Цели: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова, продолжать формирования умений написания словарных слов, закреплять синтаксические навыки, развивать внимание, речевые умения, воспитывать интерес к родному языку и окружающему миру.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки для чистописания, кроссворд.
Ход урока
1. Организационный момент. 1,5 мин
Учащиеся читают записанные на доске пословицы и поговорки:
- Грамоте учится - всегда пригодится.
- Красна птица пением, а человек умением.
- Ученья корень горек, да плод сладок.
- Объясните значение этих пословиц.
- Какую пословицу выберем девизом урока?
2. Сообщение темы урока. 3 мин
- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы будем не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны "Умники и умницы". Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради - это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать наши открытия.
Откройте свои записные книжки и запишите число.
- Послушайте стихотворение и вы узнаете тему нашего урока:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
Итак, тема нашего урока "Правописание безударных гласных в корне".
3. Работа по теме урока.
1. Анализ карты путешествия. 1 мин
- Идти мы будем по карте. Карта - чертёж поверхности Земли, где отмечены реки, озёра, города.
- Рассмотрите карту нашего путешествия и назовите основные этапы нашего урока.
2. Чистописание. 3 мин
- Итак, начнём свой путь с города Чистописание.
- В городе Чистописание нас встречают буквы: (учитель открывает карточки с буквами М и Я).
- Как зовут эти буквы?
- Какой звук обозначает буква Я? (Может обозначать один звук "а" или два звука "йа".)
- Какие звуки обозначает буква М?
- Каким соединением эти буквы соединяются с другими буквами? (нижним).
- Напишите строчку этих букв в соединении.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
3. Словарная работа. 5 мин
- Вот мы подошли с вами к озеру Словарных слов. Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова.
На рыбках написаны слова: с:рока, л:сица, м: роз, п:нал, уч:ник, м:дведь.
- Запишите слова в тетрадь. Сколько слогов, букв и звуков в слове "медведь". Почему букв больше чем звуков?
4. Синтаксическая работа. 7 мин
- А теперь перед нами встал лес, чтобы не заблудиться, мы составим предложение о жителе леса. Отгадайте о каком.
И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и : (совы)
(один из учеников рассказывает о сове)
- Сова - это крупная птица с мощными лапами. Клюв у неё загнут крючком. Сова находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.
- Давайте составим и запишем предложение с этим словом.
Сова живёт в лесу.
- Разберите это предложение.
Живёт (где?) в лесу
Физкультминутка. 2 мин
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Он пропрыгал десять раз.
Взялся зайка за бока,
Заплясал он гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
5. Избушка "Безударные гласные". 10 мин
- Вы хорошо поработали и прошли дремучий Синтаксический лес. Но впереди новые испытания - избушка "Безударные гласные", нас ждёт задание Бабы Яги.
Читаю загадки, вы пишете отгадки и рядом проверочное слово. Кто отгадает загадку, пишет слово в кроссворд.
А)
Пока дети - каждый в берете.
Повзрослели - шляпы надели. (грибы)
Б)
Течёт, течёт - не вытечет.
Бежит, бежит - не выбежит. (река)
В)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)
Г)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я
Будет целая семья! (зерно)
Д)
Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (трава)
Запись в тетрадях:
- Грибы - гриб
- Река - реки
- Колос - колосья
- Трава - травы
- Прочитайте выделенное слово в кроссворде. (гроза)
- Что такое гроза?
Гроза - бурное ненастье с громом и молнией.
- Почему пишем гроза? Какое проверочное слово?
Запись: гроза - грозы.
6. Работа с текстом. 15 мин
- Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо следующего содержания:
"Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.
Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса".
- Послушайте, что ответила ему Маша.
"Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в 10 классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?"
- Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
- Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чём же его ошибки.
(Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки и подбирают проверочные слова.)
Запись:
- Развиваться - развитие
- Закалюсь - закалка
- Бочок - бок
- Будит - будить
- Посидеть - сидя
- Леса - лес
- Обежал - бег.
7. Город "Умники и умницы".
- Последнее испытание ждёт нас в городе "Умники и умницы". Это работа за компьютером.
Займите, пожалуйста, места за компьютером.
Войдите в программу "Наставник".
Выберите учебный курс - Русский язык Начальная школа.
Выберите диктанты.
Комплект диктантов - Правописание гласных.
Упражнение 1.
Режим работы - диктант.
Что нужно сделать, чтобы прослушать предложение?
Как это же предложение прослушать ещё раз?
Оденьте наушники и приступайте к работе.
(Выполнившим диктант детям даются карточки).
Задание 1:
Выбери проверочное слово.
- Уд:вительно (Диво, дева)
- М:нять (мина, замена)
- Л:пить (липко, лепка)
- Подч:щать (честь, чисто)
- Л:нивый (лень, линька)
- Скр:пучий (скрепка, скрип)
- М:стерить (мост, мастер).
Задание 2:
4. Итог урока.
- Какое правило мы сегодня закрепили на уроке?
- Как проверить написание безударных гласных в корне?
- Оценки за работу на компьютере поставьте в дневники.
- Спасибо за работу!