Тип урока: углубление и расширение знаний.
Форма урока: ТРМ (технология рефлексивного мышления).
Цель урока: дать определение понятия “интонация”, систематизировать знания по теме “Интонация”; продолжить работу по анализу музыкального произведения; повысить общий художественный уровень учащихся.
Задачи урока:
- Образовательные: углубление и расширение темы “Интонация” в разных видах человеческой деятельности, знакомство с музыкальными инструментами, ознакомление с притчей и её значение, взаимосвязь музыки со смысловыми единицами – знаками препинания.
- Развивающие: развитие вокально - хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения песни, ритмического чувства и творческих способностей учащихся; формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения, развитие исследовательских способностей (умения сравнивать); развитие тембрового, динамического и ладового слуха; развитие способности к интонационному анализу музыкального произведения; перевод интонации музыкальной в интонацию жеста и цвета, развитие умения работать в парах.
- Воспитательные: нравственно-эстетическое воспитание учащихся, гармоничное развитие личности ребенка, воспитание умения слушать музыкальные произведения, отношения к своему делу, воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников.
Музыкальный материал: А.Заруба, Р. Сефа “Странное дело”; Н. Паганини Каприс № 17.
Оборудование: фортепиано, индивидуальные карточки красного и зеленого цвета, CD проигрыватель.
Ход урока
1. Оргмомент. Вызов.
Дети входят в класс под музыку, грустную по характеру, минорного лада. Приветствие учителя с печальной, тихой интонацией.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Почему такое разочарование я вижу в ваших глазах? Что-то вас пугает? Что именно? Что вас настораживает? (печаль, грусть, тоска в голосе и в музыке).
Учитель: А давайте переиграем начало урока и я еще раз попробую начать урок.
Приветствие учителя позитивной, живой интонацией. Музыка звучит подвижная по характеру, мажорного лада.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Вот теперь у вас совсем другие глаза. А что теперь изменилось, ведь я сказала тот же текст, что и в самом начале? Что же изменилось? (Интонация).
Что такое интонация? (Выслушать ответы детей - разные мнения).
Вот этим мы сегодня и будем заниматься на уроке и в конце урока ответим на вопрос, что такое интонация (на доске тема урока записана не полностью)
“Интонация – это ______________________ ”.
2. Осмысление.
Учитель: Предлагаю вам для разучивания песню.
Дети разучивают под руководством учителя песню А. Зарубы на слова Р. Сефа “Странное дело”. (Слова на доске)
1 куплет.
Странное дело, а может быть нет
Жил- был на свете когда-то художник
Был он художником семьдесят лет,
Но про него говорили “Сапожник”.
2 куплет
Странное дело, а может быть нет
Жил-был на свете когда-то сапожник
Был он сапожником семьдесят лет,
Но про него говорили “Художник!”.
Разучивание песни (ноты <рисунок 1>, <рисунок 2>) проходит поэтапно, интонирование по смыслу и динамика развития интонации по содержанию. Смысл интонации о художнике – разочарование (на слове “сапожник” в первом куплете), а смысл интонации о сапожнике – восхищение (на слове “художник”во втором куплете). Учитель обращает внимание на следующее:
- развитие;
- начало (как в сказке);
- вывод, что песня – как притча (короткая сказка с глубоким смыслом).
Учитель: А давайте придумаем историю про художника.
В каком веке он жил? В какой стране? Была у него семья? Дети?
А теперь представьте: он рисует, старается, а никому не нравится его искусство. Художник не виноват, что у него нет таланта, ведь он же трудится, старается.
Какие теперь интонации у вас вызывает этот горе-художник? (Сожаление)
Оказывается, может быть и так…
А в конце последней фразы позволить ребятам самим предоставить выбор интонации, в зависимости от того, какой они вкладывают смысл:
- Вопросительный (? - мелодия идет вверх).
- Утвердительный (.- мелодия идет вниз).
- Недосказанность, размышление (мелодия на одной ноте).
Результат – многоголосье.
3 куплет.
Странное дело, а может быть нет( ? . …)
Учитель: Почему такие разные интонации? Да потому что смысл разный.
Вывод. Интонация – это смысл музыки.
Итак, мы с вами прочувствовали интонацию песни, а помогли нам в этом её слова.
Физкультминутка
Учитель: А теперь посмотрите на меня.
Далее учитель жестом предлагает ребятам встать, но молчит. Когда дети встают, учитель задает вопрос, почему дети встали, ведь учитель ни о чем их не просил.
Вывод. Существует интонация жеста (проведение физкультминутки).
Сейчас вы, используя интонацию жеста, все вместе попробуете ответить на мои вопросы.
Учитель: Как живешь?
Дети: Вот так (палец вверх).
Учитель: Как идешь?
Дети: Вот так (маршируем).
Учитель: Как бежишь?
Дети: Вот так (пробежка на месте).
Учитель: Ночью спишь?
Дети: Вот так (ладошки к щеке).
Учитель: Как ты шьешь?
Дети: Вот так (жест от себя).
Учитель: А поешь?
Дети: Вот так (ротик открыть).
Учитель: Как молчишь?
Дети: Вот так (палец к губам).
Учитель: А грозишь?
Дети: Вот так (пальцем погрозить).
Учитель: А интересно, сможем ли мы угадать интонацию без слов и без жестов, а только с помощью одной музыки? Как вы думаете? (Ответы детей) А давайте попробуем…
Слушание Каприс № 17, ми бемоль мажор, Паганини. (Приложение 1)
Учитель: Какие звучат инструменты? Сколько их?
Могут нам теперь помочь слова при определении интонации? (Нет, их нет). А смысл произведения вы уловили? Что происходит, сколько героев, какие у них характеры? (Дети анализируют музыкальное произведение).
Творческая работа в парах
Давайте попробуем это произведение инсценировать. Распределитесь по ролям, те, кто сидит в 1 варианте, исполнят роль недовольного собеседника, а 2 вариант – роль спокойного собеседника. Инсценировку проводим без использования слов (дети проигрывают инсценировку). А теперь попробовали поменяться ролями. Кто-то хотел бы продемонстрировать свою работу всему классу?
Работа в парах
Дети пробуют работать в парах, затем меняются ролями (жестами, мимикой, голосом передают смысл содержания этого музыкального произведения). По желанию кто-то у доски демонстрирует свою работу.
Учитель: Мы с вами прослушали произведение великого итальянского скрипача Николо Паганини.
Что вам помогло это услышать? (Интонация звука). Так что же такое интонация? Интонация – это смысл музыки. (Учитель записывает на доске полную тему урока)
3. Рефлексия.
Предлагаю вам итог урока подвести в форме синквейна, достаточно вспомнить его формулу (на доске).
Синквейн
Первая строка – слово - смысл.
Вторая строка - два слова определения .
Третья строка - три слова действия.
Четвертая строка - крылатая фраза .
Пятая строка – слово - суть.
Дети создают синквейн и еще раз приходят к выводу, что…
Интонация - это смысл музыки
Учитель: Вспомним, какая музыка звучала, когда вы входили в класс? (Учитель проигрывает музыку начала урока). Давайте попробуем найти отличия (Радость и грусть). А теперь попробуем выразить интонацию радости и мажора с помощью разноцветных карточек, лежащих у вас на парте (красная), а теперь интонацию грусти и минора (зелёная).
Какую бы музыку вы предпочитали на уроке слушать (показывают карточкой). Скажите, как сегодня, по вашему мнению, прошел наш урок: в мажоре, или в миноре? Покажите с помощью карточки. Я хочу пожелать вам следующее: чем бы вы в жизни не занимались, пусть о вас всегда говорят, как о художниках!!! Благодарю вас за работу на уроке – всего вам доброго.
Список используемой литературы
1. Сайт классической музыки (Н.Паганини. Каприс № 17). http://www.classic-music.ru/mp3-paganini.html
2. Сайт нотного архива (ноты Зарубы, Стефа “Странное дело”). http://notes.tarakanov.net/composers/z.htm