Цели урока:
Тип урока: путешествие.
Оборудование: карта путешествия, карточки, словообразовательное “дерево”.
Эпиграф-девиз: Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя. Сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие по загадочному и интересному городу Слованску. Жители нашего города – морфемы.
Приложение 1. (Карта путешествия)
- А что такое морфемы? Кто сможет приоткрыть тайну названия города?
- Что изучает морфемика?
- Какие морфемы вы знаете?
- Девизом жителей этого города являются слова: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково”. Думаю, эти слова станут и нашим девизом и эпиграфом сегодняшнего урока. Мы с вами будем путешествовать в командах, ведь с другом трудный путь веселей и легче.
2. Целеполагание.
- Отправляясь в путешествие, мы всегда преследуем какие-то цели. Какие цели вы ставите перед собой в сегодняшнем путешествии? Чего вы хотите достичь сегодня, исходя из темы нашего урока? (Ответы учащихся и запись в путевые дневники-тетради.)
3. Работа по теме урока.
- Начинаем путешествие с Проспекта Частей слова. Кто здесь живет?
- Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?
1. Задание командам – игра-шарада “Собери слово”. Соберите слово из морфем, взяв, приставку одного слова, корень - другого, суффикс – третьего и т.д. К полученному слову подберите однокоренные слова различных частей речи. (При проверке попутно проверяем и объясняем правописание образованных слов.)
1. Пока вы выполняли задание, от жителей Слованска пришла какая-то шифровка. Кто сможет приоткрыть тайну слов?
(По изменяемой части слова – окончанию расскажите о слове.)
… ет - (глагол, настоящего или будущего времени, 3 лица, единственного числа, 1 спряжения);
… ый - (прилагательное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа);
… е - (существительное, 1 или 2 склонения).
2. Работа в командах по карточкам. Приложение 3.
3. Мы с вами не заметили, как попали в переулок Синтаксический, но кое-кто еще задержится на Проспекте частей слова и выполнит индивидуальные задания по карточкам.
- Какие единицы языка изучает синтаксис?
И следующее задание. Составьте предложение по следующей схеме.
(Например. Приветливое солнце встает из-за холма. Ленивое солнце выглядывает из-за косогора.)
1. Мы продолжаем свое путешествие по городу Слованску. В одной из радиопередач звучала такая песенка:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Постройте слова по данным схемам:
2. Мы с вами уже движемся по улице Словообразовательной. И в центре этой улицы выросло загадочное словообразовательное дерево.
1 и 2 команда выпишут слова, которые образованы суффиксальным способом,
3 команда – выпишет слова, которые образованы приставочно-суффиксальным способом,
4 команда - выпишет слова, которые образованы сложением основ.
3. Путешествуя по городу, вы много выполняли заданий, писали. Поэтому немного отдохнем, свернув в переулок Сообразительный, и проведем диктант-молчанку. Я показываю слова с пропущенной буквой после приставки. Вам нужно поднять карточку с буквой Ы или И, которые пишутся после приставок.
Раз..скать, пред..стория, сверх..зобильный, с..грать, меж..нститутский, сверх..нтересный, без..мянный, об..скивать, сверх..озобретательный.
4. Наконец, мы добрались до конечного пункта нашего маршрута – Площади Орфографической.
Задание – работа с перфокартами индивидуально по орфограмме “Правописание О/А в корнях с чередованием”.
Касательная Прилагательное Растение Горение Излагать |
Прилагать Росточек Загар Сложение Прикасание |
Вырастают Коснется Разрастаться Отрасль Отрастать |
Код проверки.
А | А | А |
А | О | О |
А | А | А |
О | О | А |
А | А | А |
4. Рефлексия урока.
- Вот и закончилось наше путешествие по городу Слованску. Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале нашего пути. Достигли ли вы их? Заполните, пожалуйста, карточки эмоционального состояния сегодняшнего путешествия.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу.
6. Домашнее задание.
Написать эссе или мини-сказку о приключениях в городе Слованске.