Урок русского языка с использованием работы в парах. Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (Школа России). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. закрепить понятия “части речи”, “существительное”; учить определять части речи по вопросу; совершенствовать умение отличать одушевленные существительные от неодушевленных;
  2. развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес;
  3. воспитывать самостоятельность, умение работать в парах без всяких ссор и обид, воспитывать интерес к истории России, русского народа.

Оборудование: карточки со словами “книга”, “знаний”, “источник”; на доске нарисована книжная полка (большие и маленькие книги); карточки на столах для работы в парах; опорная схема (на правой стороне доски); деформированное предложение; словарные слова, для работы в парах на доске; стихотворение (на доске), для письма по памяти; книжка – раскладушка, со сказочными персонажами и заданиями, соответствующими этапам работы на уроке.

Организационный момент. Тема урока. Цели урока.

  • Чтобы прочитать название темы надо по другому расставить книги на полке: сначала поставить большие, а потом маленькие.

  • Что такое существительное?
  • Сегодня на уроке мы будем учиться отличать слова, отвечающие на вопрос “кто?” от слов, отвечающих на вопрос “что?”
  • Запишите число, классная работа.

Игра: “Слово потерялось”.

– источник знаний.

  • Запишите красиво, чтобы записанные слова было приятно читать любому и подумайте, почему так говорят?

(Из книг мы узнаем много нового, интересного, учимся мы тоже по книгам – учебникам.)

  • Укажите части речи в предложении.
  • Докажите, что все слова – существительные.

Демонстрация учебника “Источник знаний”.

  • К нашему уроку я подготовила книгу, которая тоже называется “Источник знаний”. Она будет помогать нам сегодня учиться.
  • Что такое источник?

(В словаре Ожегова сказано, что источник – струя жидкости, вытекающая из земли; то, что дает начало чему-нибудь (памятник, документ, на основе которого строится исследование).)

  • Назовите синоним слову “источник” (родник)

Составление предложений со словом “родник” (самостоятельная запись, определение частей речи).

  • Хотите открыть и посмотреть книгу?
  • Итак, 1 страница

Работа по книжке – раскладушке.

(Повторение. Работа со схемой.)

  • Кого вы видите на 1 странице? (Напоминайка.)
  • Напомните, пожалуйста, что такое существительное?
  • Что обозначает эта схема?

  • Что может обозначать имя существительное? (Названия предметов, явлений природы, события, состояние чего-нибудь и др.)

Письмо по памяти.

  • Задание от Напоминайки! Выучите стихотворение и запишите его по памяти.

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый.

  • Прочитайте самостоятельно. Научитесь читать выразительно. Кто хочет прочитать вслух?
  • Назовите в словах “ошибкоопасные” места (читаем по предложению).
  • Какие знаки препинания есть в четверостишии?
  • Выучите наизусть (работа в парах).
  • Запишите самостоятельно (взаимопроверка).
  • Укажите существительные! Как вы определили, что эти слова являются существительными?
  • Что обозначает цифра “1”?

Звуко-буквенный анализ слова (коллективная работа; один человек у доски).

Снег – 1 слог, 4 звука, 4 буквы.

С [c`] – согл., мягк., глух. (парн.)

Н [н`] – согл., мягк., зв. (непарн.)

Е [э] – гл., уд.

Г [к] – согл, тв., глух.

  • Открываю 2 страницу (чистописание)
  • Кого вы увидели на второй странице? (“Веселого карандаша”.)
  • Какие предметы есть у Карандаша?
  • Какой частью речи являются эти слова? (Сачок, поплавок, шляпа, альбом, карандаш, узелок.)
  • На какой вопрос отвечают эти слова? Как называются такие существительные? (Неодушевленные.)
  • Прочитайте слова, которые написал Карандаш!
  • Что общего во всех словах, которые он написал?

П . лить, п . терка, пл . щадка, п . тух

(Все слова начинаются на “б”, “п”. Во всех словах пропущена безударная гласная.)

  • Какую безударную гласную напишите вместо точки?
  • Какое слово лишнее?
  1. “Петух”, здесь безударную гласную надо запомнить, а в остальных словах можно проверить);
  2. лишнее слово “пилить”, оно обозначает действие предмета, а все остальные – название предмета;
  3. определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

(Заглавная и строчная буква чередуются с орфограммами в словах.)

Ппи Ппя Ппо Ппе

  • открываю 3 страницу (Работа в парах)
  1. I вариант. Мальч . к, уч . ник, учит . ль, р . бота, дев . чка.
  2. II вариант. Гор . д, м . шина, меб . ль, з . вод, л . пата.
  • Продиктуйте словарные слова соседу!
  • На какой вопрос отвечают существительные I варианта? II варианта?

Физкультминутка.

Работа по карточкам.

I вариант – записывают только одушевленные существительные.

II вариант записывают только неодушевленные существительные.

(Взаимопроверка; коллективная проверка.)

  • Открываю следующую станицу 4.

Знакомство с “древними” словами.

  • Как называют предметы, которые вы видите?
  • Кому могли принадлежать эти предметы?
    (Серп, цеп, соха, кольчуга, щит, ветрило.)
  • Почему эти слова не сохранились?
    (Потому, что ушли из жизни эти предметы. Историзмы.)
  • Современный воин вооружен по – другому.
  • А место некоторых слов заняли другие слова с тем же значением (архаизмы).
    (Например, “ветрило” – парус.)

Например, сбруя, стремя – сохранились без изменения, другие получили новое значение (копье у спортсмена, шлем у танкиста или космонавтов, древко знамени, плащ дождевик.)

  • Кому принадлежали серп, соха, цеп? (Крестьянину.)
  • Назовите предметы в одежде крестьянина, которые давно уже не носят? (Лапти, онучи.)
  • Кому принадлежало копье, шлем, кольчуга? (Показ.)
  • Запишите слова в строчку (устно ставьте вопрос к слову): онуча, лапти, сбруя, стремя, цеп, соха.
  • Какой вопрос зададите к этим словам?
  • Что нужно сделать, чтобы определить часть речи?
  • Открываю 5 страницу

  • А вот такими картинками русские крестьяне любили украшать свои избы. Лубочными картинками называются потому, что вырезались сначала на лубке – липовой коре, а с лубка печатались уже на бумаге. Потому картинки иногда называют и просто лубком. На этих картинках очень часто изображались персонажи из сказок и былин, сцены из жизни.
  • Составьте предложение.

Русские, украшали, крестьяне, лубочными, избы, картинками.

(Русские крестьяне украшали избы лубочными картинками.)

  • Запишем, комментировано (один ученик комментирует, называя орфограммы)
  • Укажите существительные! Подчеркните основу предложения!

Рефлексия: Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось? Все ли получилось?

  • 6 страница. ИТОГ.
  • На какие две группы можно разделить предметы? (одушевленные, неодушевленные)
  • Что может обозначать существительное?
  • На какие две группы можно разделить существительные?
  • Как определить, какой частью речи является слово?

Домашнее задание: сделать свою книжку – раскладушку с заданиями для товарища по теме “Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

– Оценки… – Урок окончен.

Дополнительный материал:

Онуча – обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка.

Лапти – плетеная обувь из лыка, обхватывающая только ступню ноги.

Сбруя – принадлежности для запряжки лошади.

Стремя – железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора всадника.

Цеп – ручное орудие для молотьбы.

Соха – примитивное сельско-хозяйственное орудие для вспахивания земли.