Цели урока:
1.Обучающая:
- закрепить знания о горных породах и минералах;
- сформировать представления об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах, элементарных навыках безопасного поведения в экстренных ситуациях (во время землетрясений);
- познакомить с приборами, позволяющими фиксировать землетрясения и определять их магнитуду;
2. Развивающая:
- развивать умения работать со статистическими данными, с картами сайта Геологического обозрения США (www.usgs.gov), устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать мышление, познавательный интерес к предмету;
3. Воспитывающая:
- продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Движения земной коры. Землетрясения.”, интернет-сайты: www.usgs.gov и wikimapia.org.
Междисциплинарные связи: информатика, иностранный язык (английский).
Раздаточный материал: приложение 2 план-конспект урока для учащихся.
Методы: эвристическая беседа, практическая работа, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке мы рассмотрим виды движения земной коры, формы залегания горных пород и такое грозное природное явление как землетрясение.
- У вас на столах лежат листы с печатной основой в течении урока мы с вами их заполним и они помогут вам при выполнении домашней работы и при подготовке к следующим урокам.
Но прежде чем приступить к изучению нового материала давайте повторим предыдущий.
II. Проверка домашнего задания.
- Что такое горные породы?
- Чем минералы отличаются от горных пород?
- На какие группы делятся все горные породы?
- Как образуются магматические горные породы?
- Что произойдет с магматическими или осадочными горными породами под воздействием высокого давления и очень высоких температур?
- Молодцы!
III. Изучение нового материала.
(Запускаем презентацию: слайд 1.) (По мере ознакомления с новым материалом заполняется план-конспект: Приложение 2)
- Тема нашего урока: Движения земной коры. Землетрясения. (В приложение 2)
- Мы знаем, что горные породы залегают неравномерно. Это связано с движениями земной коры.
(Слайд 2) (В Приложение 2)
- Выделяют два вида движений: тектонические и неогенчетвертичные (это тектонические процессы произошедшие за последние 30 млн лет и происходящие сейчас).
- Тектонические движения — это миханические движения земной коры, вызываемые силами действующими в земной коре и мантии Земли.
Такие движения разнообразны по форме проявления, глубине и причинам. В свою очередь они подразделяются на: горизонтальные и вертикальные.
Оба вида движений происходят синхронно (т.е. одновременно), но одно доминирует над другим. Движения земной коры приводят к образованию складок и разрывов, которые влияют на формы залегания горных пород: складчатое, глыбовое и складчато-глыбовое.
(Слайд 3) (В Приложение 2)
- Складчатое залегание горных пород типично для молодых, только образовавшихся горных систем.
(Слайд 4)
- Древние породы, потерявшие пластичность, при сжатии или растяжении — разрываются на глыбы разной величины,которые перемещаясь вверх или вниз образуют горсты и грабены. Такая форма залегания называется глыбовая.
(Слайд 5) (В Приложение 2)
Горст — положительная форма рельефа, в которой отдельные блоки земной коры подняты на разную высоту.
Грабен — опущенный участок земной коры.
(задание для учащихся по слайду 5 презентации)
- Посмотрите на снимки и попробуйте установить соответствие между схемой и снимком: определите грабен и горст.
(Открыть вкладку-сайт wikimapia.org. - Байкал)
- Примером грабена является впадина озера Байкал — за 10 млн лет глубина озера достигла 1620 м, его дно продолжает опускаться.
По разломам земной коры закладываются речные долины, вдоль них часто наблюдаются выходы минеральных вод.
(Открыть сайт wikimapia.org.- Скандинавский п-ов)
- В результате медленных поднятий увеличивается площадь материков, меняется их конфигурация. Например, Скандинавский полуостров за последние 10 000 лет поднялся на 100 м. И наоборот, при опускании — увеличивается площадь океанов.
(Слайд 6) (В Приложение 2)
- Как вы думаете, какие явление происходят в природе при столкновении или расхождении литосферных плит? Правильно, землетрясения.
- Это движения земной коры и магмы, которые вызывают сотрясения земной поверхности.
- На глубине происходит смещение пород- это очаг землетрясения. Над очагом на поверхности Земли образуется эпицентр землетрясения. Самые сильные толчки наблюдаются в эпицентре землетрясения, чем дальше от него тем слабее сила землетрясения. Силу землетрясения определяют по 12 балльной шкале Рихтера.
(Слайд 7) (В Приложение 2)
- В течении года на Земле происходит около
100 000 землетрясений, т.е. около 300 в сутки. Происходят они быстро и большая их часть на дне океанов всейсмических поясах. Вравзных районах мира ученые ведут наблюдения за движениями земной коры с помощью сейсмографов. Сделать точный прогноз землетрясения пока невозможно. Можно оценить только вероятность его наступления.
(Открыть вкладку-сайт http://earthquake.usgs.gov)
- В настоящее время введено в действие слежение за сейсмической активностью крупных территорий, выявляются очаги накопления напряжений в земной коре, где наиболее вероятно наступление землетрясения. Вы то же можете получать информацию о землетрясениях на сайте Геологического обозрения США, где на карте отмечены эпицентры всех последних землетрясений.
(Практическое задание.)
- Исполдьзуя карту сайта определите в каких районах произошли землетрясения магнитудой от 5 до 12 баллов за последние сутки. (Красным квадратом отмечены эпицентры землетрясений, случившихся за последние сутки, синим - предыдущие сутки; величиной квадрата показана магнитуда, т.е. сила землетрясения.)
Для выполнения задания наведите курсор мыши на квадрат эпицентра землетрясения и нажмите на левую клавишу, получите детальные сведения: точное время толчка, географ.координаты эпицентра, расстояние от него до крупных городов, глубина очага и т. д. Полученные данные запишите ввиде таблицы.
IV. Закрепление изученного материала.
- Итак, сегодня на уроке мы узнали:
1. Какие виды движений земной коры существуют?
2. Какие выделяют формы залегания горных пород?
3. Чем горст отличаются от грабена?
4. Как называют движения земной коры и магмы, которые вызывают сотрясения земной поверхности?
5. При помощи какого прибора ведут наблюдения за движениями земной коры?
V. Домашнее задание.
Используя интернет-сайт http://earthquake.usgs.gov провести статистическое исследование районов землетрясения за неделю с магнитудой более 6 баллов по шкале Рихтера.