Пояснительная записка.
Современный окружающий мир отягощён рядом проблем, немалое место занимают экологические проблемы. Успех решения этих проблем находятся в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической грамотности, в становлении которой видное место принадлежит детству, т.е. в детстве ребёнок впечатлителен и более психологически податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции неустойчивы, а поэтому активно развиваются.
Предмет "Окружающий мир" имеет возможность подвести их к пониманию основного закона экологии "всё связано со всем", а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней.
Какого человека можно считать экологически грамотным и вообще сущность понятия экологическая грамотность? Важнейшими составляющими данного понятия являются:
- экологические знания,
- качества личности, определяющие ответственное отношение человека к природе.
Экологическое сознание представляет собой ту сферу сознания, которая отражает взаимодействие личности и общества с природой, где происходит выработка необходимых поступков, действий, поведения. Неблагоприятные стороны экологической ситуации, принявшей в современных условиях глобальный характер и характеризующейся часто необратимыми изменениями окружающей среды, связаны не столько с техногенными факторами, сколько с несформированностью сознания особенно человека - жителя мегаполиса. В социокультурной среде мегаполиса существует немало больших экологических проблем: бездумное пренебрежительное отношение горожан к правилам поведения в природе, разжигание костров, засорение улиц и дворов.
Цель проекта ЭКОЛОГИЯ И МЫ: воспитание экологической культуры; расширение знаний о природе родного края, её объективных процессов и явлениях окружающей среды.
Задачи
формировать
представление об экологии, её роли в жизни людей;
выявлять основные причины загрязнения природы;
формировать умение наблюдать, анализировать,
обобщать, делать выводы.
Тема | Виды деятельности | Объекты наблюдения | Действенно - практическая деятельность учащихся |
1. Растения нашего двора | Прогулка школьный двор | Деревья и кустарники | Распознавание деревьев по листьям. Узнать о тополе, очистителе воздуха. |
2. Растения Александровской роши | Поход в рощу | Виды растений, многоярусность, экологическое состояние. | Составить список растений. Прочитать о них в энциклопедии (работа в группах) |
3. Символ русской природы | Экологический час | Выступление подготовленных детей | Стихи, рисунки. |
4. Природа нашего края | Экскурсия в областной музей краеведения | Разнообразие животного мира особенности животных степи | Узнать какие животные края занесены в Красную книгу. Причины исчезновения некоторых животных. Начать сбор и оформление материала о природе края. |
5. Вода - источник жизни на земле | Экскурсия. Александровский родник. | Чистота объекта, температура воздуха и воды, растения | Уборка прилегающего участка. Оформление наблюдений по группам. |
6. Поможем птицам. | Прогулка. Школьный двор, сквер | Сопоставление: птицы летом, осенью и зимой; зимняя бескормица. | Изготовление и развешивание кормушек. Изучение повадок птиц и их любимого корма |
Поздняя осень и зима. Группа экологов, организация подкормки птиц. | |||
7. Птицы нашего двора | Экологический час | Доклады детей о птицах по научно-популярным материалам | |
8. Весенние гнёзда | Прогулка роща частные дворы и домовладения | Возврат перелётных птиц их повадки | Строительство и развешивание кормушек. Участив районном празднике птиц. |
9. Чудо - сад. | Экскурсия. Ботанический сад. | Виды растений в оранжерее. Состояние ботанического сада. | Обсуждение. Написать отзыв по впечатлениям. |
10. Город зверей. | Экскурсия в зоопарк | Животные разных природных зон особенности их содержания. | Фото отзыв. |
11. Заповедный уголок | Экскурсия в город Аксай. Таможня XVIII - XIX веков. (внутренний дворик) | Сохранность природного объекта. | Сочинение по наблюдениям |
12. Мой край родной | Подготовка стенда. | Обобщение информации | |
13. Домашние животные | Экологически познавательный час | Домашние и одичавшие собаки | Выступление детей по материалам научно-популярных книг. "Это всё собаки". |
14. Занятие - отчёт. | Экологический час | Стенд экология и мы | Выступление детей по подготовленным материалам. |
15. Заповедники. | Государственные акты по охране природы | Заповедники на карте Ростовской области. | |
16. Экология здоровья. | Класс: комнатные растения. | Наблюдения за растениями, общение. | Узнать об особенностях влияния комнатных растений на организм человека. |
Проект рассчитан на 4 года, работали по этому проекту 6 лет.
Литература.
1. Е.Ю. Сухаревская "Занимательное естествознание".
2. Е.Ю. Сухаревская и М.П. Астапенко "Природа и история родного края".
3. Е.Н. Степанова "Классные часы и классные дела в начальной школе".
4. Л.Н. Яровая "Внеклассные мероприятия в начальной школе".
5. И.М.Прокопович "И край родной откроет тайны. Система школьного краеведения".