Цели урока:
- Познакомить с правилами гигиены, пропаганда здорового образа жизни.
- Развивать кругозор, наблюдательность, умение ухаживать за собой, речь, мышление, память, анализ, сравнение, рассуждение.
- Воспитывать аккуратность, опрятность, правильное отношение к своему здоровью, внешнему виду.
Оборудование: названия городов “Грязнульск”,
“Лентяйск”. “Чистота, Порядок”, “Руки”. “Глаза”, “Зубы”, альбом “Секреты здоровья”, интерактивная доска.
Приглашенные: Знайка, Бабушка-Загадушка, жители Лентяйска и Грязнульска, Чистоты и Порядка.
Ход классного часа
1. Введение в тему.
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить.
Конечно, здоровье нужно сохранить!
А как?
2. Сообщение темы и цели.
Сформулируйте тему классного часа.
Учитель: Друзья, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поезде по стране Здоровья. Приглашаю всех принять участие. И, конечно же, хорошо подумайте обо всем, что увидите и услышите. А на чем мы будем путешествовать?
Ученик 1.
Дом по улице идет,
И в Баймак он нас везет.
Не в курьиных ножках,
А в резиновых сапожках. (Слайд автобуса.)
Итак, начинаем путешествие! Садитесь и занимайте места, но не забывайте о правилах поведения в общественных местах! Поехали!
3. Основная часть
.Учитель: первая остановка на станции Грязнульск.
Чтение отрывка из стихотворения “Мойдодыр”.
– Из какого стихотворения отрывок?
– Кто написал его?
Ученик 2: Здесь живут дети, похожие на этого мальчика. Они перестали заботиться о чистоте и порядке, не умываются, не чистят зубы, не следят за порядком в своих квартирах. Мальчики и девочки перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком, не стригут ногти.
Учитель: А могут заболеть жители Грязнульска? Вот перед вами один из жителей станции. Поможем ему избежать болезней и укажем недостатки.
Игра “Живая картина”. Выходят дети с непричесанными волосами, в грязных головных уборах, в рваной одежде без пуговиц, с кляксами на лице, с грязными руками и ногтями, с одним зашнурованным ботинком. Задание: найти и указать все недостатки.
Учитель: Внимание! Вы слышите сигнал отправления? Наше
путешествие продолжается. На нашем пути – г. Лентяйск.
Эти города находятся близко друг от друга. Их жители – дружные соседи, потому что между ними много общего.
Как вы думаете, чем они похожи?
Грязнулями бывают, как правило, ленивые ученики. Они скучают на уроках, конечно же, плохо учатся. Такие ребята не любят чисто писать в тетрадях, не читают книги, не помогают родителям, не любят трудиться.
(Включается запись песни “Антошка”).
Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик.
Ученик 3.
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само бы меня мыло –
Хорошо бы это было!
Ученик 4.
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Ученик 5.
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я – лентяй!
Учитель: А как же бороться с ленью?
Ученик 6.
Если лень к тебе привяжется случайно,
Прогони ее подальше в тот же час,
Потому что это стыдно и печально,
Если лодыри растут у нас.
Ученик 7.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ученик 8.
Ленью можно друг от друга заразиться
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
Заучивание четверостишия:
В нашем классе есть закон:
Вход ленивым запрещен!
Учитель: Поехали дальше! Следующий город, какой? Отгадайте загадку: у двух матерей по пять сыновей.
(Слайд “Руки”)
Ученик 9.
Разве вы не видели на руках грязь?
А в грязи живет зараза, не заметная для глаз!
Если руки, не помыв, кушать сели вы,
Вся зараза эта к вам отправится в разы!
– А что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?
(Нужно мыть руки)
Учитель. Почему в течение дня больше всех загрязняются руки?
Грязные руки – причина самых разных болезней. Достаточно протереть нечистыми руками глаза. Они могут заболеть от попавшей грязи!
А что случиться, если совать в рот немытые пальцы?
Да, микробы, которых очень много на руках, могут вызвать болезни в полости рта, боли в желудке, кишечнике.
А как вы ухаживаете за руками?
Совершенно правильно, надо регулярно стричь ногти. Под длинными ногтями накапливается много грязи! А это очень некрасиво и опасно! Ногти обрезают маленькими ножницами, аккуратно закругляя каждый ноготь на краях.
А зачем нужно мыть руки, когда пишите в тетрадях, дневнике, читаете книги?
Зарядка для рук.
1, 2, 3, 4, 5!
Нужно пальцам отдых дать!
Чтоб они всегда трудились
На “4” и на “5”!
Игра “Как мыть руки”.
Заучивание стиха:
От простой воды и мыла
У микробов тают силы!
Ученик 10:
Тридцать два веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки,
(Слайд “Зубы” )
Ученик 11:
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные…
Ученик 12:
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
Мне сегодня не до вас!
Ученик 13:
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет.
Не спускает с дочки глаз.
Папа девочку жалеет.
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы девочку занять,
Чтоб боль зубную снять?
Учитель: Почему болели зубы у Любы? Если
появилась зубная боль, как поступить? Кто лечить зубы? (карточка “стоматолог”)
Для чего нужны зубы человеку? Но они нужны не только для пережевывания, но необходимы человеку для правильного произношения звуков. Отсутствие даже одного зуба иногда делают нашу речь невнятной, шепелявой или свистящей. А как некрасиво, когда вместо хороших зубов виден потемневший или разрушенный зуб!
А как сохранить зубы здоровыми? (Быть в дружбе с зубным врачом, регулярно ухаживать за зубами)
Не нужно ждать встречи со стоматологом после бессонной ночи от боли в зубе или когда конфета и та становится “злой”, потому что от нее болит зуб. Врач поможет и в этом случае, но лечить такой зуб трудно, а иногда и больно. Самое хорошее знакомство с зубным врачом тогда, когда зубы не болят. И это совсем не страшно! Врач внимательно осмотрит все зубы, и если какой-нибудь из них начинает разрушаться, то он сразу пломбирует и ты свободен. Значительно труднее лечить зуб, который уже болит. А больные зубы могут даже вызвать болезни сердца, гортани.
К 6 годам зубы становятся постоянными. Они вам даны на всю жизнь, поэтому берегите их!
Расскажите, как вы ухаживаете за зубами?
Практическая игра по слайду “Как чистить зубы”
После еды рот нужно полоскать. Нельзя остатки пищи удалять из промежутков между зубами иголкой, булавкой или другими металлическими предметами.
А что еще является врагом зубов? (Сладкие и холодные блюда)
А что полезно для них, вы узнаете из игры “Хлопай или нет!”
Вам, мальчишки и девчонки,
Вот советы наши:
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!
Постоянно нужно есть
Для зубов ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
Не грызите лист капустный,
Он совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный ответ?
(Нет, нет, нет!)
Учитель: Наш автобус подъехал к следующему городу. Как он называется?
Ученик 14:У меня есть два камушка.
Спят одновременно, закрываются одновременно.
(Слайд “Глаза”)
Учитель: Кто нас тут встречает? Здравствуй, Знайка!
Знайка:
Добрый день, дорогие дети!
Когда хотят, чтоб вещь служила без срока
Недаром люди говорят: “Храните как зеницу ока!”
И чтоб глаза твои, дружок, могли говорить надолго,
сохраниться,
Запомни ты с десяток строк:
- Глаза поранить очень просто-не играй с предметом острым!
- Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай!
- На яркий свет смотреть нельзя – также портятся глаза!
- Телевизор в доме есть – упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!
И смотри не все подряд, а передачи для ребят,
Что приносит пользу! - Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко!
Будь горбатым опасайся,
Грудью парты не касайся! - Глаза держи, здоровья ради, на 30 см от тетради!
Зарядка для глаз
Учитель. Отправляемся дальше. Следующий город – Чистоты и Порядка (выходят мальчик и девочка).
Посмотрите, какие аккуратные дети здесь живут! Эти дети никогда не болеют. Лекарства от всех болезней спрятаны в загадках, которые принесла Бабушка – Загадушка.
Бабушка – Загадушка. Отгадайте мои загадки, и всегда будет у вас крепкое здоровье, отличное настроение.
1.Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках очень заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто… (фрукты).2. Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было,
Что это, ребята?... (Мыло)3. Волосистою головкою
В рот она влезает ловко.
И считает по утрам зубы нам. (Зубная щетка)4. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
А вот подвели к нему Федю Баратова.
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)5.Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою
Что это такое? (Полотенце)6.Я всегда тебе нужна,
И горяча, и холодна. (Вода)7. То назад, то вперед, бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявишь – горе. (Утюг)8. Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком.
Лягут волосы рядком (Расческа)9. Ношу их много лет,
А счету не знаю,
Не сеют, не сажают,
Сами вырастают (Волосы)10. Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Она станет чище (Платяная щетка)11. Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было.
Что, ребята, это? (Мыло)
Лег в карман и караулю12. Реву, плаксу и грязнулю.
Им потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)13. То назад, то вперед, бродит пароход.
Остановим – горе, продырявишь – горе (утюг)
Во мне два “к” писать не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте (Аккуратный человек)
Обобщение.
Учитель: По какой стране мы путешествовали? А теперь давайте подведем итоги путешествия.
Исполнение частушек.
1. Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Не возможно без труда.2. Постарайтесь не лениться
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.3. И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам4. Свежим воздухом дышите,
По возможности всегда
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!5. Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения.6. Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы
И долго будете вы жить!
4. Вывод.
Анализ тематических слайдов-рисунков с использованием интерактивной доски.
- “Движенье – жизнь! Судьбой обижен
Тот, кто ленив, малоподвижен!” - “Езда – забавы лучше нет.
Тебя везет велосипед” - “Как ухаживать за глазами”
- “Как следить за ногами”
- “Осанка – гордость!
- “Хоккей! На лед! Сразимся, друг,
Под звон коньков и клюшек стук!” - “Уход за руками”
- “Прогулки даже в дождь и в снег
Приятны и нужны для всех!” - “Рюкзак на плечи надевай
И с песней весело шагай! - “Часы порядок сторожат.
Взгляни порой на циферблат!” - “Щетка с пастою, детвора,
Свежесть дарят вам с утра!”
Что дороже денег и богатства? (Здоровье)
На этом наше путешествие по стране Здоровья завершилось. Берегите всегда здоровье, и у вас сбудутся все мечты!