Цели:
- познакомить с историей брюк; научить рассчитывать и строить чертёж женских брюк, основным приёмам моделирования брюк. развивать навыки точности и аккуратности при выполнении чертежных работ.
Оборудование и инструменты:
- Компьютер;
- Проектор;
- Экран;
- Чертёжные инструменты (линейка закройщика, угольник, карандаш простой ТМ, ластик);
- Ножницы для бумаги.
Дидактический материал:
- Журналы мод;
- Инструкционная карта «Расчетная таблица основы женских брюк»;
- Листы бумаги формата А4;
- Цветная бумага;
- Шаблоны выкройки брюк;
- Клей.
Ход урока
I. Оргмомент.
Кто только не пытался узнать, откуда взялись брюки и какой у них возраст. За дело брались археологи, историки, филологи. Одни выясняли это по ископаемым останкам прежних цивилизаций, другие – по древним рукописям и памятникам, третьи по изменениям в языках разных народов.
Видимо, все-таки история брюк начинается с истории штанов. А те достались европейцам от кочевых племен.
Разобраться с историей штанов нам поможет словарь латинского языка, на котором говорили и писали древние римляне. Одетого в штаны они называли “бракатус”; тем же словом – иноземцев, чужих и... изнеженных: не станет же настоящий мужчина, да еще римлянин, утеплять себя штанами, как это делают иные женщины или варвары, – считали они. Для варваров у них была презрительная кличка “гентиум бракаториум”, то есть “племя в штанах”.
Но чтобы стать брюками, штанам понадобилось много веков. Само слово “брюки” вроде бы ведет начало от латинского слова “брокае” (штаны); хотя не исключено, что это всего лишь переиначенное имя голландского города Брюгге, где издавна делали отличное сукно для штанов. Даже в древнерусском языке осело слово “брюкиш”, которым на Руси называли сорт сукна из того же Брюгге.
Пра-брюками можно считать штаны голландских моряков XVII века. Они понравились молодому Петру I и вскоре появились в России. Да и самого великого реформатора нередко видели в таких басурманских (как их величали в народе) штанах.
В России брюки стали одеждой горожан где-то 130-140 лет назад. Рабочий люд, купцы, деревенская молодежь предпочитали заправлять их в сапоги и только к концу XIX века стали носить навыпуск.
Женские брюки появились в середине XIX века. Американки начали борьбу за равные с мужчинами права в обществе. Тогда же самые смелые одевались в мужской костюм в знак равенства полов. Женщины все активнее занимались спортом: плаванием, фехтованием, теннисом. Вошел в моду велосипед, появился и специальный костюм для велосипедисток с юбкой-шароварами.
Тема урока – женские брюки. Изготовление выкройки. (слайд 1)
II. Повторение опорных знаний.
Рассмотрите иллюстрации в журналах и перечислите ассортимент брючных изделий. Поясните, чем отличаются они друг от друга.
Составьте схему последовательности изготовления выкройки (запись на доске):
III. Сообщение нового материала.
(слайд 2) Для изготовления женских брюк необходимы следующие мерки:
- Ст – полуобхват талии
- Сб – полуобхват бёдер
- Шн – ширина низа брюк
- Сн – полуобхват ноги в самом широком месте
- Ди – длина брюк
- Дк – длина до колена
Из них мерки: Ст, Сб, Ди – вам известны.
Мерка Шн (ширина низа брюк) измеряется вокруг ноги в области щиколотки или на уровне низа изделия. Сантиметровую ленту оттягивают на желаемую ширину. Измерение записывают в половинном размере.
Мерка Сн (полуобхват ноги) вспомогательная, для изделий прилегающего силуэта. Измеряется вокруг ноги в самом широком месте и записывается в половинном размере.
Мерка Дк (длина до колена) вспомогательная, для изделий, расширенных (клеш) или зауженных (галифе) от колена.
IV. Практическая часть.
- Рассчитайте конструкцию основы женских брюк по таблице (Приложение 1)
- Постройте чертеж основы брюк по расчетной таблице. (слайд 3)
- Внесите в чертеж основы брюк необходимые надписи (слайд 4)
- Используя шаблоны выкройки брюк, укажите основные конструктивные и контурные линии брюк.(слайды 5-6).
(слайд 7) Процесс моделирования состоит из двух этапов:
- создания эскиза – художественное моделирование
- создания конструкции – техническое моделирование
(слайд 8) Приступая к техническому моделированию следует вспомнить последовательность выполнения моделирования.
(слайды 9–14) Практическое выполнение моделирования по эскизам (работа с шаблонами):
Эскиз модели | Изменение чертежа | Готовая выкройка (из цветной бумаги) |
V. Подведение итогов.
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
- Что было сложным для понимания, выполнения?
Домашнее задание:
- Выполнить эскиз брючного изделия (вид спереди, вид сзади).
- Дать описание модели.
- Выполнить моделирование по эскизу.