Цель: воспитание толерантности, уважения к людям других национальностей и народов, к их культуре, традициям и обычаям.
I. Организационный момент.
- При входе в кабинет, ученики и родители берут жетоны-флажки и занимают места в группах, согласно жетонам (на каждом столе стоит флажок той республики, жетоны которых в руках ребят) (Приложение 1)
- Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята, уважаемые родители, наше путешествие по стране Знаний продолжается. В течение этого учебного года мы узнаем много интересного и полезного.
Праздник сентября.
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного -
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября! (В. Степанов)
II. Актуализация.
- Ребята, что вам показалось интересным на сегодняшнем празднике?
- Как вы думаете, что обозначают эти жетоны?
- Флаги каких стран стоят на столах? (Приложение 2)
На доске появляются названия стран:
Казахстан
Россия
Украина
Корея
Греция
Татарстан
Германия
- Как звучит национальность коренного населения этих стран?
На доске получается оформление:
Казахстан Россия Украина Корея Греция Татарстан Германия |
казахи русские украинцы корейцы греки татары немцы |
- Как вы думаете, почему выбраны флаги именно этих стран? (В нашем классе учатся ребята этих национальностей)
- В нашем классе учатся ребята 7 национальностей.
- А сколько национальностей проживает на территории нашей РК? (На доске появляется карта Казахстана с вклеенными названиями национальностей.)
- Люди каких национальностей проживают в Казахстане? (По желанию выходят учащиеся и вписывают маркером)
III. Постановка проблемы.
На доске появляется число 20.
- Что обозначает это число? (Выслушиваются предположения. Если точного ответа нет, то добавляется слово “лет”)
- Что значит 20 лет? (Предположения)
- На этот вопрос ответим по окончании нашего праздника.
IV. Открытие нового.
1. Разминка.
У любого народа пословицы и поговорки – широко распространённый жанр устного народного творчества. И пословицы, и поговорки возникли в отдалённой древности. И хотя они звучат на разных языках, смысл имеют одинаковый.
У каждой группы в конверте пословицы. Каждая группа по очереди озвучивает пословицу, группа родителей (представители России) подбирает созвучную русскую пословицу. (Приложение 3)
2. Работа в группах.
У каждой группы имеется конверт с информацией о стране, которую они представляют и задание. (Приложение 4)
-
Казахстан
—
государство, находящееся на
северо-западе Азии и на юго-востоке
Европы. По площади территории занимает 9 место среди
крупнейших государств мира.
Казахстан — крупнейшая в мире страна,
не имеющая выхода в Мировой океан. В
Республике Казахстан государственным является казахский язык. Астана –
столица республики Казахстан.
Задание: исполнить под фонограмму песню “Чунга-Чанга” на казахском языке.
Чунга-чанга — ғажайып жер бұл,
Чунга-чанга — көңілді ән бұл.
Чунга-чанга — кеудеңде сенің,
Чунга-чанга — сарайды бұлбұл.
Қайырмасы:
Ғажап арал, ғажайып жер,
Асыр салып ойнайтын жер,
Дөңгеленіп билейтін жер — Чунга-чанга.
Бүл аралда бақыттымыз,
Таусылмасын шат күлкіміз,
Ұзақ болсын бұл күніміз — Чунга-чанга.
- Украина — государство в Восточной Европе. Столица — город Киев.
В соответствии с Конституцией Украины, принятой в 1996 году, государственным языком Украины является украинский язык.
Задание: представить венок.
Информация: Это не просто украшение. Это – оберег. В народе считается, что в веночке спрятана такая сила, что и боль снимает, и волосы бережёт. Ромашка – дарит людям здоровье, добро, нежность. Калина – красота. Барвинок – символ жизни. Цветки вишни и яблони – материнская любовь. Василек - Цветы нежно синего цвета, будто глаза девушки, вплетают в веночек как символ красоты, здоровья, силы. Мак – добрый сон. Но кроме цветов, в венок сплетают ещё и разноцветные ленты.
Светло-коричневая лента – земля-кормилица.
Жёлтая лента – это солнце.
Зелёная лента – красота и молодость.
Голубая и синяя лента – вода и небо.
Оранжевая лента – хлеб.
Фиолетовая лента – людская мудрость.
Розовая лента – благополучие.
Белая лента – память о предках.
Есть все основания полагать, что украинский венок с лентами, который издревле является составным элементом украинского национального костюма – есть пожелание “ясного мирного неба” над головой того, кто его носит. Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.
- Германия : официальное название Федерати́вная Респу́блика Герма́ния — государство в Центральной Европе. Официальный язык - немецкий. Столица — город Берлин.
Задание: представить игру “Пожарная команда”.
Играют 10 и более человек.
Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки. Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: “Пожар!”. Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.
- Греция : официальное название — Гре́ческая Респу́блика — государство на юге Европы, на Балканском полуострове. На земле Греции сосредоточено такое большое количество памятников истории, как нигде в мире: Афинский Акрополь, Парфенон, храм Аполлона в Дельфах, город-крепость Микены, Метеора, и многие другие древние города и храмы. А столицей страны является легендарный город Афины. Государственный язык: греческий.
Задание: представить танец “Сиртаки”.
- Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине. Столица — город Казань. Согласно Конституции Республики Татарстан, русский и татарский языки признаются равноправными на всей территории Республики Татарстан.
Задание: представить национальные блюда. (Приложение 5)
- Корея "Страна утренней свежести", " земля утреннего солнца " - так жители Корейской Народно - Демократической Республики часто называют свою родину.
Cтолица Северной Кореи – Пхеньян. Сеул (Южная Корея) вот уже шесть столетий является столицей Кореи. Официальным языком Кореи является корейский. Коре́я — географическая территория, включающая Корейский полуостров и прилегающие острова.
Задание: определить валюту представленных стран. (Приложение 6)
- Россия— страна, расположенная в Восточной Европе и Северной Азии. Является самым большим государством мира. Государственный язык на всей территории страны — русский. Столица — город Москва. Россия граничит с 18 странами (самый большой показатель в мире).
Задание: представить русскую народную сказку “Репка”.
Слова героев сказки:
Репка – ё-моё
Дедка – оба-на
Бабка – ай-яй-яй
Внучка – всегда готова
Жучка – лай-лай…
Кошка – ну, полай на меня, полай
Мышка – на кой леший вы её посадили?!
3. Презентация каждой группы.
В процессе представления групп кластер дополняется.
Казахстан Россия Украина Корея Греция Татарстан Германия |
казахи русские украинцы корейцы греки татары немцы |
бешбармак
окрошка вареники кукси мусака чак-чак штрудель |
тенге рубль гривна вона драхма рубль евро |
V. Заключительный этап.
На доске:
Казахстан Россия Украина Корея Греция Татарстан Германия |
казахи русские украинцы корейцы греки татары немцы |
бешбармак
окрошка вареники кукси мусака чак-чак штрудель |
тенге рубль гривна вона драхма рубль евро |
- Вернёмся к карте. Вспомните всё, о чём мы с вами говорили.
- Что же значит надпись 20 лет? (Предположительные ответы)
- На столах у вас есть конверты, внутри которых деформированные слова. Восстановите всей командой слова, которые будут использованы в основном предложении.
В процессе работы на доске добавляется предложение:
Независимый Казахстан: 20 лет мира, согласия и созидания.
- Как вы понимаете эту фразу? (Предполагаемые ответы)
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Нарядное солнце поярче раскрашу,
Под ним нарисую всю Родину нашу.
В большой и красивой стране я живу!
Родная Земля распахнула просторы:
Широкие реки, высокие горы,
Барханы, жара, раскалённая синь…
Один лишь верблюд не боится пустыни.
Мы – дети великой, могучей страны!
Живём мы все в дружбе и дружбой сильны.
Круг дружбы рисую под радостным солнцем:
Детей белорусов, узбеков, литовцев и греков,
Казахов и русских, всех наших народов!
Нет радостней, нет веселей хоровода!
- Предлагаю вам создать круг дружбы народов разных национальностей, проживающей в нашей стране.
Выдаются шаблоны человечков в национальных костюмах. Задание: разукрасить шаблоны и создать круг дружбы. Во время работы звучит национальная музыка. Все, кто готов, наклеивают человечков по контуру карты, создавая круг дружбы. (Приложение 7)
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Эта земля нас сроднила,
Дала нам тепло и уют,
Согрела нас всех, накормила
И многим дала здесь приют.
И вот не одно поколение
Мы вместе все дружно живем
С думой о хлебе едином,
Да общие песни поем.
- В заключение нашего праздника предлагаю всем встать в круг и исполнить песню “Хоровод дружбы”.
VI. Рефлексия.
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
- Выразите своё отношение к сегодняшнему уроку письменно. (На стикерах-цветочках пишут не только ученики, но и родители).
- Украсьте ими карту нашей республики.