В Концепции модернизации российского образования ставится задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся. Решению указанных проблем будет способствовать введение в систему образования компетентностного подхода.
Данный урок составлен с позиции компетентностного подхода. Он включает следующие обязательные этапы урока такого типа: целеполагание, актуализация ЗУН с целью подготовки к контрольной работе (самостоятельная продуктивная деятельность), рефлексия. На уроке происходит формирование следующих компетентностей учащихся: познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей, умение ставить цель собственной образовательной деятельности, организация взаимосвязи своих знаний и упорядочение их, навыков самоконтроля и самооценки.
Тип урока: актуализации знаний и умений.
Цель урока: актуализировать, обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся, подготовить к контрольной работе по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Задачи урока:
- Познавательные:
- создать условия для актуализации ЗУН учащихся по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» путём подбора и визуализации содержательной части заданий для обобщения и систематизации, мониторинга процесса обучения.
- проконтролировать уровень усвоения ЗУН учащихся по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Формировать у обучающихся навыки самоанализа и самоконтроля.
- продолжить формирование новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности путём использования современных технологий обучения.
- Воспитательные:
- способствовать повышению мотивации обучения посредством тематического отбора и представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
- содействовать формированию навыков самоорганизации путём создания ситуаций для самостоятельного принятия решений и проявления инициативы.
- Развивающие:
- развивать познавательную активность обучающихся и познавательный интерес к предмету путём создания и решения в сотрудничестве проблемной ситуации.
- проверить уровень самостоятельности мышления обучающихся по применению знаний в различных ситуациях.
Компьютерная поддержка урока: страницы в программе Notebook (Приложение 1).
Раздаточный материал: разноуровневые карточки с задачами (Приложение 2), тест (Приложение 3).
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART.
Этапы урока |
Примерное время |
Деятельность учителя |
Самостоятельная продуктивная деятельность учащихся, ожидаемый результат |
1. Оргмомент. | 1' | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. |
2. Целеполагание и мотивация. | 10' | Демонстрирует интерактивный объект,
созданный с использованием Flash-технологий, из
приложения LAT (стр.1, 2). Задание: назвать физические величины и их единицы измерения. Демонстрирует таблицу утверждений (стр.3). Задание: верны ли утверждения?
Демонстрирует задания на повторение формул. Задание: заполнить треугольник, написать формулу давления твердого тела (стр.4). Задание: записать формулу для расчета давления жидкости, дать название величин, входящих в формулу (стр.5).
Задание: записать дополнительные формулы, изученные ранее (стр.6).
Задание: выбрать один правильный ответ, дать пояснения к ответу (стр.7,8).
Задание: решить задачу устно (стр.9). Подведение итогов работы первого этапа урока. |
Вспоминают физические величины и их
единицы измерения, формулы, изученные в данной
теме. Отвечают.
Каждый учащийся определяет затруднения при выполнении заданий, пробелы в знаниях, формулирует цель работы по подготовке к контрольной работе. Формирование у учащихся умения ставить цель собственной образовательной деятельности. |
3. Актуализация ЗУН с целью подготовки к контрольной работе. | 19' | Дает разноуровневые задания (стр.12,13), [1,
с. 99; 3, с.59], контролирует выполнение, оказывает
помощь слабым учащимся, демонстрирует образец
решения задач (стр. 10,11, 14), [1, с. 110-112].
|
Каждый учащийся выбирает уровень
выполнения задания в соответствии с выявленными
пробелами на первом этапе урока, работает
индивидуально. Учащиеся, не испытывающие затруднения, хорошо выполнившие задания вначале урока, решают задачи без помощи учителя. Слабые учащиеся работают у доски по образцу. Формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей, организация взаимосвязи своих знаний и упорядочение их. |
4. Рефлексия (подведение итогов урока). | 8' | Дает тест (2 варианта), [1, с. 54-56]. Контролирует время выполнения теста. Открывает ответы. Просит учащихся оценить свою работу. | Отвечают на вопросы теста. Самопроверка
выполнения тестового задания, самооценка.
Выявляют свои пробелы в знаниях, затруднения при
решении задач. При неправильном ответе на данный
вопрос находят информацию в учебнике для
коррекции ЗУН. Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки. |
5. Информация о домашнем задании. | 2' | §33,38,39,43,44 (выбрать в соответствии с допущенными ошибками в тесте), решить задачи варианта 4, №2,5,7. | Выбирают уровень выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник. |
Использованная литература:
- Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Дрофа, 2009.
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразов. учреждений / А.В.Перышкин – М.: Дрофа, 2009.
- Ханнанова Т.А.Физика. 7 класс: рабочая тетрадь / Т.А. Ханнанова, Н.К.Ханнанов. – М: Дрофа, 2007.