Цели:
- закрепить понятия “части речи”, “существительное”; учить определять части речи по вопросу; совершенствовать умение отличать одушевленные существительные от неодушевленных;
- развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах без всяких ссор и обид, воспитывать интерес к истории России, русского народа.
Оборудование: карточки со словами “книга”, “знаний”, “источник”; на доске нарисована книжная полка (большие и маленькие книги); карточки на столах для работы в парах; опорная схема (на правой стороне доски); деформированное предложение; словарные слова, для работы в парах на доске; стихотворение (на доске), для письма по памяти; книжка – раскладушка, со сказочными персонажами и заданиями, соответствующими этапам работы на уроке.
Организационный момент. Тема урока. Цели урока.
- Чтобы прочитать название темы надо по другому расставить книги на полке: сначала поставить большие, а потом маленькие.
- Что такое существительное?
- Сегодня на уроке мы будем учиться отличать слова, отвечающие на вопрос “кто?” от слов, отвечающих на вопрос “что?”
- Запишите число, классная работа.
Игра: “Слово потерялось”.
– источник знаний.
- Запишите красиво, чтобы записанные слова было приятно читать любому и подумайте, почему так говорят?
(Из книг мы узнаем много нового, интересного, учимся мы тоже по книгам – учебникам.)
- Укажите части речи в предложении.
- Докажите, что все слова – существительные.
Демонстрация учебника “Источник знаний”.
- К нашему уроку я подготовила книгу, которая тоже называется “Источник знаний”. Она будет помогать нам сегодня учиться.
- Что такое источник?
(В словаре Ожегова сказано, что источник – струя жидкости, вытекающая из земли; то, что дает начало чему-нибудь (памятник, документ, на основе которого строится исследование).)
- Назовите синоним слову “источник” (родник)
Составление предложений со словом “родник” (самостоятельная запись, определение частей речи).
- Хотите открыть и посмотреть книгу?
- Итак, 1 страница
Работа по книжке – раскладушке.
(Повторение. Работа со схемой.)
- Кого вы видите на 1 странице? (Напоминайка.)
- Напомните, пожалуйста, что такое существительное?
- Что обозначает эта схема?
- Что может обозначать имя существительное? (Названия предметов, явлений природы, события, состояние чего-нибудь и др.)
Письмо по памяти.
- Задание от Напоминайки! Выучите стихотворение и запишите его по памяти.
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый.
- Прочитайте самостоятельно. Научитесь читать выразительно. Кто хочет прочитать вслух?
- Назовите в словах “ошибкоопасные” места (читаем по предложению).
- Какие знаки препинания есть в четверостишии?
- Выучите наизусть (работа в парах).
- Запишите самостоятельно (взаимопроверка).
- Укажите существительные! Как вы определили, что эти слова являются существительными?
- Что обозначает цифра “1”?
Звуко-буквенный анализ слова (коллективная работа; один человек у доски).
Снег – 1 слог, 4 звука, 4 буквы.
С [c`] – согл., мягк., глух. (парн.)
Н [н`] – согл., мягк., зв. (непарн.)
Е [э] – гл., уд.
Г [к] – согл, тв., глух.
- Открываю 2 страницу (чистописание)
- Кого вы увидели на второй странице? (“Веселого карандаша”.)
- Какие предметы есть у Карандаша?
- Какой частью речи являются эти слова? (Сачок, поплавок, шляпа, альбом, карандаш, узелок.)
- На какой вопрос отвечают эти слова? Как называются такие существительные? (Неодушевленные.)
- Прочитайте слова, которые написал Карандаш!
- Что общего во всех словах, которые он написал?
П . лить, п . терка, пл . щадка, п . тух
(Все слова начинаются на “б”, “п”. Во всех словах пропущена безударная гласная.)
- Какую безударную гласную напишите вместо точки?
- Какое слово лишнее?
- “Петух”, здесь безударную гласную надо запомнить, а в остальных словах можно проверить);
- лишнее слово “пилить”, оно обозначает действие предмета, а все остальные – название предмета;
- определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
(Заглавная и строчная буква чередуются с орфограммами в словах.)
Ппи Ппя Ппо Ппе
- открываю 3 страницу (Работа в парах)
- I вариант. Мальч . к, уч . ник, учит . ль, р . бота, дев . чка.
- II вариант. Гор . д, м . шина, меб . ль, з . вод, л . пата.
- Продиктуйте словарные слова соседу!
- На какой вопрос отвечают существительные I варианта? II варианта?
Физкультминутка.
Работа по карточкам.
I вариант – записывают только одушевленные существительные.
II вариант записывают только неодушевленные существительные.
(Взаимопроверка; коллективная проверка.)
- Открываю следующую станицу 4.
Знакомство с “древними” словами.
- Как называют предметы, которые вы видите?
- Кому могли принадлежать эти предметы?
(Серп, цеп, соха, кольчуга, щит, ветрило.) - Почему эти слова не сохранились?
(Потому, что ушли из жизни эти предметы. Историзмы.) - Современный воин вооружен по – другому.
- А место некоторых слов заняли другие слова с тем же значением
(архаизмы).
(Например, “ветрило” – парус.)
Например, сбруя, стремя – сохранились без изменения, другие получили новое значение (копье у спортсмена, шлем у танкиста или космонавтов, древко знамени, плащ дождевик.)
- Кому принадлежали серп, соха, цеп? (Крестьянину.)
- Назовите предметы в одежде крестьянина, которые давно уже не носят? (Лапти, онучи.)
- Кому принадлежало копье, шлем, кольчуга? (Показ.)
- Запишите слова в строчку (устно ставьте вопрос к слову): онуча, лапти, сбруя, стремя, цеп, соха.
- Какой вопрос зададите к этим словам?
- Что нужно сделать, чтобы определить часть речи?
- Открываю 5 страницу
- А вот такими картинками русские крестьяне любили украшать свои избы. Лубочными картинками называются потому, что вырезались сначала на лубке – липовой коре, а с лубка печатались уже на бумаге. Потому картинки иногда называют и просто лубком. На этих картинках очень часто изображались персонажи из сказок и былин, сцены из жизни.
- Составьте предложение.
Русские, украшали, крестьяне, лубочными, избы, картинками.
(Русские крестьяне украшали избы лубочными картинками.)
- Запишем, комментировано
Рефлексия: Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось? Все ли получилось?
- 6 страница. ИТОГ.
- На какие две группы можно разделить предметы? (одушевленные, неодушевленные)
- Что может обозначать существительное?
- На какие две группы можно разделить существительные?
- Как определить, какой частью речи является слово?
Домашнее задание: сделать свою книжку – раскладушку с заданиями для товарища по теме “Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
– Оценки… – Урок окончен.
Дополнительный материал:
Онуча – обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка.
Лапти – плетеная обувь из лыка, обхватывающая только ступню ноги.
Сбруя – принадлежности для запряжки лошади.
Стремя – железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора всадника.
Цеп – ручное орудие для молотьбы.
Соха – примитивное сельско-хозяйственное орудие для вспахивания земли.