Урок литературного чтения в 3-м классе на тему "С.Я. Маршак. Стихи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с новыми стихотворениями С.Я.Маршака; продолжить знакомить с творчеством поэта.
  • Развивать память и внимание, навыки выразительного чтения, творческие способности детей.
  • Воспитать уважение, бережное отношение и любовь к природе, к богатствам родного края.

Оборудование:

  • портрет С.Я.Маршака. выставка книг С.Я.Маршака.
  • репродукции И.И.Левитана "Первая зелень", И.И.Шишкина "Лесные дали", календарь "Круглый год", изготовленный учащимися по стихотворениям С.Я.Маршака;
  • демонстрационный материал "Птицы, обитающие на территории нашей страны".
  • Красная книга Татарстана.
  • видеоэнциклопедия "Живая природа";
  • видеосюжет "Пожар в лесу"; аудиозаписи "Прилетайте птицы", "Голоса птиц";
  • фрагмент пьесы И.И. Чайковского "Времена года".

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, посмотрите. пожалуйста, все на меня. Какое у вас настроение? Думаю, мы готовы к уроку?

II. Постановка цели урока.

Посмотрите на доску. (на доске портрет С.Я. Маршака). Чей это портрет? Что за поэт из страны детства? Угадали. Это замечательный поэт детских сердец С.Я. Маршак. Сегодня мы глубже познакомимся с его творчеством. Поговорим о его стихах и сказках. Научимся их выразительно читать.

Посмотрите на выставку книг С.Я.Маршака. Вспомните прочитанные его произведения.

III. Актуализация прежних знаний.

Викторина по прочитанным стихотворениям.

  • Задание 1. Найди рифму.
  • Задание 2. Вспомнить стихотворение и прочитать наизусть.
  • Задание 3. Вспомним стихотворение "Круглый год".(Показываю календарь, изготовленный самими учащимися).

Обыкновенный календарь под пером Маршака стал волшебным, когда он рассказал про каждый из из двенадцати месяцев. И все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами.

Для того, чтобы рассказать обо всем потребовались и огромный талант и самые разнообразные знания и безперестанный труд, заполнявший всю жизнь писателя.

Прочитаем описание весенних месяцев.

МАРТ

Рыхлый снег темнеет в марте
Тают льдинки на окне
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

АПРЕЛЬ

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
Пробирался медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

МАЙ

Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

В природе бывает три весны: весна света - март, весна воды - апрель, весна зеленой травы - май. Как об этом сказано в стихотворении? Докажите словами стихотворение.

Весна - красивое время года. Многие писатели, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы.

Представьте себе весенний апрельский лес. Взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки и послышался в лесу чей-то голосок: (аудиозапись "Пение птиц").

Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и на несколько минут мысленно отправимся в весенний лес.

Учитель: Чьи это голоса?

Дети: Это голоса птиц.

Учитель: Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнцу.

(Под музыку из пьесы П.И.Чайковского "Времена года" ученик читает стихотворение).

Солнцем залита опушка
Загорелся только день
И проказница - кукушка
Куковать уселась в тень.
Где она?
Никто не знает,
На каком сидит суку.
В прятки с солнышком играет
И кричит ему: "Ку-ку!"

IV. Изучение нового материала.

На свете много разнообразных птиц. Птицы это песнь и полет. Это голоса наших лесов. гор, степей, пустынь. Птицы друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и легенды и сказки.

Вот сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Я. Маршака. Называется он "Голос в лесу".

Под музыку П. И. Чайковского "Времена года" учительница читает стихотворение С.Я.Маршака "Голос в лесу".

Чтение стихотворения учащимися жужжанием.

Работа над содержанием стихотворения.

- Что вы можете сказать о лирическом герое, от чьего имени ведется рассказ? (Это мальчик из города, летом был в лагере, жил в палатке)

- Как вы думаете, это образное выражение - "голос с собой унесу"? Что имел в виду автор? Что можно унести на самом деле на память? (ветку, травинку, шишку).

- Почему голос кукушки звучит как "вопрос-ответ"?

(Кукушку в лесу спрашивают сколько жить осталось, еще при игре в прятки спрашивают "Ку-ку, где ты?". Здесь интонация вопроса и ответа Ку? Ку.

- Почему автор называет голос кукушки "стеклянным"? (Отдается эхо, тонкий, звонкий).

Прочитайте стихотворение еще раз про себя.

Давайте попробуем придумать мелодию к этому стихотворению.

Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе?

Какое настроение автора вы почувствовали?

(На доске репродукции художников И.И.Левитана, И.И.Шишкина.)

Какие строки стихотворения подходят к этим работам художников?

Учитель: И все-таки на свете много добрых умных людей, которые всегда дружелюбно, с уважением относятся к птицам. О прекрасной птице кукушке сочиняли стихи, потешки, небылицы многие поэты. (Рассказ ученика о птице кукушке.)

Кукушка - верный хранитель леса. Одна из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она может съедать за день 40 гусениц и до 50 личинок щелкунов и чернотелок.

Учитель: Многие такие известные нам птицы, животные, рыбы, насекомые исчезают с Земли. Каждый год, каждый день, каждый час. Словом природа гибнет и просит у нас защиты, многие животные и растения стали редкими. Они занесены в красную книгу. Писатель Н.Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: "Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя!". Но записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает! А охранять должны мы, то есть люди!

(ученик читает стихотворение)

Охраняется красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются птицы
Охраняются даже цветы
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Учитель: Что говорит поэт Рыленко в стихотворении о бережном отношении к природе? (Он утверждает, что все богатство русской природы принадлежит народу, значит вам, дети).

Ученик читает стихотворение.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных
Лишь на ней одной увидишь
Как ландыши в траве зеленой
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету
Ведь другой такой на свете нету!

(На доске картины леса, птиц, зверей)

Учитель: Ребята, посмотрите на эти картины. Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях, рисунках. Ими надо только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа!

(Открываю картину И.И.Шишкина "Лесные дали")

Учитель: Ребята, когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем ее представить без величественных лесов. Без тенистых дубрав, без светлых березовых рощ нашего края. В лесу все прекрасно. Лес украшает землю. А потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспели в своих произведениях красоту леса родной природы. О лесе писали А. Пушкин, И. Никитин, Бунин, Лермонтов, Тютчев, Фет:

Лес хорош в любое время года. А как легко дышится в лесу! Это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес- это еще и дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств .

Вот как пишет об этом С. Я. Маршак в своем стихотворении "Праздник леса". (Чтение стихотворения "Праздник леса" учащимися по цепочке).Работа над содержанием стихотворения.

V. Просмотр видеосюжета " Пожар в лесу".

Учитель: Человеку лес - самый верный друг. Но зеленый лес- великан нуждается в защите. Самый страшный враг леса-это пожар.

Задание: В просмотренном фильме найти ошибки, которые допустили дети.

(ответы учащихся)

Повторение правил поведения на природе.(проведение работы по схемам "Правила поведения на природе")

На доске высказывание: "Охранять природу- значит охранять Родину!" Кому принадлежит это высказывание? (М.Пришвину.) Ребята, прочитаем обращение М.Пришвина из его рассказа "Моя Родина"

"Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину!

В заключение исполним песню "Просьба" на слова Р.Рождественского, музыку А.Пахмутовой.

Раненная птица в руки не давалась
Раненная птица птицей оставалась
Этот сон давнейший до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица

Припев:

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте люди,
Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц - не небо.
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля
Ни земля, ни земля.

Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться
Пусть расправит крылья раненная птица.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Дело охраны природы, как и дело мира касается каждого живущего на земле.

Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается международный день окружающей среды, в которую входят и птицы и звери и растения и воздух и вода.

На земле есть материки с пустынями и степями, истосковавшимися по капле воды. В этом смысле Всевышний нас не обидел. Края наши богаты реками, ручьями и родниками, ведь мы живем между Волгой и Уралом под покровительством солнца, Ветра и Воды.

Говоря словами Г. Тукая: "В час урочный бывает здесь дождь, в час урочный бывает ветер".

Нельзя забывать, что в природе все взаимосвязано!

Прекрасен мир живой природы, а люди часть его.

Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир.

Без него не было бы ни поэзии, ни искусства и человека в самом высоком смысле этого слова.

VII. Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения С.Я.Маршака "Голос в лесу", "Праздник леса"; написать рассказ на тему: "Мы защитники природы".