Тема урока "Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни: любовь, дружба, доброта). Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте.

Задачи урока.

  1. Развивать умение работать над образом литературного героя (портрет, черты личности, отношение автора к герою, собственное отношение к герою).
  2. Формирование умения работать с текстом, делать выводы, обобщать.
  3. Формирование умения выразительно читать, читать по ролям, пересказывать текст.
  4. Уметь формулировать главную мысль произведения.

План урока.

1. Оргмомент.

2. Вхождение в тему. Актуализация знаний учащихся.

3. Биография автора. Проверка домашнего задания.

4. Анализ сказки.

5. Итог урока.

1. Оргмомент.

Эпиграф урока (на доске):

… И вы увидите: всё станет по-другому... Антуан де Сент-Экзюпери

Звучит песня: Слова Н. Добронравова Музыка М. Таривердиева.

1. Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому –
Прямо за пристанью бьётся волна.

2. Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звёздный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.

3. Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.

4. Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.

5. В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.

6. Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому –
Прямо за пристанью бьётся волна.

2. Вхождение в тему. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Ведь если звёзды зажигают,
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

   Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: “Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся”. А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

   Задумались... сегодня я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

- Что значит верная дружба? Для чего живёт человек?

Нашим собеседником будет добрый, мудрый человек - французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.

Начинаем наш урок. Закройте глаза и улыбнитесь, представив себе самого дорогого человека- маму, папу. Своего самого близкого друга. А теперь откройте глаза и улыбнитесь мне, а я вам. Улыбка располагает к приятному общению.

Мне хотелось бы, чтобы сегодня все приняли участие в нашем уроке общения, не стеснялись высказывать свою точку зрения, свои мысли. Сегодня мы прощаемся с чудесной сказкой Антуана де Сент – Экзюпери.

Маленький принц хотел постичь мудрость жизни, он искал друга. С ним мы грустили и улыбались. С ним нас познакомила книга Антуана де Сент-Экзюпери.

Что же это был за человек?

3. Биография автора. Проверка домашнего задания.

Сюрприз на урок – биографию автора рассказывает подготовившийся заранее ученик.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.

Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись, друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.

Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел, все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.

В 1944 году он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.

- Да! Верно! Антуан де Сент-Экзюпери прожил короткую, но удивительную жизнь. Незадолго до своей гибели он написал чудесную сказку “Маленький принц”. Мы – дети всей планеты Земля - благодарны ему за то, что подружил нас с Маленьким принцем, хозяином далекой крохотной планеты – астероида Б-612 “Маленький принц, мальчишка из сказки,

В космос бескрайний глядишь без опаски.
Знаешь, что звезды далекие греют
Тех, кто в их свет без сомнения верит,
Тех, кто доверил свои им мечты…
И им особенно дорог стал Ты…”.

Сегодня мы попрощаемся с Маленьким принцем. Наша задача – определить одну из основных мыслей этой сказки. Одну – потому что их там очень много.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то “… И вы увидите: всё станет по-другому...”. Попробуем усвоить эти уроки!

- Кому посвящена сказка “Маленький принц”?

Выразительное чтение посвящения.

- Основная мысль посвящения. (Взрослым, чтобы старались лучше понимать детей, детям, чтобы лучше понимали взрослую жизнь)

- Но разве взрослые не понимают детей?

- Разве мы разговариваем на разных языках?

Проверка домашнего задания – вопросы с 120 учебника.

4. Анализ сказки.

Вспомните, ребята, как началась история маленького принца.

Краткий пересказ по плану 1 части.

Откуда появился Маленький принц?

Как мы это узнаем?

Найдите в тексте по учебнику 2 часть.

Маленький принц был необыкновенно красивый. Попробуйте нарисовать его словесный портрет, используя иллюстрации учебника.

Это был взрослый или ребенок? Докажите свою мысль.

Какой секрет был у него?

Кто помнит утреннее золотое правило Маленького принца?

Какой была его планета?

Чтение по ролям 8 главы.

Главная мысль главы?

Маленький принц отправился на поиски друга. Он был эгоистичным, он обиделся на розу. и только на земле сделал признание.

Физкультминутка.

Пословицы на доске. Какие пословицы вы подобрали бы к этой сказке?

  1. Дружба как стекло: разобьешь-не сложишь.
  2. Один, да дорог, не надобно и сорок.
  3. В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.
  4. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Стоя прочитать объяснить.

Маленький принц отправился странствовать в поисках друга. Вы нарисовали прекрасные иллюстрации к сказке.

Задание: Восстановить порядок событий, составить картинный план.

  1. Король.
  2. Честолюбец.
  3. Пьяница.
  4. Деловой человек.
  5. Фонарщик.
  6. Географ.

Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.

Большие возможности у этого приёма. Он нужен для понимания главной мысли произведения. Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей.

Почему ни один из них не стал ему другом?

Какой увидел Маленький принц Землю?

На Земле его ждал неожиданный сюрприз. (ХХ глава)

Пересказ отрывка о появлении Лиса

Вот тут – то и появился лис. Почему лис отказался поиграть с Маленьким принцем?

Выберите из слов то, которое употреблено в тексте:

“Я для тебя только лисица … Но если ты меня (полюбишь, узнаешь, приручишь, найдешь – мы станем нужны друг другу.

“Ты будешь для меня (один, только один, всего один, единственным в целом свете).

- Найдите и продолжите словами текста с 115-116.

(Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится …)

Стал ли Лис другом?

Помог ли Лис понять Маленькому принцу его ошибку по отношению к розе?

Почему она для него единственная?

Вернитесь к пословицам.

Какая ближе всего к этой теме?

Объясните!

Конечным пунктом путешествия была планета Земля. Здесь принц встретил Лиса, совсем не похожего на тех взрослых, которых встречал на других планетах. Лис сказал слова, которые объясняют, что такое дружба. Каждый из вас сейчас возьмёт одну карточку со словом из этой фразы. Вам предстоит выстроиться так, чтобы мы смогли прочитать высказывание Лиса. “ Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”. Здесь, на Земле, миссия Маленького принца выполнена.

Ребята, с каким из героев из ранее прочитанных произведений можно сравнить Маленького принца?

Обоснуйте свой ответ.

Буратино                                 Маленький принц

  1. серьезный
  2. одинокий
  3. веселый
  4. умеет удивляться
  5. мечтательный
  6. доверчивый
  7. любопытный
  8. любит путешествовать
  9. много друзей
  10. готов отдать за друга все
  11. эгоист в начале
  12. настойчивый

5. Итог урока. Домашнее задание

В чем же главная идея сказки?

Чему она должна нас научить?

Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой.

Мне хотелось бы, чтобы став взрослыми, вы еще раз вернулись к сказке. Она еще многому научит вас. Маленький принц поделится еще многими тайнами.

Иллюстрация пустыни. Учитель зачитывает конец сказки.

Домашнее задание: выписать мудрые мысли сказки.

Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то, в безвестном уголке Вселенной, барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам Розу.

Вечером взгляните на небо и спросите себя: “Жива ли та Роза или её уже нет? Вдруг барашек съел её”. И вы увидите, всё станет по-другому…

Немы уста, и слепы очи…
И ковыляешь, как в бреду…
Но только сердцем тёмной ночью
Найдёшь заветную звезду.

Л.Я.Зиман

Литература

  1. “Маленькая дверь в большой мир”, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, издательство “Баласс”, 2011 год.
  2. “Детские писатели” справочник для учителей и родителей, Н.И. Кузнецова, И.И.Мещерякова, издательство “Баласс”, 2008 год.
  3. Тетрадь по чтению к учебнику “Маленькая дверь в большой мир”, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, издательство “Баласс”, 2011 год.