Данная методическая разработка содержит полный набор материалов для проведения урока-исследования по теме “Архивирование”. Эта тема не является очень сложной, поэтому ученики могут практически самостоятельно освоить работу с архиватором. К сожалению, большинство представленных разработок по данной теме рассматривает работу с платными архиваторами. Бесплатный архиватор 7zip позволяет архивировать данные в формат zip и разархивировать данные практический всех сжатых форматов, включая rar.
Цели урока:
Обучающие:
- сформировать представление о возможностях хранения и передачи информации в компактном, архивном виде;
- познакомиться с программой архиватором 7 zip и способами архивации и разархивирования данных;
- защита информации с помощью пароля при архивировании.
Развивающие:
- умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
- формирование навыков самостоятельного освоения материала;
Сайт и практическая исследовательская работа, представленные в приложениях позволят ученикам, самостоятельно освоить бесплатный архиватор 7zip. Процесс освоения состоит из следующих этапов:
- знакомство с теоретическим материалом,
- практическая работа по архивации данных различного типа,
- выводы о том, как сжимаются файлы различных типов,
- скачивание и установка на домашнем компьютере архиватора 7zip.
В краткой беседе в начале урока преподаватель должен подвести учеников к мысли о необходимости архивирования данных. Затем ученикам предлагается ознакомиться с сайтом (приложение 1). В данном сайте рассказывается об основных архиваторах: Winrar, Winzip, 7zip и о типах архивов, создаваемых архиваторами. Затем подробно с иллюстрациями рассказывается о создании с помощью 7zip:
- стандартного архива
- создание самораспаковывающегося архива
- создание многотомного архива
- распаковка архива
- извлечение из архива части данных
- защита архива паролем
Непосредственно после ознакомления с теоретическим материалом ученики приступают к практической работе (приложение 2). Производя по инструкции-заданию архивирование и извлечение из архива данных различного типа (видео, графики, текста, звуков) ученики делает выводы о размерах архивов данных различного типа. Так же требуется сопоставить размеры стандартного и самораспаковывающегося архивов и объяснить полученные данные. Все необходимые для упаковки и распаковки файлы содержаться в папке приложения 2.
В ходе практического исследования ученик осуществляет:
- архивацию одного и нескольких файлов;
- добавление файлов в уже существующий архив;
- извлечение данных из архива, защищённого паролем;
- извлечение определенных файлов из архива;
- создаёт многотомный архив;
- создаёт самораспаковывающийся архив;
- защищает архив паролем.
А так же создаёт и оформляет в MSword отчёт о проделанной работе и сохраняет все созданные архивы для последующей проверки. Для создания архивов и распаковки предложенных архивов ученику, возможно, потребуется многократно вернуться к сайту с теоретическим материалом по архиватору, что безусловно будет способствовать запоминанию изложенного в сайте материала.
На последнем шаге самостоятельной работы ученик должен найти в Интернете и скачать файл для установки на своём домашнем компьютере архиватора 7zip.
Для оценки выполненной работы предлагаются следующие критерии:
отлично - полностью выполнены все пункты работы-исследования и на основании сделанных расчетов сделаны правильные выводы о размерах архивов;
хорошо - полностью выполнено две трети пунктов работы-исследования и на основании сделанных расчетов сделаны выводы о размерах архивов, но возможны ошибки в расчетах коэффициентов сжатия;
удовлетворительно - выполнена часть пунктов работы-исследования и на основании сделанных расчетов сделана часть требуемых выводов, возможны ошибки в расчетах коэффициентов сжатия;
неудовлетворительно - выполнено менее половины пунктов работы-исследования и на основании сделанных расчетов не сделано никаких выводов.
Для проведения данного урока достаточно скопировать на компьютер ученика (или в общую папку) две папки:
- сайт с теоретическим материалом – приложение 1;
- папку с практической исследовательской работой (приложение 2), которая содержит: файл “задание-исследование 7zip” и папки со звуками, видео, графикой и текстами, используемыми в задании.
После изучения теоретического материала и выполнения исследовательских заданий ученики должны без затруднений использовать в своей деятельности архиватор 7zip.
С моей точки зрения было бы полезно поручить одному или нескольким ученикам подготовить сообщение о сходствах и отличиях других архиваторов от изученного архиватора 7zip.