Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А чему оно будет посвящено, пусть подскажет вам эта загадка:
Идет она, красивая,
По полю бело-синему.
Кружит она снега.
А вслед за ней метелица
Бежит и ровно стелется,
Поет, как красна девица,
Рычит, как зверь, она:
Что это?
Ученики: Зима.
Учитель: Давайте вспомним, повторив песню “Зимняя сказка”, какой может быть русская зима.
(Исполняем песню “Зимняя сказка”)
Учитель: Но всегда ли зима бывает такой чудесной?
Ученики: Зима – это холод, всё живое засыпает, а человек мёрзнет, это “сон природы”. Зима – это морозы, снежные вьюги, люди реже выходят на улицу, греются дома.
Учитель: Давайте, изобразим, как дует ветер.
Упражнение “Ветер”: Изображая ветер, дети дуют сильно и очень длительно, в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота. Это упражнение можно выполнять под музыку, на звук [с] или [в] на одном выдохе сначала звук усиливается (крешендо), затем затихает (диминуэндо).
Учитель: Ребята, а как поет вьюга?
Упражнение “Буря”: На выдохе низким голосом дети длительно тянут звук [у] с усилением громкости в середине и ослаблением в конце: [у<у>у] по дирижерскому жесту учителя. Одновременно с усилением звука дети слегка разводят руки в стороны и пр. и поднимаются на носочках, с ослаблением звука они возвращаются в исходное положение.
Учитель: И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная, бесстрастная красавица, сродни Снежной королеве.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз…
Учитель: Давайте мы представим себя легкими снежинками. Повторяйте движения за мной.
Физкультминутка выполняется под звуки музыки “Вальса цветов”:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Учитель: Именно зимой приходит к нам праздник, который мы так долго ждали. В церкви торжественно горят свечи, дома — лампады, а на небе — ... звезды! Если тихонько посидеть и послушать, то можно услышать, о чем же говорят звезды в ночь, о которой написаны такие стихи:
Великое чудо в ту ночь совершилось:
Спасителя Бог нам послал.
В забытой пещере,
В заброшенных яслях Младенец,
Сын Божий, лежал.
Учитель: О каком празднике речь идет в этом стихотворении?
Ученики: О Рождестве.
(Вывесить на доску тему урока “Пришло Рождество – начинается торжество”)
Учитель:
Поверье в народе
Давно существует,
Что в тихую ночь
Рождества
Все звери лесные
Вражду забывают,
И мир наступает —
Все в память Христа!
Учитель: Ребята кто помнит, как называются песенки, которые поют на рождество?
Ученики: Колядки.
(Вывесить на доску “колядки”)
Учитель: О чем рассказывается в колядках?
Ученики: Об истории рождения Иисуса Христа .
Учитель: Давайте расскажем об этом нашим гостям.
(Песня “Поспешают к Вифлеему пастушки”)
Учитель: Я вам говорила, что в славянских странах, как-то по особенному, поют рождественские песнопения?
(Вывесить на доску “песнопения”)
Ученики: Напевно, распевно и песенно.
Учитель: Давайте это проверим, спев народное славянское песнопение “Добрый тебе вечер”.
Учитель: Вы уже говорили, что в Рождественских песнопениях сообщают всему миру о рождении Иисуса Христа. Но что еще в рождественских песнях славят?
Ученики: Хозяина дома и Иисуса Христа.
(Исполним колядку “Рождественское чудо”)
Учитель: На Рождество в храмах больших и маленьких идут праздничные службы, а чем украшают свои дома простые люди?
Ученики: Зелеными елями или соснами, т.к. вечнозеленые деревья символизируют обновление жизни.
Учитель: Давайте и мы с вами украсим наш концерт елочкой.
(Вывесить елку на доску)
Но вдруг блеснули, зажигаясь,
На елке бриллианты звезд.
И обернулся, улыбаясь
Ее сиянию, Христос.
И с этих пор Христовой елкой
Она зовется у людей.
И блещут скромные иголки
В огне Рождественских свечей!
Учитель: А на какой еще праздник мы с вами ставим дома ели?
Ученики: Новый Год.
Учитель: Как мы узнаем, что Новый Год уже наступил?
Ученики: Бой часов на башне Кремля.
Учитель: Представим себя часиками и отсчитаем последние минуты уходящего года.
Упражнение “Часики”
Учитель: У нас уже наряжена елка, представим, что наступила Новогодняя или Рождественская ночь. Мы очень устали с вами, готовясь к празднику. Положите головку на ручки, закройте глазки и отправимся в сказку.
(Звучит “Вальс снежных хлопьев” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”)
Учитель: Узнали, в какую сказку нас позвала музыка?
Ученики: “Щелкунчик”
(Вывесить на доску “балет Щелкунчик”)
Учитель: Кто автор музыки к этому балету?
Ученики: Чайковский.
(Вывесить на доску “П.И. Чайковский”)
Учитель: Что такое балет?
Ученики: Спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
Учитель: Представим, что мы с вами в небольшом немецком городке. Взрослые и дети резвятся, танцуют, а затем маршируют вокруг елки.
(Исполняем марш из балета “Щелкунчик”)
Учитель: Как звучала музыка марша?
Ученики: Празднично, радостно, торжественно.
Учитель: Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов – Щелкунчика. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным Королем. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой с мышиным войском. Ему на помощь приходит Мари – она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Принц и Мари по “Вальс снежных хлопьев отправляются в страну сластей, где их встречает фея Драже.
(Танцуем танец феи Драже)
Учитель: Как звучала музыка танца феи Драже?
Ученики: Таинственно, изящно, хрустально.
Учитель: Начинается праздник, на котором гости разных национальностей, исполняют свои танцы:
1. “Трепак” - удалая русская пляска. (Пластическое интонирование)
Учитель: В каком характере звучала музыка?
Ученики: Быстро, радостно, задорно.
2. “Арабский танец”. (Кофе) – дышит зноем арабских пустынь (Пластическое интонирование).
Учитель: Как звучала мелодия этого танца? Название на доску!
Ученики: Неторопливо, с медлительной мелодией, однообразным аккомпанементом, словно все застыло в неподвижности.
3. “Китайский танец”. (Чай) – исполняется заводными игрушками, которые все время подпрыгивают, кружатся, переворачиваются. Движения четкие, острые. (Пластическое интонирование).
Учитель: Как звучит этот танец? Название на доску!
Ученики: Живо, весело, даже комично.
Учитель: Ребята так кто же исполняет балет?
Ученики: Танцоры.
Учитель: Кто аккомпанирует танцорам в балете?
Ученики: Оркестр.
Учитель: Оркестр большой коллектив музыкантов. Кто же руководит оркестром?
Ученики: Дирижер.
Учитель: Давайте представим себя дирижерами и продирижируем музыкой “Па – де – де” из балета “Щелкунчик” Название на доску!
Учитель: Вот такие удивительные чудеса могут происходить в Рождественскую ночь. Завершим наш урок – концерт “Рождественской песенкой” композитора П. Синявского.
Учитель: Спасибо, ребята, за работу и на память примите программки нашего рождественского урока-концерта.
Список литературы
- Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся начальной школы: методические рекомендации / Томчук С.А., Фалетрова О.М. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010.
- Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся основной школы: методические рекомендации/ Фалетрова О.М., Томчук С.А. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010.
- Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. - М.: АПК и ПРО, 2003.
- Аметова Л.А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников “Сам себе арттерапевт”. - М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.
- Аметова Л.А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. - Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989.
- Гришина А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2000.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1999.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002.
- Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. - СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.
- Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике //Педагогика. – 2000. - №9. – с. 27-34.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.
- Мак Нифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии //Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8. - №1. – 2005. - С.10-23.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
- Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. /Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006.
- Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе //Арт-терапия. Хрестоматия (под ред. А.И. Копытина). - СПб.: Питер, 2001.