Цель: изучение видов отделки швейных изделий; формирование представлений учащихся о способе и последовательности изготовления рюш.
Задачи:
- сформировать у учащихся представления о способе и последовательности изготовления рюш с помощью инструкционных карт;
- корригировать мышление посредством выполнения специальных упражнений на восстановление деформированного текста на материале инструкционной карты;
- воспитывать мотивацию к учению, умение работать в паре и коллективе.
Материалы и оборудование:плакаты с объяснением новых терминов, серия картинок с изображениями различных видов отделки швейных изделий, инструкционные карты, образцы пооперационной обработки соединения рюша с изделием, папки-накопители, альбомы для практических работ, тетради учащихся, записи музыкальных отрывков для проведения физминуток.
Подготовительная работа:повторение темы “Оборки”, способов обработки низа изделия, рассматривание и определение различных видов отделки швейных изделий.
План урока
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного материала с опорой на наглядность.
Повторение термина “оборка”, вывешивание на доску плаката с определением термина, прочитывание учеником.
3. Коллективная работа – отбор рисунков с изображением оборок.
4. Использование элементов частично-поискового метода.
Определение различий в рисунках, которые не попадают под определение “оборка”.
5. Объявление темы урока “Рюши”.
Вывешивание плаката с определением, прочитывание учеником.
6. Работа в тетрадях. Запись определения “Рюши”.
7. Работа с практическим материалом. Рассматривание образцов рюш.
8. Работа в парах. Определение способа обработки края рюши.
Презентация ответов по итогам работы в парах (отвечает один представитель).
9. Физминутка на формирование правильной осанки.
10. Предъявление инструкционных карт. Самостоятельное изучение карт.
Объяснение учителем последовательности работы, беседа по вопросам.
11. Коррекционное упражнение на развитие мышления “Сложи правильно” (на материале инструкционной карты).
Сюрпризный момент – при переворачивании листов получают слово “Хорошо”.
12. Работа с операционной картой (разложение образцов в правильной последовательности).
Выбор нужных табличек с названием технологии выполнения.
13. Итог урока.
- Назовите тему урока.
- Восстановите текст. (Какие слова закрыты?)
Настрой учащихся на следующий урок. (На следующем уроке мы будем выполнять практическую работу по изготовлению рюши с использованием инструкционной карты).
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание положительного настроя на работу. Ученики входят в класс, здороваются с гостями, занимают рабочие места. Учитель предлагает, чтобы хорошо думать, отвечать на вопросы, соблюдать правильную осанку, выполнить всем вместе дыхательную гимнастику. Учащиеся встают, принимают и.п. (руки за спину, ноги на ширине плеч):
- вдох носом, выдох – ртом 2 раза
- вдох ртом, выдох – носом 2 раза
- вдох носом, выдох – носом 2 раза
- вдох ртом, выдох - ртом 2 раза.
2. Повторение ранее изученного материала с опорой на наглядность.
Повторение термина “оборка”, вывешивание на доску плаката с определением термина, прочитывание учеником.
Учитель обращает внимание учащихся, что одна из ранее изученных тем была посвящена изготовлению оборок и просит объяснить термин “оборка”.
Дети отвечают:
- Это – прямая полоса ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.
Учитель контролирует правильность ответа учащихся, в подтверждение вывешивает плакат с объяснением термина “оборка”. Одному из учеников предлагается прочитать вслух определение, написанное на плакате.
Учитель предлагает детям в своих альбомах рассмотреть изготовленные ранее образцы оборок.
3. Коллективная работа – отбор рисунков с изображением оборок.
Учитель предлагает рассмотреть серию картин с изображениями различных видов отделки швейных изделий и выбрать рисунки с изображениями оборок.
В результате выполнения задания, рисунки на столе разложены на 2 группы, в одной из которых находятся рисунки с изображениями оборок.
4. Использование элементов частично-поискового метода.
Определение различий в рисунках, которые не попадают под определение “оборка”.
Учитель проверяет правильность коллективного выполнения задания и обращает внимание учащихся на вторую группу рисунков. Детям предлагается задание – определить и показать различия на рисунках, которые не соответствуют определению “оборка”.
Учащиеся внимательно рассматривают вторую группу рисунков и пытаются назвать увиденные различия:
- Они уже, чем оборки.
- Они настрочены посередине и не соединены с краем изделия.
Учитель контролирует правильность ответов учащихся, при необходимости оказывает дозированную помощь, использует приёмы индивидуального подхода к учащимся с учётом их психофизических особенностей.
5. Объявление темы урока “Рюши”.
Вывешивание плаката с определением, прочитывание учеником.
Учитель подтверждает правильность наблюдений учащихся и объявляет тему урока: “Рюши”. Далее, в подтверждение выводов учеников, вывешивает плакат с объяснением термина “рюш”. Одному из учащихся предлагается прочитать определение термина.
Ученик читает определение:
- Рюш – это полоска ткани для отделки, собранная на сборку посередине.
6. Работа в тетрадях. Запись определения “Рюши”.
Учитель предлагает учащимся записать в рабочих тетрадях определение нового термина – “рюш”.
7. Работа с практическим материалом. Рассматривание образцов рюш.
Учитель предъявляет образцы с различной обработкой срезов рюш. Дети внимательно рассматривают все образцы, сравнивают их. Затем учитель распределяет материал для работы в парах.
8. Работа в парах. Определение способа обработки края рюша.
Презентация ответов по итогам работы в парах (отвечает один представитель).
Учащимся предлагается задание:
- Рассмотрите свой образец ещё раз и определите способ обработки края рюша. Каждая пара выбирает своего представителя и защищает своё решение. Вы можете не согласиться с ответом пары, но тогда должны обосновать свой вариант ответа.
Дети работают в парах, обсуждают решение и составляют ответ на вопрос. Затем один из работающих в паре учеников объясняет другим учащимся, почему ими выбраноданное решение (защита ответов).
Учитель контролирует ход рассуждений учащихся, при необходимости оказывает дозированную помощь.
По результатам работы, учитель подводит краткий итог данного этапа урока:
- Ваши ответы правильные. Действительно, у первой пары был образец, на котором рюш обработан швом вподгибку с закрытым срезом. Вторая пара определила, что рюш обработан швом вподгибку с открытым срезом. У третьей пары – образец рюша, обработанного зигзагообразной строчкой.
Затем учитель обращает внимание учащихся на ещё один образец и просит определить способ обработки края рюша.
Учащиеся, используя ранее полученные знания и практические навыки, отвечают:
- Этот рюш обработан окантовочным швом.
Учитель хвалит детей и предлагает сделать физминутку.
9. Физминутка на формирование правильной осанки.
Учащиеся встают из-за стола. Физорг класса проводит под музыку физминутку (3-4 упражнения для шейно-плечевого и поясничного отделов):
- и.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сведение и разведение плеч с одновременными наклонами головы вперёд– назад (4-5 раз);
- и.п.: стоя, ноги вместе, руки вниз. Наклоны вперёд с одновременным надавливанием кистей рук на колени (4-5 раз);
- и.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Потягивание с глубоким вдохом через нос. Выдох через рот с наклоном вперёд (4-5 раз).
Учитель предлагает занять рабочие места и продолжить работу.
10. Предъявление инструкционных карт. Самостоятельное изучение карт. Объяснение учителем последовательности работы, беседа по вопросам.
Учитель раздаёт инструкционные карты и предлагает учащимся:
- На следующем уроке мы будем изготавливать образцы рюш. План работы отображён в инструкционных картах. Внимательно их изучите и запомните последовательность операций.
Учащиеся работают с картами. Затем учитель задаёт вопросы:
- Как определить месторасположение рюша на основной детали?
- Каким способом на инструкционной карте показана обработка срезов рюша?
- Как определить середину детали рюша?
- Как образовать сборку на рюше?
- Как соединить рюш с основной деталью?
- Что значит: “Окончательная отделка изделия”?
Учащиеся отвечают:
- Определить можно путём сложения пополам основной детали.
- Зигзагообразной строчкой.
- Путём сложения детали рюша пополам.
- Проложить 2 параллельные машинные строчки на одинаковом расстоянии от середины детали рюша.
- Наложить деталь рюша изнаночной стороной на лицевую сторону основной детали по намеченным линиям.
- Удалить нитки временного назначения, отутюжить изделие.
Учитель контролирует правильность ответов учащихся.
11. Коррекционное упражнение на развитие мышления “Сложи правильно” (на материале инструкционной карты).
Учитель предлагает выполнить следующее задание:
- Перед вами разрезанная инструкционная карта, с которой вы только что работали.. Вспомните правильную последовательность и восстановите карту.
Дети выполняют задание учителя (коллективная форма работы). Учитель предлагает проверить свою работу.
Сюрпризный момент – при переворачивании листов получают слово “Хорошо”.
12. Работа с операционной картой (разложение образцов в правильной последовательности).
Учащимся предлагается новый вид задания – работа с образцами пооперационной обработки изделия:
- Разложить образцы пооперационной обработки в соответствии с инструкционной картой. Строго соблюдая правильную последовательность.
Учащиеся определяют последовательность, раскладывают образцы в нужном порядке под контролем учителя.
Выбор нужных табличек с названием технологии выполнения.
У учителя в руках – “веер” из бумажных полосок. Он предлагает:
- Возьмите по одному листочку бумаги с названием операции, найдите нужный образец и подложите к нему табличку.
Учащиеся по подражанию учителю выбирают одну полоску, читают название операции, подбирают нужный образец и подкладывают табличку.
Учитель и учащиеся контролируют правильность ответов.
13. Итог урока.
В конце работы учитель подводит итог урока, предлагает вспомнить тему урока:
- Назовите тему урока.
Затем учитель, обращая внимание учащихся на плакат с определением термина “рюш” (предварительно, незаметно для детей, закрывает листом бумаги часть текста), предлагает детям:
- Восстановите текст. (Какие слова закрыты?)
Учащиеся должны вспомнить определение термина “рюш”. Учитель хвалит детей за правильный ответ и настраивает учащихся на следующий урок:
- На следующем уроке мы прочитаем определение рюша в учебнике и будем выполнять практическую работу по изготовлению рюша с использованием инструкционной карты.