по имущественному и правовому принципу.
- Развивающие – развитие умений самостоятельного изучения, анализа и сравнения материала, прослеживания причинно-следственных связей, формулирования кратких конспективных выводов; формирование ярких образов исторической эпохи за счет наглядных средств обучения и достижений искусства.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Англия в эпоху Тюдоров», стенд: «Говори и пиши правильно», «Генеалогическое древо Тюдоров и Стюартов», раздаточный материал с индивидуальными заданиями и таблицами для каждой группы (по количеству учеников).
Предварительная подготовка: предыдущие уроки по Франции или другим странам изучаемого периода желательно построить по аналогичной схеме, чтобы учащиеся разбились на группы постоянного состава, привыкли к групповой работе, к распределенным обязанностям (командир, секретарь, хранитель времени, 1-2 докладчика), к структуре изучения темы, к заполнению сводной таблицы. При этом «профессия» группы может меняться на каждом уроке. Следует обратить особое внимание на формирование навыков составления тезисов, а также на усвоение терминов, которые потребуются на уроке – «капитализм», «абсолютизм», «Реформация», «протестанты».
Ход урока
Время | Деятельность учителя (приемы и средства преподавания) |
Деятельность учащихся (приемы и средства обучения) | Номер слайда презентации |
1 минута | Организационный момент. | 1 | |
Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя, занимают свои места. | ||
2 минуты | Формулирование темы урока. | 2–6 7 |
|
Рассказывает легенду о посвящении Френсиса Дрейка в рыцари, параллельно сменяя слайды презентации. По окончании рассказа задает вопросы: – Ребята, как вы думаете, в какой стране это могло произойти? – Правильно! Как вы уже поняли, мы продолжаем изучать отдельные страны Европы в начале Нового времени. Нам уже известны особенности развития Франции (других государств). Сегодня мы займемся изучением Англии. Историки зачастую называют периоды в истории государств и целые эпохи по имени правящей династии. Может, кто-то из вас знает, какая была фамилия у королевы Елизаветы? – Действительно, Тюдоры – династия, правившая в Англии в начале Нового времени, точнее с 1485 по 1603 годы. Может, кто-то сможет сформулировать тему урока? – А что нам уже известно об Англии? |
Отвечают на вопросы учителя: – В Англии. – Тюдор. – «Англия в эпоху Тюдоров». |
||
1 минута | Составление плана урока. | 7 | |
– Какие вопросы мы должны с вами изучить? (план выводится на экран по мере называния отдельных пунктов учащимися) | – Экономика, политика, религия, искусство, наука. | ||
10 минут | Изучение нового материала. | ||
– Теперь каждая группа займется изучением своего вопроса: первая – экономисты, вторая – политологи, третья – религиоведы, четвертая – искусствоведы, пятая – ученые. Возьмите, пожалуйста, листы с заданиями. На их выполнение отводится десять минут. Контролирует выполнение задания учащимися, оформляет стенд: «Говори и пиши правильно», «Генеалогическое древо Тюдоров и Стюартов». |
Выполняют задания по группам: изучают тему, формулируют краткие выводы и записываю их в свою часть таблицы. | ||
25 минут | Проверка выполнения задания. | 8–21 22–30 31–35 36–41 42–46 |
|
Заслушивает рассказы учеников, параллельно сменяя слайды презентации по темам: – экономика; – политика; – религия; – искусство; – наука. Корректирует тезисы и выводит их на экран, подводит краткие итоги после выступления каждой группы. |
Освещают темы по группам, зачитывают свои выводы. «Искусствоведы» также зачитывают стихотворение и отвечают на вопрос, сформулированный в их задании. | ||
5 минут | Подведение итогов урока. Рефлексия. | 47 | |
Выводит на экран сводную таблицу, просит учащихся вспомнить основные моменты по каждому разделу. По мере ответов учащихся заполняет ее содержание. В конце задает вопросы на сравнение с изученными странами, подводит итоги. | Перечисляют тезисы и основных представителей (желательно, чтобы ученики отвечали не по тем темам, которые сами изучали). Отвечают на вопросы, проводят параллели. | ||
1 минута | Объяснение домашнего задания. | ||
Объясняет домашнее задание, благодарит детей за урок. | Записывают домашнее задание в дневники. |
Домашнее задание: самостоятельно заполнить таблицу по изученному материалу. Дополнительно (по желанию): с использованием знаний, полученных на уроке, написать рассказ на тему «Путешествие по Англии XVI века», отразив особенности развития государства и жизни англичан.