Урок-обобщение по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Словообразование"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова и способах словообразования;
  • отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутье, внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: путешествие.

Оборудование: карта путешествия, карточки, словообразовательное “дерево”.

Эпиграф-девиз: Если знаешь части слова, то напишешь их толково.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя. Сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие по загадочному и интересному городу Слованску. Жители нашего города – морфемы.

Приложение 1. (Карта путешествия)

- А что такое морфемы? Кто сможет приоткрыть тайну названия города?

- Что изучает морфемика?

- Какие морфемы вы знаете?

- Девизом жителей этого города являются слова: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково”. Думаю, эти слова станут и нашим девизом и эпиграфом сегодняшнего урока. Мы с вами будем путешествовать в командах, ведь с другом трудный путь веселей и легче.

2. Целеполагание.

- Отправляясь в путешествие, мы всегда преследуем какие-то цели. Какие цели вы ставите перед собой в сегодняшнем путешествии? Чего вы хотите достичь сегодня, исходя из темы нашего урока? (Ответы учащихся и запись в путевые дневники-тетради.)

3. Работа по теме урока.

- Начинаем путешествие с Проспекта Частей слова. Кто здесь живет?

- Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?

1. Задание командам – игра-шарада “Собери слово”. Соберите слово из морфем, взяв, приставку одного слова, корень - другого, суффикс – третьего и т.д. К полученному слову подберите однокоренные слова различных частей речи. (При проверке попутно проверяем и объясняем правописание образованных слов.)

Приложение 2

1. Пока вы выполняли задание, от жителей Слованска пришла какая-то шифровка. Кто сможет приоткрыть тайну слов?

(По изменяемой части слова – окончанию расскажите о слове.)

ет - (глагол, настоящего или будущего времени, 3 лица, единственного числа, 1 спряжения);

ый - (прилагательное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа);

е - (существительное, 1 или 2 склонения).

2. Работа в командах по карточкам. Приложение 3.

3. Мы с вами не заметили, как попали в переулок Синтаксический, но кое-кто еще задержится на Проспекте частей слова и выполнит индивидуальные задания по карточкам.

- Какие единицы языка изучает синтаксис?

И следующее задание. Составьте предложение по следующей схеме.

(Например. Приветливое солнце встает из-за холма. Ленивое солнце выглядывает из-за косогора.)

1. Мы продолжаем свое путешествие по городу Слованску. В одной из радиопередач звучала такая песенка:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Постройте слова по данным схемам:

2. Мы с вами уже движемся по улице Словообразовательной. И в центре этой улицы выросло загадочное словообразовательное дерево.

1 и 2 команда выпишут слова, которые образованы суффиксальным способом,

3 команда – выпишет слова, которые образованы приставочно-суффиксальным способом,

4 команда - выпишет слова, которые образованы сложением основ.

Приложение 4

3.  Путешествуя по городу, вы много выполняли заданий, писали. Поэтому немного отдохнем, свернув в переулок Сообразительный, и проведем диктант-молчанку. Я показываю слова с пропущенной буквой после приставки. Вам нужно поднять карточку с буквой Ы или И, которые пишутся после приставок.

Раз..скать, пред..стория, сверх..зобильный, с..грать, меж..нститутский, сверх..нтересный, без..мянный, об..скивать, сверх..озобретательный.

4. Наконец, мы добрались до конечного пункта нашего маршрута – Площади Орфографической.

Задание – работа с перфокартами индивидуально по орфограмме “Правописание О/А в корнях с чередованием”.

Касательная

Прилагательное

Растение

Горение

Излагать

Прилагать

Росточек

Загар

Сложение

Прикасание

Вырастают

Коснется

Разрастаться

Отрасль

Отрастать

Код проверки.

А А А
А О О
А А А
О О А
А А А

4. Рефлексия урока.

- Вот и закончилось наше путешествие по городу Слованску. Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале нашего пути. Достигли ли вы их? Заполните, пожалуйста, карточки эмоционального состояния сегодняшнего путешествия.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу.

6. Домашнее задание.

Написать эссе или мини-сказку о приключениях в городе Слованске.