Цель: познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон
Задачи урока:
- Обучающие: познакомить учащихся с понятием икона; определить ее отличия от живописи; дать представление о цвете и средствах создания икон; рассказать об известных иконописцах.
- Воспитательные: воспитывать у детей чувство уважения перед талантами русских мастеров; помогать постигать глубину духовного содержания иконы; воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.
- Развивающие: развивать познавательные и творческие способности; формировать уважение к объектам православного искусства.
Вид урока: урок введение в тему.
Оборудование урока: ПК, наглядный материал, раздаточный материал, выставка икон из домашнего архива детей (иконы Божьей Матери «Одигитрия», «Оранта», «Владимирская». Иконы Христа «Спас в силах», «Спас Нерукотворный», икона «Троица», икона «Николай Чудотворец»).
Основные понятия: Икона. Образ. Иконописец. Художник. Темпера. Паволока. Левкас. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:
- Объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков).
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
II. Подготовка к восприятию новой темы
Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная и большая тема урока (читаем) (Слайд 1)
– Как вы думаете, какие основные вопросы нам необходимо раскрыть, чтобы наши знания об иконах и иконописи были пополнены?
– Что вы знаете, или чтобы вы хотели узнать об иконах и иконописи?
– А теперь мне хотелось бы узнать, а что вы знаете об иконе?
Ответы учащихся
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя
Что такое икона?
Человек живет в красивом мире. Красота мира открывается ему через его чувства. Мир становится близким, доступным и понятным для него. Однако не все можно определить словами, обозначающими те или иные стороны жизни человека, реально воспринимается как материальные объекты, видимые, осязаемые. Это, например, чувства человека, его отношение к природе, людям, его совесть – судья в критериях добра и зла. Христиане верят, что кроме материального (видимого мира) есть мир нематериальный (невидимый, неосязаемый),духовный: человек не может его потрогать руками или узнать на вкус. Икона является окошком в этот духовный мир. Икона – не обычная картина, на ней изображено явление мира духовного в материальном.
Слово «икона» – греческое, в переводе на славянский язык означает «образ» (Слайд 2)
Если урок «Духовное краеведение Подмосковья», то работа с учебником с. 82 «ДКП». Если урок по предмету МХК рассказ учителя «Как появилась первая икона»
Христиане называют иконой изображение Христа, Богоматери или святых. Святые играли большую роль в жизни каждого человека. Считалось, что святые покровительствуют человеку на протяжении всей жизни. Людям давали имена святых. По сей день сохранилась традиция отмечать день своего святого – именины. На иконах обязательно присутствует надпись – кто изображен на иконе. Своим именем и изображением она неразрывно связана с тем, кому она посвящена. Почитая святые иконы, христиане не относят свое почитание к самой иконе, но – к личности, изображенной на ней.
Средневековая икона создавалась не как произведение искусства, а как предмет поклонения. Поэтому в старину относились к ней с глубоким почтением.
Работа с раздаточным материалом (Приложение 1)
Вопросы к раздаточному материалу.
– Какие знаки почтения оказывали русские люди иконам?
– Как вы считаете, сохранились ли эти традиции в современном мире?
– Какие знаки уважения мы используем сейчас, когда приходим в чужой дом? Является это традицией прошлого? Аргументируйте свой ответ.
Отличия иконы от портрета Работа с классом. Рассказ учителя.
Выражение «купить икону» считалось кощунством. Говорили «выменять икону на деньги». Нельзя было по ветхости уничтожать иконы, но разрешалось их закапывать в землю или пускать их по воде. Она была лучшим подарком. Их вывешивали на воротах при въезде в город.
А чем портрет отличается от иконописного изображения?
– Посмотрите на доску, найдите отличия иконы от портрета? (Слайд 3)
Живописная картина | Икона |
Внутренние отличия картины и иконы | |
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой. | Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконопись – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. |
Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир. | Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона. |
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности. | Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций – восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. |
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени. | Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. |
Внешние отличия иконы:
- условность изображения Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть в портрете.
- принцип изображения пространства Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний.
- Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.
- Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства.
Иконописец и художник
Работа с классом.
На доске вы видите два изображения.
– Кто есть кто? Как называют этих людей? (Слайд 4)
Иконописец – человек пишущий иконы.
Художник – человек рисующий картины.
Работа с раздаточным материалом (Приложение 2)
– Насколько высоки на ваш взгляд, требования, предъявляемые к иконописцу? Почему?
Иконописец тщательно готовился к написанию икон. Вначале была молитва к Богу, чтобы он даровал силы и просветлил ум для писания. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти. Он внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами.
Основа для написания иконы.
Затем наступало время подготовки красок и основы для написания иконы (Слайд 5)
Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой – щит из деревянной доски. Доска для иконы, готовится из местных пород дерева: липы, сосны, ели, ольхи, лиственницы (в северных части России), пихты, кипариса, бука (в южной части России). Предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.
Второй слой – грунт иди левкас – приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином).
Левкас – грунт, приготовленный из порошка мела с клеем. Поскольку красочный слой не может в принципе держаться непосредственно на дереве, для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить – залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт – левкас.
Другим материалом при подготовке доски является паволока.
Паволока – ткань для основы.
Это название связано с понятием «наволакивания», «паволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Паволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).
Ткань для паволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась – она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов. После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, поскольку красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Для этого в уже готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел. Таким образом, наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой каждого слоя. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить
Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии – темпера, и на искусственной – казеиново-масляной.
Четвертый слой – защищающий живопись от внешних воздействий – защитный, или покровный, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Индивидуальная работа с интерактивной доской.
Ребята с помощью учителя создают по названиям материала для основы, ее модель
Презентация переведена из Notebook 10 в Power Point, предлагаю смотреть скриншот
Тип краски (Слайд 6)
Рассказ учителя о свойствах различных красок. Итогом рассказа учителя введение нового понятия – Темпера.
Индивидуальная работа с интерактивной доской
Ребята из перечня красок выбирают тип красок для иконы. Презентация выполнена в программе Notebook 10, поэтому передвижение предметов невозможно. Предлагаю посмотреть скриншот
Темпера (Слайд 7) Средневековые иконы славятся своими немеркнущими, словно горящими красками, не подвластными разрушающему воздействию времени. Это одно из их свойств, которое не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. В чем секрет этого удивительного свойства? Главным, конечно, является использование темперных красок, состоящих из особых пигментов и желтковой эмульсии.
В XVI веке в Италии слово "темпера" означало вещество, связующее краску.Желтковые эмульсионные краски очень прочны и отлично противостоят действию света. При высыхании они не сжимаются, а потому не дают трещин и прочно соединяются с левкасной основой. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво (квас, столовый винный уксус), в пропорциях 1 желток – полскорлупы пива. Далее на матовом стекле курантом (каменным пестиком для растирания красок) перетираются все пигменты Красками лучше пользоваться на другой день. За сутки они становятся крепче, в них происходит своего рода брожение, их вяжущая сила, способность сцепления с грунтом и прочность повышаются. Яичная натуральная темпера годна для работы в течение 3–4 суток, после чего она начинает быстро разлагаться, теряет силу цвета и не сцепляется с грунтом.
Используемые цвета в иконе (Слайд 8)
– Какие цвета, на ваш взгляд, используют иконописцы для написания икон? Почему?
– Как вы считаете, почему не используют много темных красок в иконах?
Работа с учебником
Если урок МХК с.67, если урок «ДКП» с. 84.
Вывод: Икона несет радость, умиление, надежду просящему человеку, поэтому краски светлые и яркие.
Интерактивная игра. (Слайд 9)
Игра выполнена и используется только в программе Notebook 10, поэтому предлагаю посмотреть скриншоты игры
Если цвет часто используется, то цвет вплывает в улитку «часто используется»
Если цвет используется редко, то этот цвет выскакивает из улитки «часто используется», значит его следует определить в противоположную улитку «редко используется»
Рассказ о Великом иконописце Андрее Рублеве (Слайд 10)
Сообщение учащихся. Андрей Рублев (Приложение 3)
Работа с классом
– Ребята, вспомним, каких вы еще знаете иконописцев?
Ответы: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.
– Почему их называют великими иконописцами?
Ответы: Их работы очень красивые, добрые и духовные.
– Вот сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на одну икону. Я прочту стихотворение, а вы попробуйте узнать, о чьем образе пишут?
По осенним седым облакам
Вошла Богородица в храм,
На колени она опустилась.
Перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов,
Распростерла святой свой Покров.
Он из света небесного свит;
Невесом и прозрачен на вид,
Он прочней, чем железный щит –
От грехов нас и бед защитит.
Ответы учащихся.
– Да, ребята. В каждой церкви есть святой образ Богоматери. Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей земли Русской. Богородица окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси великое множество списков чудотворных икон Богоматери: Смоленская икона Богородицы, Донская, Казанская. (Слайд 11)
– По преданию, Владимирская икона Божией матери является самой знаменитой, почему?
– А Донская?
Ответы учащихся
(Представление выставки икон из домашнего архива ребят)
– Всмотритесь в этот ряд икон. Несмотря на многообразие типов изображения Богоматери, постарайтесь найти общие черты. В чем они?
Ответы учащихся
– Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, Которая знает о страданиях, ждущих ее Сына и которая с рождения Младенца отдаст Его людям во имя спасения. 3.Итог урока
– Подводя итог нашему уроку, ответьте, что вы узнали нового об иконе?
– Что такое икона? Какие ее отличия от картины? Что несет образ человеку?
– В завершении изучения темы, я прочитаю вам стихотворение К. Д.Бальмонта «Икона»
Икона темная Христа
В старинной золотой оправе,
Ты та же сердцу и не та,
Икона темная Христа,
Сокрытого в небесной славе.
Икона вечная Христа,
Твои черты безгласно строги,
Зажгись, бессмертная мечта,
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!
– Спасибо всем. Сегодня мы с вами заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства – в мир иконописи. Иконописцы своим трудом призывали и призывают к миру, к согласию. И как приятно осознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Мы можем с вами гордиться, что являемся русскими людьми и живем в России.
IV. Рефлексия
И пусть эти слова сопутствуют вам во всех ваших начинаниях (Слайд 12)
V. Домашнее задание.
Подготовить рассказ об иконе из домашнего архива семьи.
Список использованной литературы:
- Рябцев Ю.С. История русской культуры: X-XVII вв.: 7 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 268 с.
- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культуры религии (Православие)). Учеб. Пособие/ Под. Ред. Л.Н. Антоновой. – 2 – изд. – М.: 2007. – 256 с.
- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Методич. Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: 2007. – 74с.
- Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь/ Е.М. Кукина. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005.
- Пресвятая Богородица/ Сост. Панкеев. – М.: ОЛМАПРЕСС Гранд, 2002.