Тип урока. Закрепление знаний и умений. (С элементами адаптивной системы обучения, использованием ИКТ-презентация, самоконтроля – форма проведения - тестовые задания с последующей самооценкой).
Плакаты на доске. Эпиграф к уроку: “Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я, может быть запомню, Вовлеки меня, и я пойму…”Конфуций 450 г. до н.э.
“Единственный путь ведущий к знаниям - это деятельность”. Правильное питание - залог здоровья. А разве здоровье - не чудо? Сенека.
I. Цели урока. Воспитания (личностные) создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность
Развития (метапредметные) создание условий для формирования умения учащихся анализировать исследуемый объект, узнать о пользе известных напитков.
Обучения (предметные) организовать деятельность учеников для закрепления понятия реакция ионного обмена, умения применять знания на примере определения ионов в полученном растворе. Метод на основном этапе урока – частично-поисковый, метод обучения - моделирование, метод познания - описание, анализ.
II. Оборудование и реактивы: на лотках учеников - штативы с пробирками, склянки с минеральной водой, яблочным и апельсиновым соками, растворы гидроксида натрия, хлорида бария, азотной кислоты, соляной кислоты, карбоната натрия, демонстрационный стол - хлорида меди (II), лакмуса, фенолфталеина, универсальный индикатор - лакмусовая бумага, штативы с пробирками; проектор, компьютер.
Презентация “реакции ионного обмена или исследуй неизвестный раствор”, на столах учеников лотки с реактивами, посудой, карта-инструкция (приложение 1), у каждого ученика на столе - карта ученика (приложение 2), у каждой группы заготовка итогового слайда (приложение 3).* В классе расставлены столы для групповой работы учеников.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы прикоснёмся с вами к удивительному миру, миру химии. Современная химия включает в себя многие разделы. Это неорганическая, органическая, физическая, аналитическая химия. Аналитическая химия изучает химический состав и структуру вещества, используя специфические свойства ионов, их качественное определение. Тема нашего урока “Реакции ионного обмена или исследуй неизвестный раствор”
Эпиграф к уроку (презентация): “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть запомню. Вовлеки меня, и я пойму…”. Конфуций 450 г. до н.э. У каждого на столе находится карта ученика, давайте заполним её.
Ученики. Знакомятся с картой ученика, которая находится у каждого на столе. (Приложение 1).знакомятся с планом и целями урока. Цели урока: научиться проводить реакции ионного обмена, определять ионы по их качественным реакциям, узнать о пользе полезных напитков (презентация).
Учитель. Нас окружает множество органических и неорганических веществ. Свойства водных растворов неорганических веществ во многом удивительны. Так, растворы кислот, солей и щелочей проводят электрический ток, в отличии от раствора сахара, спирта. Проведём бонус-опрос. За правильный ответ каждый из вас может заработать один дополнительный балл, получив карточку с надписью +1 балл (карточки из бумаги с клеевым краем), и наклеивает её на карту ученика.
Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают на них. Вопросы бонус-опроса:
Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
Какие вещества к ним относятся? (Вопрос-бонус)?
Почему растворы электролитов проводят электрический ток? (Вопрос-бонус)?
Как называется процесс распада веществ на ионы? Что такое ионы? (Вопрос-бонус)
Учитель предлагает ответить всему классу на вопросы, которые находятся на слайде презентации.
Ученики выполняют задание, на карте ученика учащиеся отмечают ответ.
Задание №1. Выберите выигрышный путь, как в игре “крестики-нолики”, где три вещества являются: 1 вариант - электролитами, 2 вариант - неэлектролитами.
KOH (раствор) |
CO2 | C12H22O11 (сахароза) |
NaNO3 (раствор) |
AgCL | C2H5OH (этиловый спирт) |
HNO3 | Na2SO4 | SiO2 |
Происходит самопроверка (Ответы высвечиваются на слайде презентации) и самооценка. Выставляется балл. (Задание №1 – 1 балл).
Учитель. Растворы кислот, солей и щелочей проводят электрический ток, вследствие того, что эти соединения распадаются на ионы. Задаёт вопросы ученикам.
С образованием каких ионов диссоциируют растворы кислот, солей и щелочей? (Бонус-вопрос).
Какие основания называются щелочами? (Бонус-вопрос)
Ученики. Отвечают на вопросы учителя, зарабатывая дополнительные баллы. Учитель. Предлагает ответить всему классу на вопросы, которые находятся на слайде презентации.
Задание №2. Запишите, какие ионы входят в состав веществ? (Презентация)
1 вариант | 2 вариант |
CaCl2 - хлорид кальция Na2СO3 - карбонат натрия Как называются положительно заряженные ионы? |
K2SO4 - сульфат калия NaOH - гидроксид натрия Как называются отрицательно заряженные ионы? |
Ученики. На карте ученика учащиеся записывают правильный ответ.
Учитель. Максимальное количество баллов за это задание - 5 баллов. Выставляется по одному баллу за каждый правильно записанный ион и 1 балл за ответ на вопрос.
Ученики. Проверяют по ответам, которые высвечиваются на презентации. Выставляют сумму заработанных за это задание баллов.
Учитель. Предлагает ответить всему классу на вопросы, которые находятся на слайде презентации
Задание №3. “Допиши определение…”.
1 вариант | 2 вариант |
“Химические реакции, протекающие в растворе с участием свободных ионов, называют…” | “Запись уравнения химической реакции через ионы называют …” |
Ученики. На карте ученика учащиеся отмечают ответ, проверяют и выставляют балл (задание № 3 - 1 балл).
Учитель. Исследования показали, что ионы бывают бесцветные и окрашенные. Обратите внимание, на демонстрационном столе находятся пробирки с растворами соляной кислоты и гидроксидом натрия. В водном растворе соляная кислота и гидроксид натрия находится в виде ионов. Обратите внимание, что растворы бесцветны, ионы-бесцветны. Задаёт вопросы ученикам.
Ученики отвечают на вопросы, зарабатывая дополнительные баллы?
Какие ионы входят в состав этих веществ? (Бонус-вопрос)
Каким образом можно распознать данные вещества в пробирках? (Бонус-вопрос)
Учитель. Проведём демонстрационный опыт.
Опыт.1. Взаимодействие раствора кислоты и щелочи с индикатором (раствор лакмуса и фенолфталеина).
Ученики обсуждают опыт, формулируют вывод: качественная реакция на Н+, ОН- взаимодействие с индикатором, изменение цвета индикатора.
Учитель. Рассмотрим раствор хлорида меди(II). Хлорид меди (II) в водном растворе находится в виде ионов Cu2+ и CL-. Cu 2+имеет характерную окраску синего цвета. На каждый ион существует свой качественный реактив, своя качественная реакция, по которой можно определить его наличие в растворе. Проведём качественную реакцию на ион Cu2+ - взаимодействие с раствором щелочи ОН-.
Ученики обсуждают опыт, формулируют вывод: качественная реакция на Cu2+
Взаимодействие с раствором щёлочи ОН- с образованием характерного осадка синего цвета.
Учитель. Давайте вспомним, как составляются уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде на примере взаимодействия хлорида меди(II) с гидроксидом натрия.
Ученики выходят к доске и записывают уравнение реакции в молекулярном виде, полном и сокращённом ионном виде. Ответы учеников оцениваются отдельными оценками. По интерактивному слайду в презентации рассматриваем уравнение химической реакции - распад веществ на ионы, взаимодействие ионов между собой с образованием новых веществ, Обсуждаем полученные результаты.
Учитель. Предлагаю исследовать следующие объекты: минеральная вода, апельсиновый и яблочный сок. Объекты исследование появляются на слайде (презентация).
Далее появляется таблица определения ионов, которой ученики пользуются в процессе своей работы.
В группе может быть по 4-5 учеников (столы для групповой работы ставятся заранее перед уроком).
Ученики. В группе распределяемся на химиков - проводят химический эксперимент, предоставляют результаты, аналитиков – обрабатывают полученные результаты от химиков, анализируют небольшой текст по данному вопросы (небольшой текст представлен в карте инструкции) и выступают с результатами работы.
Учитель. Задача для групп: исследовать предложенные объекты, на содержание ионов Cu2+, OH-, H+, Fe3+, HCO3-, SO42- - в растворе по их качественным реакциям. Представить итоги работы: указать ионы, содержащиеся в растворе, сокращенное ионное уравнение, отражающее сущность химической реакции, признак химической реакции и представить свой объект. Оформите своё отношение к уроку. Для работы используйте карту-инструкцию. Роль учителя-организатор и координатор групповой работы.
Ученики выполняют задание в группах: одна группа-исследование апельсинового сока, другая - яблочного сока, следующая – минеральная вода (такое задание даётся двум группам, они определяют разные ионы, содержащиеся в растворе, отвечают последовательно, сначала одна группа, потом другая - “блок” минеральной воды) на содержание ионов Cu2+, OH-, H+, Fe3+, HCO3-, SO42- Подробный план работы с описанием опытов, техникой безопасности, небольшой текст для анализа по каждой теме содержится в карте-инструкции. Оформляют выводы в итоговый слайд (приложение №3). После выполнения задания, каждая группа выступает с результатами своей работы. Хотелось бы в следующий раз, оформить результаты работы с использованием учениками ноутбуков, свести все результаты в единую презентацию урока. Проецируется итоговый слайд, происходит сравнение результатов эксперимента учеников с табличными данными (презентация).
Учитель. Подведём итоги нашей работы. Все исследуемые объекты содержат полезные для жизнедеятельности человека элементы. Минеральные соли в водных средах организма частично или полностью растворяются и существуют в виде ионов. Основными источника минеральных веществ для организма являются продукты питания. Для того чтобы поддерживать обмен веществ на должном уровне надо соблюдать несколько правил:
1. Употреблять в течение дня необходимое количество воды.
2. Так как основным источником минеральных солей являются фрукты и овощи надо регулярно (каждый день) употреблять их в пищу.
Среди микроэлементов особое значение для роста и развития ребёнка имеют железо, медь и цинк. Их дефицит проявляется задержкой физического развития или анемией. Правильное питание - залог здоровья. А разве здоровье - не чудо? Сенека.
Ученикам предлагается проверить себя, выполнив задания.
Ученики выполняют задание “Проверь себя” (презентация).
Даны растворы, содержащие ионы.
1 вариант | 2 вариант |
Н+ | ОН- |
С помощью каких(-ого) реактивов(-ва) можно определить эти ионы?
Отвечают на вопрос, происходит самопроверка и самооценивание с использованием презентации (задание - 1 балл).
Учитель. Выполним следующее задание. "Проверь себя". Ученики выполняют задание повышенного уровня сложности.
Установите соответствие между сокращенным ионным уравнением и исходными веществами в молекулярном уравнении химической реакции:
1 вариант | 2 вариант |
Са2+ +СО32- —> СаСО3 | Fe3++3OH- —> Fe(OH)3 |
а) СаСl2+Na2CO3 | а) FeCL3+NaOH |
б) CaO+H2CO3 | б) Fe2O3+NaOH |
в) CaCO3+HCl | в) Fe(OH)3+HCl |
г) Ca(OH)2+K2CO3 | г) Fe(NO3)3+KOH |
Происходит самопроверка и самооценка учениками (2 балла). Все балы записываются в карту ученика.
Учитель. Давайте подведём итоги нашего урока, подсчитаем количество заработанных баллов каждым из вас, оценим результаты своей работы.
Ученики подсчитывают набранное количество баллов за урок. По количеству набранных баллов выставляют себе оценки. Если количество баллов у ученика превысило максимальный балл за этот урок, то баллы сохраняются и могут быть использованы на последующих уроках.
8-10 баллов – “оценка 5”
6-7 баллов – “оценка 4”
3-5 баллов – “оценка 3”
Молодцы!
Отмечают своё отношение к уроку (смайлик на карте ученика).
Учитель. Подведем итоги нашего урока, достигнуты ли наши цели урока? Обсуждение. Цели появляются на слайде презентации.
- Научиться проводить реакции ионного обмена.
- Определять ионы Cu2+, OH-, H+, Fe3+, HCO3-, SO42- - в растворе по их качественным реакциям.
- Узнать о пользе известных напитков.
Учитель. Дополнительную информацию по теме урока можно найти на сайтах, перейдя по ссылкам. (Презентация)
- www.xumuk.ru
- www.anchem.ru
- www.experimentanium.ru
Заключительное слово учителя. Прикоснитесь к науке, экспериментируйте, открывайте новое! Завершаем урок высказыванием -
Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность. Спасибо за урок.