Цель урока: Изучение понятия моделирование, которое является теоретической основой базового курса информатики.
Эта цель достигается посредством решения следующих конкретных задач:
Образовательные
- изучить начальные понятия моделирования и формализации;
- рассмотреть основные этапы моделирования;
- организовать деятельность учащихся по составлению модели;
Развивающие
- развивать практические навыки по составлению различных моделей;
- формировать межпредметную связь;
- развивать самостоятельность добывания новых знаний;
- развивать познавательную активность учащихся, аналитические способности, внимание, мышление.
Воспитательные
- способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
- воспитывать чувство ответственности;
- ответственное отношение к своему здоровью.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, интерактивная доска, программа Movie Maker.
Ход урока
(Приложение 1 фильм "Моделирование и формализация")
Начиная с древнейших времен, становление человеческой цивилизации неразрывно связано с моделированием, то есть с построением, изучением и использованием моделей различных объектов, процессов и явлений.
В своей деятельности - в практической сфере, художественной, научной - человек всегда создает некий слепок, заменитель того объекта, процесса или явления с которым ему приходится иметь дело: (слайд 2)
- это может быть натурная копия - картина или скульптура;
- это может быть модель самолета;
- это может быть макет какого-либо изделия, по которому в дальнейшем будет изготавливаться оригинал;
- математическая формула, описывающая некий процесс.
Модель дает нам образ реального объекта или явления, то есть модель является представлением объекта в некоторой форме, отличной от формы его реального существования. Модель - это мощное орудие познания.
(слайд 3 - определение, что такое модель, запись определения в тетрадь)
А как вы думаете, что такое моделирование?
(ответы на вопрос) Модель - способ замещения реального объекта, используемый для его изучения. Модель вместо исходного объекта используется в случаях, когда эксперимент опасен, дорог, происходит в неудобном масштабе пространства и времени (долговременен, слишком кратковременен, протяжен:), невозможен, неповторим, ненагляден и т. д.
(слайд 4 - определение, что такое моделирование, запись определения в тетрадь)
Формализация - процесс построения информационных моделей.
(слайд 5 - определение, что такое формализация, запись определения в тетрадь) (слайд 6 Этапы моделирования)
В процессе моделирования выделяют 4 этапа:
1. Постановка задачи.
2. Разработка модели.
3. Компьютерный эксперимент.
4. Анализ результатов моделирования.
Модель полезна, когда она хорошо согласуется с реальностью. Но модели могут предсказывать и те вещи, которые не произойдут, а некоторые свойства действительности модель может и не прогнозировать. Тем не менее, полезность модели очевидна. Рассмотрим ситуацию "Человек заблудился в лесу"
1 этап Анализ ситуации
Задание для работы:
Прослушайте отрывок из рассказа "Робинзон Крузо" (слайд 7)
Запишите, пункты анализа своих действий, если вы заблудились в тайге. (обсуждение в парах, время работы 5 минут)
Сравните свои написанные пункты действий с предложенными. (слайды 8-12)
2 этап Выработка плана действий
Задание для работы:
Смоделируйте план действий, которые вы будете выполнять в случае, если вы заблудитесь в тайге. (обсуждение в парах, время работы 5 минут)
Сравните свои модели действий с предложенными. (слайды 13-23)
3 этап Анализ собранной информации
Задание для работы:
Обсуждение этапов действий, выработка единых правил и действий. (обсуждение в парах, время работы 15 минут)
Сравните алгоритм своих действий с предложенными. (слайды 24-28)
4 этап Итоги моделирования
Как только понял, что заблудился - остановись, соберись с мыслями. Ведь ты и сам толком не знаешь, где находишься. Может быть, сможешь выйти к людям самостоятельно?
Сядь на пенёк и постарайся вспомнить весь свой маршрут. Что видел, какие приметил особенности (необычные деревья, камни, скалы, болотце, ручей и т.д). Нельзя в этом случае бездумно бегать по лесу в поисках дороги. Это только ещё больше запутает тебя. Хорошо иметь привычку запоминать, в какую сторону плыли облака, с какой стороны было солнце, когда вошёл в лес.
Хорошим ориентиром для выхода к людям может служить дорога. Шум машин слышен за 10 километров, а гудок паровоза или сигнал электрички - километров за 15-20. Трактор слышно за 3-5 километров, а лай собаки - за 2-3 км.
Можно, конечно, влезть на дерево, Но это, с одной стороны опасное занятие, особенно в одиночку, а, кроме того, в лесу всё равно увидеть что-либо будет трудно - для этого необходимо подняться выше окружающих деревьев, что чаще всего невозможно.
Ручей или река, если идти вниз по течению, обязательно выведут к людям.
Большую помощь в поисках правильного направления могут оказать просеки со столбами на пересечении лесных кварталов. Квартальные столбы обычно пронумерованы с запада на восток и с севера на юг. Значит, меньше по значению цифры на квартальном столбе находятся с северной стороны, а большие - с южной стороны.
К населённым пунктам, жилью могут вывести тропинки, следы покрышек автомашин.
При обходе серьёзного препятствия (болота, завала), нужно выбрать особенно тщательно, чтобы во время обхода его не потерять.
Возьми себе за правило: передвигаясь в лесу, делай зарубки на деревьях или помечай свои маршруты сломанными веточками, любым другим придуманным тобой способом.
Домашнее задание: Смоделировать любую жизненную ситуацию.
Рефлексия
Мы сегодня с вами смоделировали ситуацию, если человек заблудился в лесу. В группах мы выработали единый алгоритм действий по выходу из сложившейся ситуации. Хотелось бы еще узнать, как вы работали в группе, помогла ли вам групповая работа?
Задание для работы:
Возьмите таблицу и закрасьте цветным карандашом ячейку с ответом, который вы считаете нужным.
Например:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? | На каком уровне в большей
степени осуществлялось общение в группе? обмен информацией |
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? | Какой стиль общения преобладал в работе? | Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? |
делало её более эффективной | взаимодействие | недостаток информации | ориентированный на человека | в группе сохранилось единство и партнерские отношения |
тормозило выполнение задания | взаимопонимание | недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.) | ориентированный на выполнение задания | единство группы в ходе работы было нарушено |
не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе | были равномерно задействованы все уровни | трудности в общении | ориентированный на взаимодействие | Каждый человек работал обособленно |
Если у вас в большей степени раскрашены ячейки во 2-й строке таблицы, положите свои таблицы в 1-ю стопку, если у вас в большей степени раскрашены ячейки в 3-й строке таблицы, положите свои таблицы в 2-ю стопку, все остальные таблицы положите в 3-ю стопку.
Оценка деятельности учащихся, выставление оценок за работу на уроке.
Спасибо за работу.